Избирательное правоможно рассматривать в двух смыслах: в объективном и субъективном.
В объективномсмысле избирательное правокак государственно-правовой институт представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов, в субъективномсмысле обозначает избирательные права граждан. Избирательные права являются конституционнымиправами граждан Российской Федерации. Они включают активноеизбирательное право - право избирать и пассивноеизбирательное право - право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Нормы избирательного права содержатся в нормативных правовых актах - источниках избирательного права.Прежде всего, это Конституция Российской Федерации и ряд федеральных законов. К источникам избирательного права относятся также законодательные акты субъектов Российской Федерации, инструкции Центральной избирательной комиссии.
Граждане участвуют в выборах на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, свободного и добровольного участия в выборах.
1. Принцип всеобщегоизбирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законодательством возраста - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Например, депутатом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, а Президентом РФ - 35 лет. Гражданин Российской Федерации обладает активным и пассивным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не могут быть избранными также граждане, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о лишении права находиться на государственной или муниципальной службе на установленный судом срок.
Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам РФ в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для граждан, пребывающих на территории иностранного государства.
2. Принцип свободногои добровольногоучастия гражданина РФ в выборах предполагает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
3. Принцип равногоизбирательного права означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Избирательные округа образуются примерно с равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный "вес". Однако в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.
4. Принцип прямогоизбирательного права означает, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, не делегируя свои полномочия кому бы то ни было.
5. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным,т.е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты.
Избирательная система
Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.
Избирательная система- порядок выборов государственных органов, органов местного самоуправления и некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.
В Российской Федерации применяется смешанная избирательная система: мажоритарная(как относительного большинства при выборах половины депутатов Государственной Думы, так и абсолютного большинства при выборах Президента РФ) и пропорциональная(при выборах другой половины депутатов Государственной Думы).
Избирательный процесс
Избирательный процесс состоит из нескольких стадий: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; определение результатов выборов; повторное голосование.
На федеральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации.
Организацией выборов занимаются избирательные комиссии.На них возлагаются подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов РФ;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Для проведения выборов образуются избирательные округа.Половина депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, а также Президент РФ выбираются пофедеральномуизбирательному округу, включающему всю территорию страны. Другая половина депутатов избирается в одномандатных округах,от которых проходит по одному депутату. Могут использоваться и многомандатныеизбирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов), например, при выборах советников в районные собрания (представительные органы местного самоуправления).
Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками, политическими партиями.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно с 8 до 22 часов по местному времени.
Завершающая стадия выборов - определение их результатов. Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что выборы состоялись. Кандидат на должность Президента РФ считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей от числа принявших участие в голосовании. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее количество голосов по сравнению с другими кандидатами. При повторном голосовании избранным является тот, кто получил наибольшее количество голосов по сравнению с другим кандидатом.
8.5. Основы правового статуса человека и гражданина
В понятие "основы правового статуса человека и гражданина"включают следующие элементы:
общие принципы правового статуса личности;
правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданством;
основные права, свободы и обязанности граждан, а также гарантии их реализации.
Положения, характеризующие основы правового статуса человека и гражданина, содержатся в первой и второй главах Конституции РФ, а также в ряде международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, например Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических правах 1966 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.
Термин "личность"в конституционном понимании означает любого человека, независимо от наличия у него российского гражданства, возраста, пола, расы, социального положения.