Как уже отмечалось, в зависимости от того, какие конституционные положения требуют изменения, различается и сам порядок внесения этих изменений.
1. Наиболее сложным является изменениеглав 1, 2 и 9,требующее пересмотра всей Конституции в целом. С инициативой в данном случае могут выступить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа не менее 1/5 членов Совета Федерации или группа не менее 1/5 депутатов
Государственной Думы. После выдвижения такая инициатива должна быть поддержана сначала 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а затем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Только после прохождения этих стадий созывается Конституционное Собрание(в настоящее время еще не принят федеральный конституционный закон, определяющий порядок созыва данного органа), которое должно либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой Конституции РФ. Этот проект может быть принят либо самим Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов, либо вынесен по его решению на всенародный референдум.
При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей.
2. В главы 3-8 вносятся поправки.Под поправкой понимается любое изменение текста указанных глав. Порядок внесения поправок предусмотрен ст. 134 и 136 Конституции РФ, а также Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Поправки вносятся путем принятия специального нормативного правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
За принятие этого закона должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение пяти дней принятый закон передается в Совет Федерации, где подлежит обязательному рассмотрению. За его одобрение должно проголосовать не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После одобрения закона Советом Федерации он направляется в представительные (законодательные) органы субъектов РФ. Порядок рассмотрения данного закона устанавливается этими органами самостоятельно. Закон о поправке должен быть одобрен не менее чем 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов РФ.
3.Особым образом может быть изменена ч. 1 ст. 65Конституции России, содержащая перечень субъектов Российской Федерации. Изменения в эту статью могут быть внесены либо на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе данного субъекта Федерации, либо на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. Наиболее простая процедура изменения текста данной статьи предусмотрена, если переименование субъекта Российской Федерации не связано с изменением статуса данного субъекта. Решение о переименовании принимается самим субъектом Федерации в установленном им порядке. После принятия такого решения субъект Федерации обращается к Президенту России. Президент издает указ, на основании которого изменение названия субъекта в ст. 65 учитывается при последующих изданиях текста Конституции РФ.
8.2. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, основные принципы, содержание
Конституционный строй- это закрепленная в конституции и реализованная в общественной практике социально-правовая система, которая основана на принципах, определяющих отношения между человеком, обществом и государством.
Основамиконституционного строя России являются изложенные в гл. 1 Конституции России исходные принципы конституционного регулирования взаимоотношений между человеком, обществом и государством, которые определяют сущность Российского государства. Эти положения имеют особую юридическую силу (им не может противоречить никакое другое положение Конституции) и особый порядок изменения (возможный только принятием новой Конституции).