Под гарантиями понимаются меры, обеспечивающие возможность реализации прав и свобод. В зависимости от содержания все гарантии можно разделить на группы: политические, экономические, правовые и др.
Содержанием этих гарантий являются права,закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах, а также правила,раскрывающие механизм реализации и защиты конституционных прав и свобод, носящие как материальный, так и процессуальный характер.
Так, ст. 45 Конституции РФ содержит два очень важных положения о защите прав и свобод: 1) в соответствии с ч. 1 функции защиты обязано выполнять само государство; 2) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция РФ не ограничивает варианты способов защиты, допуская таким образом любой, не запрещенный законом, вплоть до обращения в международные органы по защите прав и свобод человека. В то же время ст. 46 Конституции РФ предполагает наличие двух условий: 1) международного договора Российской Федерации, предполагающего полномочия такого международного правозащитного органа (Россия признала юрисдикцию Международного Суда по правам человека, подписав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод); 2) исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты.
Конституция РФ особо выделяет судебную защитукак наиболее действенную гарантию. Судебный порядок защиты имеет очевидные преимущества перед административным. Суд - независимый орган, подчиняющийся только закону, не связанный никакими ведомственными интересами. Судебное разбирательство точно регламентировано законом. Оно основано на принципах гласности, состязательности, непосредственном участии заинтересованных лиц. В зависимости от характера нарушаемого права судебная защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. В конституционных нормах установлены общие принципы правосудия (ст. 47-55). Основной из них - презумпция невиновности,слагаемые которой изложены в ст. 49. В Конституции РФ также закреплены:
право на юридическую помощь (ст. 48);
принцип единственного наказания за одно и то же правонарушение (ст. 50);
право на отказ от дачи свидетельских показаний против себя и своих близких родственников (ст. 51);
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53);
конституционно закреплен запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ст. 54).
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав человека, принимают участие и ряд других государственных органов и должностных лиц:
Президент России как гарант прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со ст. 80);
Уполномоченный по правам человека (ст. 103 Конституции РФ);
Прокуратура Российской Федерации.
Необходимо отметить и такие возможные способы граждан по защите своих прав, как объединения граждан в общественные организации, забастовки как метод протеста против нарушения прав и свобод в определенной сфере, необходимая оборона от неправомерных действий.
8.6. Федеративное устройство России: понятие, принципы, особенности
Федерациякак одна из форм государственного устройства характеризует такую территориальную организацию государственной власти, при которой в состав государства входят относительно самостоятельные государственные образования, имеющие свои органы власти и относительно самостоятельное законодательство.
Эти образования являются субъектами федерации.Они имеют собственную компетенцию по достаточно широкому кругу вопросов, которые вправе решать самостоятельно.
Россия является федеративным государством. В ее состав входят 89 равноправных субъектов, в числе которых 21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область и десять автономных округов. Перечень субъектов закреплен в ст. 65 Конституции России. Республики являются государствами в составе Российской Федерации. Они имеют свою конституцию и законодательство. Порядок принятия конституции определяется каждой республикой самостоятельно. Все иные субъекты имеют устав, принимаемый представительным органом, и законодательство.