Чтобы описать мораль как явление духовной жизни общества, нужно раскрыть ее характерные черты.
1. Мораль не имеет четко очерченных границ, она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.
2. Мораль внеинституциональна, то есть не имеет специальных органов и организаций, которые бы создавали нравственные нормы, проводили их в жизнь, охраняли и защищали от нарушений. В политике эти функции выполняют политические организации, в праве - целая система органов, специально созданных в этих целях. По отношению к морали можно сказать, что ее творцами, носителями и защитниками являются все общество и каждый его член.
3. Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точного времени возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают свое действие в точно определенное время, как правовые нормы, а отмирают постепенно. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.
4. Мораль императивна, то есть требует от человека определенного поведения. Но если в праве на границе законного и противозаконного стоит принудительная сила государства, то мораль может рассчитывать только на силу общественного мнения и внутренние убеждения человека в необходимости требуемого поведения. Это не значит, что мораль обладает меньшей силой, чем, например, право. Для человека с развитым чувством долга, чистой совестью соблюдение моральных требований может иметь даже большую значимость, чем следование правовым предписаниям. Хотя в идеале не должно быть расхождений между правом и моралью, и требования права должны соответствовать моральным нормам.
5. Мораль - очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации, она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека, она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков. Поэтому иногда закон требует привлечения человека к ответственности за совершенное им преступление, а мораль готова его оправдать, как это происходит, например, в фильме "Берегись автомобиля!", где главный герой Ю. Деточкин вызывает неизменные симпатии зрителей своим стремлением к победе справедливости, но в борьбе с преступниками сам избирает противозаконные средства.
6. В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Конечно, человек может вести себя так, как этого требуют общественные приличия. Но если он действует не по убеждению, не по внутренней привычке поступать именно так, а под влиянием внешних обстоятельств, заставляющих его поступать таким образом (например, боязнь осуждения, страх наказания или стремление получить одобрение), то поведение этого человека едва ли можно назвать истинно нравственным, ибо при изменении обстоятельств он может встать на аморальный и даже преступный путь.
Структура морали
В структуре морали принято выделять нравственную деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.
1.Нравственная деятельностьвыступает как сторона, признак человеческой деятельности, выражаемая понятиями "поступок" и "поведение".
Поступкомназывается действие, которое имеет определенное социальное значение, обусловлено тем или иным мотивом и является результатом сознательного выбора.
Отсутствие любого из этих моментов лишает действие морального характера и оно не может быть названо поступком. Цепь поступков, выстраивающаяся в определенную логически последовательную линию, определяет поведениечеловека. Некоторые виды поступков приобретают в обществе или в той или иной среде массовый характер, становятся элементом поведения многих людей. Это явление получило название нравов.
2. Как видно из определения нравственной деятельности, ее невозможно рассматривать вне связи с нравственными отношениями. Это взаимосвязанные понятия.
Нравственные отношения- это совокупность тех отношений, которые возникают в процессе нравственной деятельности, то есть в процессе совершения поступков.
Как и нравственная деятельность, они выступают в виде стороны, одной из характеристик любых отношений, существующих между людьми.
3.Моральное сознаниепредставляет собой совокупность моральных чувств, взглядов, представлений, норм, принципов, ценностей и оценок.
На чувственно-эмоциональном уровнеморальное сознание представлено чувствами и переживаниями, которые возникают в процессе или в результате совершения своего или чужого поступка. Моральными чувствами являются чувство долга, совесть, честь и достоинство.