Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура духовной сферы общества



Структура духовной сферы общества может быть представлена в виде областей, в которых осуществляется духовная жизнь, и в виде элементов духовного производства.

Области духовной сферы.Основными областями духовной сферы являются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Каждая из этих областей обладает особенностями, о которых будет сказано ниже. Вместе с тем их объединяет то, что:

  • 1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;
  • 2) в них создаются и распространяются духовные ценности;
  • 3) в них функционируют социальные институты, существующие для производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства.Духовная сфера по своей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей.

Таким образом, структура духовной сферы общества в виде определенного производственного процесса включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и результат данной деятельности, необходимый для удовлетворения духовных потребностей, - духовные ценности.

Духовные потребности- это нужда человека или общества в создании и усвоении духовных ценностей.

Их отличие от биологических и материальных потребностей состоит в том, что они не задаются от рождения, а формируются и развиваются в течение жизни человека.

Духовная деятельностьвключает в себя производство духовных ценностей и их усвоение.

Производство духовных ценностей может состоять в получении новых знаний, создании произведений искусства, разработке образовательных технологий и т.п. Усвоение духовных ценностей не всегда означает пассивное их восприятие. Чаще всего для этого требуется активная умственная деятельность (обучение, осмысление произведений искусства, выработка той или иной жизненной позиции или ценностной ориентации и др.).

Для производства и усвоения духовных ценностей общество создает специальные социальные институты (научные учреждения, учебные заведения, церковь, учреждения культуры).

Духовные ценности- это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.

Такими ценностями могут быть знания, произведения" искусства, религиозные представления, моральные нормы.

Одним из основных отличий духовных ценностей от материальных является то, что их потребление не приводит к их сокращению. Это свойство духовных ценностей обеспечивает им всеобщую доступность и постоянную воспроизводимость. Если исчезновение материальных ценностей чаще всего обусловлено их потреблением (расходованием природных богатств, амортизацией орудий труда и т.п.), то духовные ценности, напротив, исчезают вследствие отсутствия потребности в них. Так, в условиях засилья массовой культуры (поп-культуры) бесследно теряются многие создававшиеся веками ценности народной культуры, поскольку они остаются невостребованными.

В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения,которые также входят в духовную сферу общества.

Весь процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своей конечной целью имеют формирование человекакак духовного существа.

6.2. Культура: понятие и виды

Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов - духовной культурой.Культура - одно из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления. Эта сфера социальной действительности является объектом изучения многих наук (философии, социологии, культурологии, политологии, истории, этнографии и т.п.). Многоаспектность самого явления культуры и множество подходов к ее изучению привели к тому, что в настоящее время термин "культура", пожалуй, самый разноречивый в обществознании. Ученые насчитывают несколько сотен определений культуры.

Термин "культура"(от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античности он приобрел иное значение - воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую "вторую природу", то есть все созданное человеком.

В широком смысле культуруможно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

При этом важно иметь в виду, что в понятие культуры включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сама преобразовательная деятельность, которая также выражает уровень развития "второй природы" и в этом смысле является ценностью.

Структура культуры

Структура культуры многогранна.

1. Из определения культуры видно, что она включает в себя как материальные, так и духовные ценности, поэтому принято выделять материальную культуру и духовную культуру. Критериями деления культуры на материальную и духовную являются продукт(результат) производстваи цель производства.

Материальная культураявляется результатом материального производства (техника, материальные ценности) и служит удовлетворению материальных потребностей человека и общества. Она выступает основой существования и развития человеческого общества, его духовной культуры.

Духовная культурасвязана с производством духовных ценностей (идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей) и удовлетворяет духовные потребности.

Основными формами существования духовной культуры являются:

  • философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;
  • наука, выражающая уровень и степень познания человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;
  • мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;
  • право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;
  • религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;
  • искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.

Следует отметить, что данное деление носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах (книгах, картинах, скульптурах).

2. Культура включает в себя и саму деятельностьчеловека, и ее способы,и ее результаты,продукты. Так, с этой точки зрения материальная культура складывается из процесса производства материальных благ, под которым в данном случае понимается сам процесс деятельности, из умений, навыков, производственного опыта людей, технологий, орудий труда и т.п., с помощью которых осуществляется эта деятельность, а также продуктов потребления как результатов материально-производственной деятельности. Духовная культура состоит из творческого процесса, способов производства духовных ценностей (методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т.п.), результатов духовной деятельности (научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества).

3. Понятие культуры может относиться к различным сферам человеческой жизнедеятельности. В этом смысле можно говорить о таких видах культуры, как производственная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, экологическая и другие, а также о культуре труда, культуре досуга, культуре общения, физической культуре, культуре медицинского обслуживания и пр.

4. Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру обществаи культуру личности.Культура общества в зависимости от содержания и субъекта ее производства и потребления представлена народной, массовой или элитарной культурой.

Народная культураопирается на систему ценностей, менталитет народа, отражает национальный характер. Чаще всего ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.

Массовая культура -это культура общедоступная, которая выражает насущные духовные потребности широких масс. Она не требует глубокого осмысления, рассчитана, как правило, на непосредственное восприятие. Не обладая высокими художественными достоинствами, но будучи весьма демократичной, массовая культура способна оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентации. В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура", или "поп-культура".

Элитарная культуране рассчитана на широкую аудиторию. Ее девизом является "искусство ради искусства". Она создается элитой общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура - это творческий авангард, поэтому она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, широкими массами, нередко выходя за рамки общепринятого, доступного для рационального осмысления.

В повседневной жизни слово "культура" чаще всего ассоциируется с духовной культурой. Именно этот вид культуры составляет основу духовной сферы жизни общества.

Функции культуры

Культура в жизни каждого человека и общества в целом занимает исключительное место в связи с многообразием выполняемых ею функций. К числу основных функций культуры относятся:

1.Функция накопленияи хранениясоциальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры. Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях.

  • создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже в течение нескольких веков наслаждаются многие поколения людей. Непреходящей ценностью продолжают оставаться египетские пирамиды;
  • развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть знаний оказывается неточной и отвергается.

2.Функция передачи (трансляции)материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Каждый человек, каждое поколение в течение всей своей жизни не только впитывают в себя культурные достижения человечества, обогащаются ими, но и сами являются их творцами. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.

3. Функция познанияи преобразования мира.Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.

4. Коммуникативнаяфункция. Культура - это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур - одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.

5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая)функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, который сопровождает человека до конца его жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что сфера культуры - это та среда, в которой люди живут, а с другой - тем, что культура представляет собой систему ценностей, ориентирующих человека в окружающем мире, позволяющих ему осваивать этот мир, строить нормальные отношения с другими людьми.

6. Эстетическаяфункция. Эта функция культуры реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры, но и вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов. Естественно, не все созданное человеком является прекрасным, но в конечном итоге человек стремится к гармонии в отношениях с природой и друг с другом. Достижение этой гармонии - то главное, что характеризует культуру.

6.3. Мораль и ее роль в обществе

Мораль (нравственность)как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Определение морали, ее сущности и специфики во все времена было одним из сложнейших вопросов. Мораль понималась и как форма общественного сознания, и как социальный регулятор, и как способ освоения действительности. Большинство исследователей были едины в одном: мораль представляет собой совокупность требований, предъявляемых к поведению человека. Но при дальнейшем анализе начинались расхождения. Каково происхождение этих требований? Чем они обусловлены? В чем их специфика? Кем они предъявляются? На эти и многие другие вопросы не было однозначного ответа. Одни полагали, что моральные требования обусловлены внешними по отношению к морали факторами (Богом, природой человека). Другие исходили из того, что источник существования морали в ней самой, мораль не зависит ни от каких внешних условий и причин.

Если все же попытаться дать определение морали, то оно могло бы быть следующим.

Мораль- это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.