Не менее важным является вопрос о том, какосуществляется политическая властьв обществе, каковы основные "технологии" реализации власти. В наиболее общем виде ответ содержится в предложенной М. Веберомклассификации типов политического господства. Ученый выделял три характерных типа осуществления власти: легальный, традиционный и харизматический.
1.Согласно М. Веберу, легальныйтип господства1 складывается в обществе, где утвердилось формально-правовое начало; он покоится на основе установлений, определенных законом, и характеризуется высокой эффективностью управленческой деятельности профессионально подготовленного бюрократического аппарата. Ученый считал, что легальное господство более всего свойственно политической практике стран Запада.
2.Традиционныйтип господства, в отличие от легального, сориентирован не на формальный закон, а на веру в традиционно существующие порядок и власть. Чаще всего такой способ осуществления власти, опирающийся на историческую традицию, веру в незыблемость и справедливость существующего порядка, обнаруживают в обществах, которые сохраняют в своей структуре черты патриархальности и сословности (например, страны Востока).
3.Харизматический1 тип господства складывается преимущественно тогда, когда страны и народы переживают сложные периоды своей истории, а поэтому реализация власти в условиях войн, внутренних конфликтов, глубоких реформ и революционных потрясений имеет свои особенности. Такой тип господства авторитарен по своей сущности, основан, как правило, на авторитете яркой, харизматической личности и силе ее дара.
Легитимность власти
Всякая власть, стремящаяся к решению тех или иных общественных задач, нуждается в доверии людей, над которыми она осуществляется. Поэтому в практике политической жизни неизбежно возникает проблема легитимности власти. При этом следует отметить, что в политической науке понятие "легитимность" не совпадает с толкованием его как "законность".
Легитимностьв политологическом ее понимании выступает как признание и поддержка власти со стороны граждан.
Следовательно, легитимность власти складывается через признание управляющих большинством управляемых, а обрести легитимность - значит получить поддержку тех, над кем власть осуществляется.
Иметь признание и поддержку граждан могут самые различные типы власти в зависимости от исторических условий развития общества, характера сложившейся конкретно-политической ситуации, политического климата в стране и других обстоятельств. Как известно, всякая власть, установленная в ходе революции, низвергает все прежние законы, а следовательно, в правовом отношении может рассматриваться как нелегитимная. Однако, если рассматривать эту проблему с точки зрения политической науки, то следует признать, что даже та власть, которая сложилась вне рамок закона, может обрести легитимность, если она признана и поддерживается большинством народа. Таким образом, легитимность может быть присуща любым формам политической организации, включая деспотические, но более других в ней нуждается демократия.
Для власти чрезвычайно важно не только обрести легитимность, но и удержать ее. В целом уровень общественной поддержки власти,несомненно, находится в прямой зависимости от способности государственных органов решать насущные проблемы самых широких слоев населения, обеспечивать эффективное управление страной. В то же время всякая власть для укрепления доверия к себе со стороны граждан использует самые различные возможности, в том числе средства массовой информации, для пропаганды успеха (действительного или мнимого), роста популярности политических лидеров, поднятия авторитета политических институтов и т.д.
Распределение власти
Важным вопросом, касающимся функционирования политической власти, является вопрос о ее структуре или распределении власти по горизонтали и по вертикали.
Распределение власти по горизонталинаходит свое выражение в принципе разделения властей в государстве, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная функции исполняются разными государственными органами (так называемыми ветвями власти), имеющими свой объем полномочий и особую сферу компетенции. Это означает, что ни одна из ветвей власти не может вмешиваться в решение вопросов, отнесенных конституцией к компетенции другой, тем более - не может ее устранить. В то же время все они решают задачи взаимного контроля и сдерживания (система сдержек и противовесов), что создает известные гарантии от произвола государственной власти и не допускает ее узурпации каким-либо одним лицом или политическим институтом.
Распределение власти по вертикалиозначает разделение прав на ее использование по оси "центр - периферия", то есть с передачей части властных полномочий наверх (центру) или вниз (на места). При этом очень важно соблюсти оптимальный баланс, не допускающий, с одной стороны, чрезмерной концентрации власти в центре, что вызывает рост бюрократических и административных методов управления, и, с другой стороны, избытка прав местных органов власти, ведущего к резкому ослаблению роли центральной власти и нарастанию сепаратизма.
Опыт современных политических преобразований в России свидетельствует о том, что практическая реализация принципа разделения властей при ее формальном толковании сталкивается с большими трудностями. Поэтому процесс распределения власти требует творческого подхода, учитывающего исторические традиции страны и особенности ее политического развития.
1Легальный (лат. legalis) - законный, признанный, разрешаемый законом.
1Харизма (греч. милость, благодать, божественный дар) - наделение какой-либо личности особыми качествами исключительности, непогрешимости, святости в глазах приверженцев и последователей.
5.3. Политическая система общества и ее основные институты
Сложный и многообразный характер политических связей и отношений между людьми находит свое выражение в формировании и функционировании политической системы общества.
Политическая система- политический механизм, обеспечивающий эффективное развитие общества в изменяющихся условиях.
Как известно, на существование и функционирование общества оказывают сильное воздействие различные факторы внешнего и внутреннего порядка: изменения в мировой политике и международных отношениях, экономические, демографические, социокультурные и иные процессы, конкретная деятельность различных субъектов политики, состояние политического климата в обществе и т.д. Поэтому с помощью политической системы общество приспосабливается (адаптируется) к колебаниям внешней и внутренней среды, "самонастраивается" в условиях постоянных изменений.