Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы политического господства



Не менее важным является вопрос о том, как осуществляется политическая властьв обществе, каковы основные "технологии" реализации власти. В наиболее общем виде ответ содержится в предложенной М. Веберомклассификации типов политического господства. Ученый выделял три характерных типа осуществления власти: легальный, традиционный и харизматический.

1.Согласно М. Веберу, легальныйтип господства1 складывается в обществе, где утвердилось формально-правовое начало; он покоится на основе установлений, определенных законом, и характеризуется высокой эффективностью управленческой деятельности профессионально подготовленного бюрократического аппарата. Ученый считал, что легальное господство более всего свойственно политической практике стран Запада.

2. Традиционныйтип господства, в отличие от легального, сориентирован не на формальный закон, а на веру в традиционно существующие порядок и власть. Чаще всего такой способ осуществления власти, опирающийся на историческую традицию, веру в незыблемость и справедливость существующего порядка, обнаруживают в обществах, которые сохраняют в своей структуре черты патриархальности и сословности (например, страны Востока).

3. Харизматический1 тип господства складывается преимущественно тогда, когда страны и народы переживают сложные периоды своей истории, а поэтому реализация власти в условиях войн, внутренних конфликтов, глубоких реформ и революционных потрясений имеет свои особенности. Такой тип господства авторитарен по своей сущности, основан, как правило, на авторитете яркой, харизматической личности и силе ее дара.

Легитимность власти

Всякая власть, стремящаяся к решению тех или иных общественных задач, нуждается в доверии людей, над которыми она осуществляется. Поэтому в практике политической жизни неизбежно возникает проблема легитимности власти. При этом следует отметить, что в политической науке понятие "легитимность" не совпадает с толкованием его как "законность".

Легитимностьв политологическом ее понимании выступает как признание и поддержка власти со стороны граждан.

Следовательно, легитимность власти складывается через признание управляющих большинством управляемых, а обрести легитимность - значит получить поддержку тех, над кем власть осуществляется.

Иметь признание и поддержку граждан могут самые различные типы власти в зависимости от исторических условий развития общества, характера сложившейся конкретно-политической ситуации, политического климата в стране и других обстоятельств. Как известно, всякая власть, установленная в ходе революции, низвергает все прежние законы, а следовательно, в правовом отношении может рассматриваться как нелегитимная. Однако, если рассматривать эту проблему с точки зрения политической науки, то следует признать, что даже та власть, которая сложилась вне рамок закона, может обрести легитимность, если она признана и поддерживается большинством народа. Таким образом, легитимность может быть присуща любым формам политической организации, включая деспотические, но более других в ней нуждается демократия.

Для власти чрезвычайно важно не только обрести легитимность, но и удержать ее. В целом уровень общественной поддержки власти,несомненно, находится в прямой зависимости от способности государственных органов решать насущные проблемы самых широких слоев населения, обеспечивать эффективное управление страной. В то же время всякая власть для укрепления доверия к себе со стороны граждан использует самые различные возможности, в том числе средства массовой информации, для пропаганды успеха (действительного или мнимого), роста популярности политических лидеров, поднятия авторитета политических институтов и т.д.

Распределение власти

Важным вопросом, касающимся функционирования политической власти, является вопрос о ее структуре или распределении власти по горизонтали и по вертикали.

Распределение власти по горизонталинаходит свое выражение в принципе разделения властей в государстве, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная функции исполняются разными государственными органами (так называемыми ветвями власти), имеющими свой объем полномочий и особую сферу компетенции. Это означает, что ни одна из ветвей власти не может вмешиваться в решение вопросов, отнесенных конституцией к компетенции другой, тем более - не может ее устранить. В то же время все они решают задачи взаимного контроля и сдерживания (система сдержек и противовесов), что создает известные гарантии от произвола государственной власти и не допускает ее узурпации каким-либо одним лицом или политическим институтом.

Распределение власти по вертикалиозначает разделение прав на ее использование по оси "центр - периферия", то есть с передачей части властных полномочий наверх (центру) или вниз (на места). При этом очень важно соблюсти оптимальный баланс, не допускающий, с одной стороны, чрезмерной концентрации власти в центре, что вызывает рост бюрократических и административных методов управления, и, с другой стороны, избытка прав местных органов власти, ведущего к резкому ослаблению роли центральной власти и нарастанию сепаратизма.

Опыт современных политических преобразований в России свидетельствует о том, что практическая реализация принципа разделения властей при ее формальном толковании сталкивается с большими трудностями. Поэтому процесс распределения власти требует творческого подхода, учитывающего исторические традиции страны и особенности ее политического развития.

1Легальный (лат. legalis) - законный, признанный, разрешаемый законом.

1Харизма (греч. милость, благодать, божественный дар) - наделение какой-либо личности особыми качествами исключительности, непогрешимости, святости в глазах приверженцев и последователей.

 

 

5.3. Политическая система общества и ее основные институты

Сложный и многообразный характер политических связей и отношений между людьми находит свое выражение в формировании и функционировании политической системы общества.

Политическая система- политический механизм, обеспечивающий эффективное развитие общества в изменяющихся условиях.

Как известно, на существование и функционирование общества оказывают сильное воздействие различные факторы внешнего и внутреннего порядка: изменения в мировой политике и международных отношениях, экономические, демографические, социокультурные и иные процессы, конкретная деятельность различных субъектов политики, состояние политического климата в обществе и т.д. Поэтому с помощью политической системы общество приспосабливается (адаптируется) к колебаниям внешней и внутренней среды, "самонастраивается" в условиях постоянных изменений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.