Нормативно-правовые акты, опубликованные и зарегистрированные в установленном законом порядке, могут быть оспорены с точки зрения их законности в судебном порядке двумя способами: опосредованно (при рассмотрении и разрешении исковых дел между конкретными заинтересованными лицами когда сторона просит применить, например закон высшей юридической силы и не применять противоречащий ему другой нормативно-правовой акт), непосредственно (в порядке судопроизводства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица, объединения граждан, организации, прокурор оспаривают в суде законность нормативно-правового акта либо его части без относительно к конкретному субъекту права и к спору о защите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующим).
Оспаривание нормативно-правовых актов федерального уровня, то есть нпа Президента, Госдумы, правительства, с точки зрения конституции осуществляется строго в КС РФ и по запросам строго определенных лиц и органов. Оспаривание законности нпа федерального уровня, принятого иными органами (министерств, ведомств, комитетов) подсудно ВС РФ. Оспаривание нормативно-правовых актов принятых в субъектах осуществляется в ВС субъекта.
Частным случае реализации конституционного права на судебное обжалование решения органа государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания противоречащим закону нормативно правового акта или его части. Прокурор или заместитель приносит протест в суд или органу, издавшему этот нпа.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10дневный с момента его поступления. Если протест против законодательного органа – то в ближайшем заседании.
По этим делам не устанавливается фактических обстоятельств дела, то есть не устанавливается совокупность юридических фактов необходимых для применения нормы права. Функция суда сводится к исследованию свойств нормативно-правового акта, полномочия органа издавшего акт выяснению соответствия закрепленных в нормативно правовом акте норм конституции РФ, ФЗ, то есть суд проводит правовую оценку акта. Суд не связан доводами заявителя, его правовой позицией и проявляет инициативу в исследовании законности акта или его части.
Гражданин, организация считающая, что принятым о опубликованным нормативно-правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушаются их права и свободы, гарантированные конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами, а так же прокурор в праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании нормативно-правовых актов проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции КС РФ.
Подсудность определяется местом нахождения органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт.
Заявление должно полностью соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям, а так же должно содержать дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, данные о наименовании нормативно-правового акта, дата его принятия, а так же указания на то, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом.
Подача заявления об оспаривании не приостанавливает действие нормативно-правового акта.
Отказ в принятии заявления
Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативно-правового акта по основаниям, указанным в заявлении.
Порядок рассмотрения
О времени о месте судебного заседания извещается заявитель, руководитель органа принявшего нормативно-правовой акт, либо должностное лицо или их представители. В зависимости от обстоятельств неявка не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу. Заявление рассматривается в течение месяца, а ВС РФ в течение 3 месяцев со дня подачи. Если при рассмотрении заявления будет установлено, что имеется спор о частном праве – заявление остается без рассмотрения. Действует принцип состязательности, но проявляется в последовательности выступлений. Судом исследуются в основном письменные доказательства, касающиеся не фактических обстоятельств дела, а правового статуса органа издавшего оспариваемый акт и изучаются нормы законов по их текстам.
Отказ лица от своего требований не влечет прекращения производства по делу.
Признание требования лицом, принявшем оспариваемые нормативно-правовой акт, для суда не обязательно.