Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части



Нормативно-правовые акты, опубликованные и зарегистрированные в установленном законом порядке, могут быть оспорены с точки зрения их законности в судебном порядке двумя способами: опосредованно (при рассмотрении и разрешении исковых дел между конкретными заинтересованными лицами когда сторона просит применить, например закон высшей юридической силы и не применять противоречащий ему другой нормативно-правовой акт), непосредственно (в порядке судопроизводства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица, объединения граждан, организации, прокурор оспаривают в суде законность нормативно-правового акта либо его части без относительно к конкретному субъекту права и к спору о защите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующим).

Оспаривание нормативно-правовых актов федерального уровня, то есть нпа Президента, Госдумы, правительства, с точки зрения конституции осуществляется строго в КС РФ и по запросам строго определенных лиц и органов. Оспаривание законности нпа федерального уровня, принятого иными органами (министерств, ведомств, комитетов) подсудно ВС РФ. Оспаривание нормативно-правовых актов принятых в субъектах осуществляется в ВС субъекта.

Частным случае реализации конституционного права на судебное обжалование решения органа государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания противоречащим закону нормативно правового акта или его части. Прокурор или заместитель приносит протест в суд или органу, издавшему этот нпа.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10дневный с момента его поступления. Если протест против законодательного органа – то в ближайшем заседании.

По этим делам не устанавливается фактических обстоятельств дела, то есть не устанавливается совокупность юридических фактов необходимых для применения нормы права. Функция суда сводится к исследованию свойств нормативно-правового акта, полномочия органа издавшего акт выяснению соответствия закрепленных в нормативно правовом акте норм конституции РФ, ФЗ, то есть суд проводит правовую оценку акта. Суд не связан доводами заявителя, его правовой позицией и проявляет инициативу в исследовании законности акта или его части.

Гражданин, организация считающая, что принятым о опубликованным нормативно-правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушаются их права и свободы, гарантированные конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами, а так же прокурор в праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании нормативно-правовых актов проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции КС РФ.

Подсудность определяется местом нахождения органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт.

Заявление должно полностью соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям, а так же должно содержать дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, данные о наименовании нормативно-правового акта, дата его принятия, а так же указания на то, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом.

Подача заявления об оспаривании не приостанавливает действие нормативно-правового акта.

Отказ в принятии заявления

Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативно-правового акта по основаниям, указанным в заявлении.

Порядок рассмотрения

О времени о месте судебного заседания извещается заявитель, руководитель органа принявшего нормативно-правовой акт, либо должностное лицо или их представители. В зависимости от обстоятельств неявка не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу. Заявление рассматривается в течение месяца, а ВС РФ в течение 3 месяцев со дня подачи. Если при рассмотрении заявления будет установлено, что имеется спор о частном праве – заявление остается без рассмотрения. Действует принцип состязательности, но проявляется в последовательности выступлений. Судом исследуются в основном письменные доказательства, касающиеся не фактических обстоятельств дела, а правового статуса органа издавшего оспариваемый акт и изучаются нормы законов по их текстам.

Отказ лица от своего требований не влечет прекращения производства по делу.

Признание требования лицом, принявшем оспариваемые нормативно-правовой акт, для суда не обязательно.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.