Психологическое здоровье человека зависит от среды, в которую он попадает. Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные возрастно-психологические возможности на любом этапе развития. В каждом человеке заложено активное стремление к здоровью, тяга к развитию [3].
Одним из основных рисков для психологического здоровья являются предельные стрессовые переживания. Но школа обрушивается на подростка не только явными стрессорами (экзамены и пр.) Это могут быть факторы, не видные сразу, которые в своей совокупности меняют эмоциональное состояние учащегося, воздействуя регулярно или резко на подростка. В целом, подростки – это та часть общества, которая часто сталкивается со стрессом в своем развитии и особенно остро переживает его.
Основу самоопределения, формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, трудовой, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков – его ярко выраженный личностный характер. Изменения в содержании и форме общения со сверстниками или взрослыми наиболее сильно сказываются на подростковой психике и могут оказаться стрессовыми. Стрессовыми нередко становятся и ситуации, связанные с обязательной деятельностью подростка – учебой.
Стресс проявляется через психофизиологические (нервные тики, спазмы, боли), эмоциональные (раздражительность, гнев, враждебность) и поведенческие (курение, постоянная спешка, потеря интереса к своему внешнему виду) симптомы [2]. Поэтому длительные, хронические стрессы, скорее всего, негативно скажутся на состоянии физиологически и эмоционально нестабильного подростка. В этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно. Кроме того, источником депривации становятся не только внешние запреты, но и, что важнее, внутренние, накладываемые подростком на самого себя[1].
Несомненно, что степень воздействия на подростка внешних стрессоров зависит от таких его характеристик, как врожденные особенности организма, характер психотравмирующих переживаний в его раннем детском опыте и прогноз будущего; родительские сценарии стрессового поведения; характера человека и черт личности (сензитивности, тревожности, враждебности, конфликтности, импульсивности, аналитических способностей, умением обращаться со временем и др.); уровня самооценки и уровня притязаний; направленности человека, его установок, ценностей и вредных привычек. Однако в школе возникают специфические для этой среды стрессоры, которые необходимо учитывать для сохранения и укрепления психологического здоровья подростка.
Можно перечислить факторы школьной среды, влияющие на развитие стресса у подростка.
1. Условия учебной деятельности:
- Слом или отсутствие в школе социальных ориентиров, позволяющих ставить себе задачи развития и строить индивидуальный жизненный план.
- Повышенная ответственность за образование. Экзамены.
- Преобладание в школе интеллектуального труда, репродуктивных видов мыслительной деятельности.
- Несоответствие организации и содержания образования возрастным психологическим особенностям. Учебные перегрузки [5].
- Постоянный дефицит времени. Хроническая усталость.
- Нарушение режима труда и отдыха в учебном заведении. Недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей.
2. Ближнее социальное окружение:
- Враждебное отношение педагога.
- Смена школьного коллектива.
- Неприятие детским коллективом. Падение личного престижа.
Человек, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и легче воспринимает угрожающие факторы среды.
Таким образом, в образовательной среде подросток испытывает оба вида стресса: и информационный, и эмоциональный.
В связи с индивидуальным опосредованием многих из перечисленных факторов характеристиками конкретного подростка и определенной среды, любая профилактическая программа должна основываться на предварительных психологических исследованиях.
В настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. Одна из задач, сформулированных в связи с этим – развитие личности ученика и создание безопасной для ребенка школьной среды [4]. Это не отрицает ее проблемного характера, способствующего преобразовательной деятельности подростка, преодолению ребенком возникающих сложностей и дальнейшему его личностному росту.
Литература
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Избр. психол. тр. – М. : Воронеж, 1995.
2. Игумнов, С. А. Управление стрессом (методы снижения влияния) / С. А. Игумнов. – СПб. : Речь, 2007. – 112 с.
3. Пахальян, В. Развитие и психологическое здоровье (подростковый возраст) / В. Пахальян. – СПб. : Питер, 2005. – 240 с.
4. Рубцов, В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. – М. : МГППУ, 2002. – 272 с.
5. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.