Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

На психологическое здоровье подростка



Психологическое здоровье человека зависит от среды, в которую он попадает. Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные возрастно-психологические возможности на любом этапе развития. В каждом человеке заложено активное стремление к здоровью, тяга к развитию [3].

Одним из основных рисков для психологического здоровья являются предельные стрессовые переживания. Но школа обрушивается на подростка не только явными стрессорами (экзамены и пр.) Это могут быть факторы, не видные сразу, которые в своей совокупности меняют эмоциональное состояние учащегося, воздействуя регулярно или резко на подростка. В целом, подростки – это та часть общества, которая часто сталкивается со стрессом в своем развитии и особенно остро переживает его.

Основу самоопределения, формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, трудовой, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков – его ярко выраженный личностный характер. Изменения в содержании и форме общения со сверстниками или взрослыми наиболее сильно сказываются на подростковой психике и могут оказаться стрессовыми. Стрессовыми нередко становятся и ситуации, связанные с обязательной деятельностью подростка – учебой.

Стресс проявляется через психофизиологические (нервные тики, спазмы, боли), эмоциональные (раздражительность, гнев, враждебность) и поведенческие (курение, постоянная спешка, потеря интереса к своему внешнему виду) симптомы [2]. Поэтому длительные, хронические стрессы, скорее всего, негативно скажутся на состоянии физиологически и эмоционально нестабильного подростка. В этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно. Кроме того, источником депривации становятся не только внешние запреты, но и, что важнее, внутренние, накладываемые подростком на самого себя[1].

Несомненно, что степень воздействия на подростка внешних стрессоров зависит от таких его характеристик, как врожденные особенности организма, характер психотравмирующих переживаний в его раннем детском опыте и прогноз будущего; родительские сценарии стрессового поведения; характера человека и черт личности (сензитивности, тревожности, враждебности, конфликтности, импульсивности, аналитических способностей, умением обращаться со временем и др.); уровня самооценки и уровня притязаний; направленности человека, его установок, ценностей и вредных привычек. Однако в школе возникают специфические для этой среды стрессоры, которые необходимо учитывать для сохранения и укрепления психологического здоровья подростка.

Можно перечислить факторы школьной среды, влияющие на развитие стресса у подростка.

1. Условия учебной деятельности:

- Слом или отсутствие в школе социальных ориентиров, позволяющих ставить себе задачи развития и строить индивидуальный жизненный план.

- Повышенная ответственность за образование. Экзамены.

- Преобладание в школе интеллектуального труда, репродуктивных видов мыслительной деятельности.

- Несоответствие организации и содержания образования возрастным психологическим особенностям. Учебные перегрузки [5].

- Постоянный дефицит времени. Хроническая усталость.

- Нарушение режима труда и отдыха в учебном заведении. Недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей.

2. Ближнее социальное окружение:

- Враждебное отношение педагога.

- Смена школьного коллектива.

- Неприятие детским коллективом. Падение личного престижа.

Человек, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и легче воспринимает угрожающие факторы среды.

Таким образом, в образовательной среде подросток испытывает оба вида стресса: и информационный, и эмоциональный.

В связи с индивидуальным опосредованием многих из перечисленных факторов характеристиками конкретного подростка и определенной среды, любая профилактическая программа должна основываться на предварительных психологических исследованиях.

В настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. Одна из задач, сформулированных в связи с этим – развитие личности ученика и создание безопасной для ребенка школьной среды [4]. Это не отрицает ее проблемного характера, способствующего преобразовательной деятельности подростка, преодолению ребенком возникающих сложностей и дальнейшему его личностному росту.

 

Литература

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Избр. психол. тр. – М. : Воронеж, 1995.

2. Игумнов, С. А. Управление стрессом (методы снижения влияния) / С. А. Игумнов. – СПб. : Речь, 2007. – 112 с.

3. Пахальян, В. Развитие и психологическое здоровье (подростковый возраст) / В. Пахальян. – СПб. : Питер, 2005. – 240 с.

4. Рубцов, В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина. – М. : МГППУ, 2002. – 272 с.

5. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.

 

А. А. Селезнёв

(Барановичи, Беларусь)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.