Социально-экономические изменения, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на человека, предъявляют высокие требования к формированию психологической культуры будущих специалистов, позволяющей выдерживать конкуренцию в новых экономических реалиях, создавать необходимые условия для саморазвития личности. Охранительная тенденция, стремление человека к безопасности, с одной стороны, и стремление к личностному росту, самоутверждению, с другой, создают определенные трудности в работе педагогов, психологов, направленной на предупреждение односторонности саморазвития учащихся, профилактику конформизма и эгоцентризма, выработку внутреннего локуса оценки и контроля, ответственности за свои поступки. В то же время, недостаточно изучены характеристики психологической культуры и самоактуализации учащихся и характер их связи, особенности психологической культуры и самоактуализационных характеристик у юношей и девушек, влияющие на межличностное взаимодействие, развитие их отношений и общения, отсутствуют учебные программы, рекомендации, конкретизирующие цели, задачи, условия и средства, направленные на развитие психологической культуры учащихся среднего специального учебного заведения.
Изучение заявленной проблемы позволит выявить параметры психологической культуры и направления деятельности учащихся, развитие которых будет способствовать их самоактуализации, снижению затрат государства на профилактическую работу. Важно помочь учащимся самостоятельно определить свое «Я», достичь согласованности процессов самосовершенствования, социальной адаптации и самореализации, обусловливающих профессиональную мобильность будущего специалиста.
Эмпирическое исследование соотношения компонентов психологической культуры и самоактуализационных характеристик учащихся проводилось нами с помощью методики оценки уровня психологической культуры личности (на основе концептуальной модели психологической культуры В. В. Семикина), самоактуализационного теста (далее – САТ) (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская) [1].
На этапе экспериментального обучения были внедрены в учебно-воспитательный процесс программа совместных действий педагогов, психологов и учащихся, социально-медико-психологический мониторинг как организационное средство планирования, применения и оценивания всего процесса обучения в педагогической технологии для достижения более эффективной формы образования и повышения резервов здоровья учащихся, учебная программа «Психологическая культура и психологическое здоровье». Целью программы «Психологическая культура и психологическое здоровье» является развитие психологической культуры учащегося. Методологической основой для построения учебной программы являются культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л. С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А. Н. Леонтьев), концепция психологической культуры личности (Я. Л. Коломинский и др.), представление о психологическом здоровье личности (И. В. Дубровина, А. Маслоу и др.).
Методика психологической подготовки учащихся основывалась на принципах учета психологической предобразованности, обеспечения личностной вовлеченности юношей и девушек через интроспективное проецирование и психотерапевтические ожидания в соответствии с принципами восприятия и усвоения психологической информации (Я. Л. Коломинский), задачами личностного самоопределения, самопознания и самовоспитания, развития рефлексии, уточнения и корректировки образов своего «Я» в условиях учебной и внеучебной творческой деятельности учащихся. В программе использованы различные активные формы и методы обучения – проблемные лекции, практические и дискуссионные занятия, деловые игры, управляемая самостоятельная работа, организация работы молодежного театра миниатюр, внеучебной творческой деятельности учащихся, направленные на создание ситуации диалога, условий для функционирования психологических механизмов на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях личности, мотивацию к высоким достижениям, учебной и творческой активности учащихся.
На мотивационном этапе реализации программы учащиеся были ознакомлены с целью, общими задачами, содержанием учебной программы, условиями, предполагаемыми результатами совместной деятельности. Результатом мотивационного этапа явилось формирование представления учащихся о необходимости развития своей психологической культуры. Структурирование учебной программы проводилось на основе планируемой деятельности, ценностных ориентаций с опорой на личностные потребности учащихся. В нашей работе основанием для проектирования содержания учебной программы выступили практический психолого-педагогический опыт реализации авторских проектов в области распространения психологических знаний среди учащихся средних специальных учебных заведений г. Барановичи: «Диалог» (городского управления социальной помощи молодежи (ГУСПМ), 1996 г.), «Институт позитивного поведения» (ГУСПМ, 1999 г.), «Развитие службы семейного консультирования г. Барановичи» (ГУСПМ, 2000 г.), теоретические основы и общие подходы к психологии здоровья. В процессе моделирования учебной программы уточнялась программа совместных действий педагогов, психолога и учащихся, разрабатывалось методическое сопровождение программы. Изучение и корректировка учебной программы сопровождались обеспечением междисциплинарных связей с другими учебными дисциплинами в плане актуализации ее профессионально-психологической направленности. Рефлексия, экспертиза и обобщение результатов деятельности учащихся в ходе социально-медико-психологического мониторинга позволили корректировать учебную программу в целом и ее отдельные разделы.
Для экспериментального обучения были определены экспериментальная и контрольная группы: по 100 учащихся (по 4 учебные группы в каждой) 1 курса Барановичского технологического колледжа Белкоопсоюза, которые на констатирующем этапе исследования не имели существенных различий в основных показателях психологической культуры и самоактуализационных характеристик личности. Основными направлениями деятельности учащихся экспериментальной группы являлись: учебная деятельность, направленная на овладение психологическими знаниями и умениями в ходе реализации учебной программы; постепенное углубление личностной рефлексии: соотнесение учащимися своих индивидуально-личностных характерологических качеств, эмоциональных переживаний и волевых проявлений, особенностей познавательной деятельности с эталонно-нормативными описаниями, содержащимися в обсуждаемых на занятиях психологических параметрах индивидуальности; внеучебная творческая, управляемая самостоятельная деятельность – самореализация в процессе сотворчества, содеятельности в ходе выполнения групповых заданий, участия в постановках молодежного театра миниатюр, принятия различных ролей (ведущих, участников «конкурсов знатоков», музыкально-литературных «вечеров здоровья», исполнителей музыкальных, литературных композиций и др.); усвоение в ходе обучения ценностей, смыслов, отношений, социальных установок зрелой личности.
По результатам исследования в условиях экспериментального обучения показатели высокого (PЭГ=23 %, PКГ=5 %) и среднего (PЭГ=61 %, PКГ=36 %) уровней психологической культуры учащихся экспериментальной группы оказались существенно выше (p<0,001). В экспериментальной группе существенно уменьшился также показатель низкого (PЭГ=16 %, PКГ=59 %, p<0,001) уровня психологической культуры, что подтверждает позитивное влияние приобретенных учащимися психологических знаний и умений. Учащиеся экспериментальной группы имеют более высокие показатели по следующим компонентам психологической культуры личности: волевой (PЭГ=19 %, PКГ=6 %, p<0,01); коммуникативный (PЭГ=21 %, PКГ=9 %, p<0,02); ценностно-смысловой (PЭГ=27 %, PКГ=13 %, p<0,02). В отличие от контрольной группы, в экспериментальной отмечается наличие положительной динамики развития психологической культуры учащихся. Выявленные различия статистически достоверны (χ2=64,27; p<0,001). Последовательное овладение психологическими знаниями и умениями, социальными нормами взаимодействия, а также построение своего поведения в соответствии с ними формируют активную позицию учащихся, направленную на развитие волевых качеств, социализацию и самореализацию, которая проявляет себя при выполнении самостоятельной работы, обсуждении и исследовании в процессе занятий жизненных ситуаций, психологических проблем учащейся молодежи.
Установлено также, что высокий уровень сформированности самоактуализационных характеристик учащихся экспериментальной группы существенно выше (PЭГ=54 %, PКГ=18 %, p<0,001). В экспериментальной группе существенно ниже удельный вес параметров индивидуальных «профилей» учащихся в диапазоне личностных нарушений (PЭГ=11 %, PКГ=29 %, p<0,01). В контрольной группе показатели сформированности самоактуализационных характеристик учащихся существенно не изменились (p>0,05). Достоверность положительной динамики показателей самоактуализационных характеристик учащихся экспериментальной группы подтверждена статистически (χ2=39,42; p<0,001). Существенно выражен показатель САТ в диапазоне личностных нарушений у девушек (14,49 %) по сравнению с аналогичным уровнем у юношей (3,23 %), что может быть обусловлено более негативным влиянием всего социального контекста на формирование у девушек уверенности в себе, самооценки в условиях ускорения темпа жизни, нарастающей конкуренции рыночной экономики. Также существенно выше удельный вес показателей у девушек в диапазоне личностных нарушений по шкале «Ценностные ориентации» (юноши – 6,45 %, девушки – 21,74 %, p<0,05). Девушкам в большей мере необходима психологическая поддержка в реализации своего личностного потенциала, принятии ценностей самоактуализирующейся личности.
В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, нами выявлены достоверные положительные корреляционные связи между основными показателями психологической культуры личности по данным методики оценки уровня психологической культуры (по В.В. Семикину) и самоактуализационных характеристик учащихся по результатам САТ. Так, развитие рефлексивно-перцептивного компонента психологической культуры учащегося способствует адекватному восприятию и познанию себя и других людей, ощущению целостности своей жизни и окружающего мира, неразрывности прошлого, настоящего и будущего (rxy=0,57 со шкалой САТ «Ориентация во времени»), усилению внутреннего локуса контроля, независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (rxy=0,73 со шкалой «Поддержка»), расширяет знания об окружающем мире, играет важную роль в формировании творческой направленности личности (rxy=0,68 со шкалой «Познавательные потребности»; rxy=0,69 со шкалой «Креативность») (p<0,001). В целом, уровень сформированности самоактуализационных характеристик учащихся в экспериментальной группе имеет сильную положительную связь с уровнем сформированности рефлексивно-перцептивного (rxy=0,7), когнитивного (rxy=0,7), ценностно-смыслового (rxy=0,71) компонентов психологической культуры личности (p<0,001), а также среднюю положительную связь с уровнем сформированности социального опыта (rxy=0,62), волевого (rxy=0,59), аффективного (rxy=0,3) и коммуникативного компонентов психологической культуры учащихся (rxy=0,36) (p<0,01).
На основании эмпирического исследования можно сделать общий вывод, что повышение психологической культуры учащихся создает благоприятные условия для самоактуализации личности, способствует сформированности интра- и интерперсональных самоактуализационных характеристик, социального интереса и децентрации обучаемых. В качестве необходимых организационных психолого-педагогических средств здоровьесберегающей педагогической технологии выступают соответствующая учебная программа и социально-медико-психологический мониторинг, выполняющий функции наблюдения с целью контроля и оценки развития личностных характеристик учащихся, анализа информации и управления, получения обратной связи, принятия соответствующих решений специалистов.
Результаты исследования имеют научную и практическую значимость для обоснования и разработки здоровьесберегающего подхода в практике работы средних специальных учебных заведений, предусматривающего включение показателей психологической культуры и самоактуализационных характеристик учащихся в систему оценки качества профилактической психолого-педагогической деятельности.
Для внедрения здоровьесберегающего подхода в практику работы средних специальных учебных заведений необходимо в дальнейшей работе определить здоровьесберегающие приоритеты в оценке качества профессионального образования, усовершенствовать систему управления с использованием моделей конечных результатов, контроля качества профилактической психолого-педагогической работы, обеспечить междисциплинарный синтез знаний, повысить квалификацию специалистов профессионального образования.
Необходимо учитывать, что игнорирование проблем психологической культуры и психологического здоровья будущих специалистов может привести к негативным последствиям как на личностном уровне (расстройства психогенного характера, асоциальное поведение, отрицательное отношение к действительности), так и на социально-экономическом (низкая эффективность труда, текучесть кадров, аварийность на производстве, материальные убытки). Результаты исследования, учебная программа «Психологическая культура и психологическое здоровье», учебно-методические пособия «Аутомониторинг здоровья, или оздоровление через обучение», «Психология здоровья», учебно-методическое пособие для организации управляемой самостоятельной работы учащихся «Психология здоровья» могут быть использованы в системе профессионального образования руководителями учреждений образования, преподавателями, психологами, социальными педагогами, кураторами групп, работниками профориентационных служб с целью развития психологической культуры и, соответственно, улучшения психологического здоровья учащейся молодежи, а также для подготовки практических психологов, педагогов, при чтении лекций по курсу «Педагогическая психология» для студентов психологических факультетов и слушателей факультетов повышения квалификации.
Литература
1. Селезнёв, А. А. Психология здоровья : учеб.-метод. пособие для организации управляемой самостоятельной работы / БарГУ ; авт.-сост. А. А. Селезнёв; под ред. Я. Л. Коломинского. – Барановичи, 2007. – 303 с.