Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ



 

Социально-экономические изменения, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на человека, предъявляют высокие требования к формированию психологической культуры будущих специалистов, позволяющей выдерживать конкуренцию в новых экономических реалиях, создавать необходимые условия для саморазвития личности. Охранительная тенденция, стремление человека к безопасности, с одной стороны, и стремление к личностному росту, самоутверждению, с другой, создают определенные трудности в работе педагогов, психологов, направленной на предупреждение односторонности саморазвития учащихся, профилактику конформизма и эгоцентризма, выработку внутреннего локуса оценки и контроля, ответственности за свои поступки. В то же время, недостаточно изучены характеристики психологической культуры и самоактуализации учащихся и характер их связи, особенности психологической культуры и самоактуализационных характеристик у юношей и девушек, влияющие на межличностное взаимодействие, развитие их отношений и общения, отсутствуют учебные программы, рекомендации, конкретизирующие цели, задачи, условия и средства, направленные на развитие психологической культуры учащихся среднего специального учебного заведения.

Изучение заявленной проблемы позволит выявить параметры психологической культуры и направления деятельности учащихся, развитие которых будет способствовать их самоактуализации, снижению затрат государства на профилактическую работу. Важно помочь учащимся самостоятельно определить свое «Я», достичь согласованности процессов самосовершенствования, социальной адаптации и самореализации, обусловливающих профессиональную мобильность будущего специалиста.

Эмпирическое исследование соотношения компонентов психологической культуры и самоактуализационных характеристик учащихся проводилось нами с помощью методики оценки уровня психологической культуры личности (на основе концептуальной модели психологической культуры В. В. Семикина), самоактуализационного теста (далее – САТ) (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская) [1].

На этапе экспериментального обучения были внедрены в учебно-воспитательный процесс программа совместных действий педагогов, психологов и учащихся, социально-медико-психологический мониторинг как организационное средство планирования, применения и оценивания всего процесса обучения в педагогической технологии для достижения более эффективной формы образования и повышения резервов здоровья учащихся, учебная программа «Психологическая культура и психологическое здоровье». Целью программы «Психологическая культура и психологическое здоровье» является развитие психологической культуры учащегося. Методологической основой для построения учебной программы являются культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л. С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А. Н. Леонтьев), концепция психологической культуры личности (Я. Л. Коломинский и др.), представление о психологическом здоровье личности (И. В. Дубровина, А. Маслоу и др.).

Методика психологической подготовки учащихся основывалась на принципах учета психологической предобразованности, обеспечения личностной вовлеченности юношей и девушек через интроспективное проецирование и психотерапевтические ожидания в соответствии с принципами восприятия и усвоения психологической информации (Я. Л. Коломинский), задачами личностного самоопределения, самопознания и самовоспитания, развития рефлексии, уточнения и корректировки образов своего «Я» в условиях учебной и внеучебной творческой деятельности учащихся. В программе использованы различные активные формы и методы обучения – проблемные лекции, практические и дискуссионные занятия, деловые игры, управляемая самостоятельная работа, организация работы молодежного театра миниатюр, внеучебной творческой деятельности учащихся, направленные на создание ситуации диалога, условий для функционирования психологических механизмов на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях личности, мотивацию к высоким достижениям, учебной и творческой активности учащихся.

На мотивационном этапе реализации программы учащиеся были ознакомлены с целью, общими задачами, содержанием учебной программы, условиями, предполагаемыми результатами совместной деятельности. Результатом мотивационного этапа явилось формирование представления учащихся о необходимости развития своей психологической культуры. Структурирование учебной программы проводилось на основе планируемой деятельности, ценностных ориентаций с опорой на личностные потребности учащихся. В нашей работе основанием для проектирования содержания учебной программы выступили практический психолого-педагогический опыт реализации авторских проектов в области распространения психологических знаний среди учащихся средних специальных учебных заведений г. Барановичи: «Диалог» (городского управления социальной помощи молодежи (ГУСПМ), 1996 г.), «Институт позитивного поведения» (ГУСПМ, 1999 г.), «Развитие службы семейного консультирования г. Барановичи» (ГУСПМ, 2000 г.), теоретические основы и общие подходы к психологии здоровья. В процессе моделирования учебной программы уточнялась программа совместных действий педагогов, психолога и учащихся, разрабатывалось методическое сопровождение программы. Изучение и корректировка учебной программы сопровождались обеспечением междисциплинарных связей с другими учебными дисциплинами в плане актуализации ее профессионально-психологической направленности. Рефлексия, экспертиза и обобщение результатов деятельности учащихся в ходе социально-медико-психологического мониторинга позволили корректировать учебную программу в целом и ее отдельные разделы.

Для экспериментального обучения были определены экспериментальная и контрольная группы: по 100 учащихся (по 4 учебные группы в каждой) 1 курса Барановичского технологического колледжа Белкоопсоюза, которые на констатирующем этапе исследования не имели существенных различий в основных показателях психологической культуры и самоактуализационных характеристик личности. Основными направлениями деятельности учащихся экспериментальной группы являлись: учебная деятельность, направленная на овладение психологическими знаниями и умениями в ходе реализации учебной программы; постепенное углубление личностной рефлексии: соотнесение учащимися своих индивидуально-личностных характерологических качеств, эмоциональных переживаний и волевых проявлений, особенностей познавательной деятельности с эталонно-нормативными описаниями, содержащимися в обсуждаемых на занятиях психологических параметрах индивидуальности; внеучебная творческая, управляемая самостоятельная деятельность – самореализация в процессе сотворчества, содеятельности в ходе выполнения групповых заданий, участия в постановках молодежного театра миниатюр, принятия различных ролей (ведущих, участников «конкурсов знатоков», музыкально-литературных «вечеров здоровья», исполнителей музыкальных, литературных композиций и др.); усвоение в ходе обучения ценностей, смыслов, отношений, социальных установок зрелой личности.

По результатам исследования в условиях экспериментального обучения показатели высокого (PЭГ=23 %, PКГ=5 %) и среднего (PЭГ=61 %, PКГ=36 %) уровней психологической культуры учащихся экспериментальной группы оказались существенно выше (p<0,001). В экспериментальной группе существенно уменьшился также показатель низкого (PЭГ=16 %, PКГ=59 %, p<0,001) уровня психологической культуры, что подтверждает позитивное влияние приобретенных учащимися психологических знаний и умений. Учащиеся экспериментальной группы имеют более высокие показатели по следующим компонентам психологической культуры личности: волевой (PЭГ=19 %, PКГ=6 %, p<0,01); коммуникативный (PЭГ=21 %, PКГ=9 %, p<0,02); ценностно-смысловой (PЭГ=27 %, PКГ=13 %, p<0,02). В отличие от контрольной группы, в экспериментальной отмечается наличие положительной динамики развития психологической культуры учащихся. Выявленные различия статистически достоверны (χ2=64,27; p<0,001). Последовательное овладение психологическими знаниями и умениями, социальными нормами взаимодействия, а также построение своего поведения в соответствии с ними формируют активную позицию учащихся, направленную на развитие волевых качеств, социализацию и самореализацию, которая проявляет себя при выполнении самостоятельной работы, обсуждении и исследовании в процессе занятий жизненных ситуаций, психологических проблем учащейся молодежи.

Установлено также, что высокий уровень сформированности самоактуализационных характеристик учащихся экспериментальной группы существенно выше (PЭГ=54 %, PКГ=18 %, p<0,001). В экспериментальной группе существенно ниже удельный вес параметров индивидуальных «профилей» учащихся в диапазоне личностных нарушений (PЭГ=11 %, PКГ=29 %, p<0,01). В контрольной группе показатели сформированности самоактуализационных характеристик учащихся существенно не изменились (p>0,05). Достоверность положительной динамики показателей самоактуализационных характеристик учащихся экспериментальной группы подтверждена статистически (χ2=39,42; p<0,001). Существенно выражен показатель САТ в диапазоне личностных нарушений у девушек (14,49 %) по сравнению с аналогичным уровнем у юношей (3,23 %), что может быть обусловлено более негативным влиянием всего социального контекста на формирование у девушек уверенности в себе, самооценки в условиях ускорения темпа жизни, нарастающей конкуренции рыночной экономики. Также существенно выше удельный вес показателей у девушек в диапазоне личностных нарушений по шкале «Ценностные ориентации» (юноши – 6,45 %, девушки – 21,74 %, p<0,05). Девушкам в большей мере необходима психологическая поддержка в реализации своего личностного потенциала, принятии ценностей самоактуализирующейся личности.

В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, нами выявлены достоверные положительные корреляционные связи между основными показателями психологической культуры личности по данным методики оценки уровня психологической культуры (по В.В. Семикину) и самоактуализационных характеристик учащихся по результатам САТ. Так, развитие рефлексивно-перцептивного компонента психологической культуры учащегося способствует адекватному восприятию и познанию себя и других людей, ощущению целостности своей жизни и окружающего мира, неразрывности прошлого, настоящего и будущего (rxy=0,57 со шкалой САТ «Ориентация во времени»), усилению внутреннего локуса контроля, независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (rxy=0,73 со шкалой «Поддержка»), расширяет знания об окружающем мире, играет важную роль в формировании творческой направленности личности (rxy=0,68 со шкалой «Познавательные потребности»; rxy=0,69 со шкалой «Креативность») (p<0,001). В целом, уровень сформированности самоактуализационных характеристик учащихся в экспериментальной группе имеет сильную положительную связь с уровнем сформированности рефлексивно-перцептивного (rxy=0,7), когнитивного (rxy=0,7), ценностно-смыслового (rxy=0,71) компонентов психологической культуры личности (p<0,001), а также среднюю положительную связь с уровнем сформированности социального опыта (rxy=0,62), волевого (rxy=0,59), аффективного (rxy=0,3) и коммуникативного компонентов психологической культуры учащихся (rxy=0,36) (p<0,01).

На основании эмпирического исследования можно сделать общий вывод, что повышение психологической культуры учащихся создает благоприятные условия для самоактуализации личности, способствует сформированности интра- и интерперсональных самоактуализационных характеристик, социального интереса и децентрации обучаемых. В качестве необходимых организационных психолого-педагогических средств здоровьесберегающей педагогической технологии выступают соответствующая учебная программа и социально-медико-психологический мониторинг, выполняющий функции наблюдения с целью контроля и оценки развития личностных характеристик учащихся, анализа информации и управления, получения обратной связи, принятия соответствующих решений специалистов.

Результаты исследования имеют научную и практическую значимость для обоснования и разработки здоровьесберегающего подхода в практике работы средних специальных учебных заведений, предусматривающего включение показателей психологической культуры и самоактуализационных характеристик учащихся в систему оценки качества профилактической психолого-педагогической деятельности.

Для внедрения здоровьесберегающего подхода в практику работы средних специальных учебных заведений необходимо в дальнейшей работе определить здоровьесберегающие приоритеты в оценке качества профессионального образования, усовершенствовать систему управления с использованием моделей конечных результатов, контроля качества профилактической психолого-педагогической работы, обеспечить междисциплинарный синтез знаний, повысить квалификацию специалистов профессионального образования.

Необходимо учитывать, что игнорирование проблем психологической культуры и психологического здоровья будущих специалистов может привести к негативным последствиям как на личностном уровне (расстройства психогенного характера, асоциальное поведение, отрицательное отношение к действительности), так и на социально-экономическом (низкая эффективность труда, текучесть кадров, аварийность на производстве, материальные убытки). Результаты исследования, учебная программа «Психологическая культура и психологическое здоровье», учебно-методические пособия «Аутомониторинг здоровья, или оздоровление через обучение», «Психология здоровья», учебно-методическое пособие для организации управляемой самостоятельной работы учащихся «Психология здоровья» могут быть использованы в системе профессионального образования руководителями учреждений образования, преподавателями, психологами, социальными педагогами, кураторами групп, работниками профориентационных служб с целью развития психологической культуры и, соответственно, улучшения психологического здоровья учащейся молодежи, а также для подготовки практических психологов, педагогов, при чтении лекций по курсу «Педагогическая психология» для студентов психологических факультетов и слушателей факультетов повышения квалификации.

 

Литература

1. Селезнёв, А. А. Психология здоровья : учеб.-метод. пособие для организации управляемой самостоятельной работы / БарГУ ; авт.-сост. А. А. Селезнёв; под ред. Я. Л. Коломинского. – Барановичи, 2007. – 303 с.

 

 

Е. М. Семёнова

(Минск, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.