Проблема формирования психологических знаний и развития психологической культуры, взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными авторами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В. П. Зинченко, И. А. Зимней, К. Роджерсом, А. Маслоу и др.
В современном обществе образованный человек должен иметь не только определенный набор знаний, умений, научно-естественное мировоззрение, но и определенный уровень психологической культуры. Поэтому данная проблема становится очень актуальной.
Большим потенциалом, с точки зрения формирования психологической культуры, обладает образовательный процесс в высшей школе, где и проходит становление молодых людей как в личностном, так и профессиональном плане. Психологическая культура оказывает большое влияние на формирование личности, поскольку она является частью общей культуры. Психологическая культура затрагивает не только общество в целом, но и каждого отдельного человека, так как почти каждый из нас стремится к самореализации, самоактуализации, самосовершенствованию, саморазвитию.
Психологическая культура – это, прежде всего, совокупность тех достижений, которые человечество имеет в области познания собственной психики, в области самопознания, саморегуляции, межличностных взаимодействий; также это забота о своем психологическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. Психологическая культура личности – это реально существующий феномен, охватывающий все сферы деятельности психики и деятельности.
Основными компонентами психологической культуры являются:
1) психологическая грамотность. Она означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере обучения, поведения и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психического познания;
2) психологическая компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий понимать эффективное решение в соответствующей области деятельности;
3) ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д.;
4) рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений;
5) культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом.
Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга.
Психологическая культура дает молодому поколению мощное оружие для решения проблем общения, достижения успеха в семейной жизни, удовлетворения работой и т. д.
Психологическая культура является одним из самых важных элементов психологического здоровья отдельного человека и нации в целом. Психологическое здоровье – это система, включающая ценности собственного «Я» и ценности других людей. Ему соответствует положительное отношение человека к себе и другим. Психологически здоровый человек должен владеть рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и взаимоотношениях с другими.
Основными факторами становления психологической культуры личности являются институт семьи и институт образования.
Многие авторы признают главную роль семьи в процессе становления и развития психологической культуры, поскольку жизнь человека почти полностью проходит в кругу близких ему людей. Важные функции семьи: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения и т. д. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в семье человек находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности. Какие психологические, морально-нравственные, культурные и другие задатки будут заложены в детстве, такими они будут развиваться, совершенствоваться, определяя в будущем поведение взрослого человека.
На процесс становления и развития психологической культуры влияет и институт образования. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Система образования структурирована по определенным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Образование придает знанию в целом технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Именно система образования обеспечивает реальное воплощение в жизнь всех культурных инноваций, включая и психологические. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель – не просто передача знаний и развитие личности, а культурное сопровождение развития общества. Институт образования играет огромную роль в процессе становления и развития психологической культуры личности.
Формирование психологической культуры студентов особенно активно идет в процессе изучения наук психолого-педагогического цикла. При этом важно не просто наполнить разум студентов разрозненными психологическими знаниями, а надо пролить свет на основные психологические проблемы, над которыми размышляют современные ученые, причем стоит акцентировать те проблемы, которые будут полезны для них и после окончания учебы. Анализируя психологические проблемы, важно быть по возможности современным. Ничто так не снижает интерес студентов к науке, как осознание того, что они изучают несовременный, устаревший материал. Поэтому подачу классических психологических понятий, теорий стоит обязательно сопровождать обсуждением самых значимых психологических открытий последних лет.
С помощью рассмотрения отдельных жизненных случаев и использования гипотетических ситуаций надо стараться связывать данные фундаментальной психологической науки с их практическим применением. Например, многие сложные социальные проблемы современности, связанные с расизмом и сексом, здоровьем и счастьем, или насилием и войной, можно объяснить с позиции психологической науки.
Изучая психологию, студенты научатся уважать общечеловеческие ценности и признавать уникальность каждого человека. Они познакомятся с примерами всечеловеческого единства – характерной для всех нас биологической наследственностью многих одинаковых механизмов познания, любви, ненависти. Они лучше поймут и то, чем мы отличаемся друг от друга (индивидуальные особенности развития и способности, темперамент и личность), осознают наши культурные отличия, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми в манерах самовыражения, в методах воспитания, а также в жизненных ценностях.
Как известно, у каждого из нас есть определенный запас житейских психолого-педагогических знаний. Об этом можно судить по тому, что любой человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, учесть в общении его индивидуальные особенности и т.д. Однако научные психолого-педагогические знания имеют целый ряд преимуществ перед житейской психологией и педагогикой. Это совершенно иной уровень знаний о себе как личности, обладающий уникальными практическими следствиями. Познавая себя, первокурсник учится управлять своими психическими процессами, во многом изменять свое отношение к жизни. По сути дела, изучение курса «Основы психологии и педагогики» помогает конструировать, созидать личность будущего специалиста. Мысль студента совершает поворот на себя, и его научное сознание становится научным самосознанием.
С особым интересом и пользой изучаются студентами такие темы, как «Психологическая структура личности» (прежде всего темперамент, воля, память, характер), «Проблемы общения», «Процессы формирования, обучения и воспитания личности» и т. д.
Итак, изучение психологической структуры личности подчеркивает студентам многоплановость различий людей между собой: имеются различия темперамента и характера, способностей и умений, опыта и знаний, убеждений и интересов; выделяются индивидуальные особенности психологических процессов, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятий, ощущений, мышления и т. д.
Именно поэтому часто бывает непросто понять другого человека, непросто избежать противоречий или даже конфликтов с другими людьми. Чтобы разобраться студенту в конкретных причинах межличностных столкновений, приходится касаться таких сложных психических понятий, как потребности, мотивы, интересы, желания. Всегда за любыми поступками человека кроются определенные цели, желания, а за конфликтами – столкновение несовместимых желаний партнеров общения. Причем, молодым людям важно уяснить, что если препятствия к удовлетворению желаний, интересов человека – это истоки, первопричины конфликтов, то плохое настроение, «тяжелый характер», незнание психологии человека, дефекты техники общения – их провоцирующие факторы. В связи с этим очень важным является приобретение будущими специалистами практических навыков и умений техники общения. Да и в общем плане, все люди должны научиться понимать друг друга, знать, что такое единодушие, единогласие, единоверие, несовместимость и другие важные аспекты проблемы общения.
С учетом изложенного выше становится актуальной задача приобретения будущим специалистом любого профиля психолого-педагогических знаний, которые закладываются в вузе при изучении курса «Основы психологии и педагогики».