Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ



 

Социально-политическая обстановка в современном мире определяет необходимость изучения проблемы толерантности личности как основного принципа взаимоотношений людей, в том числе в профессиональной среде.

В настоящее время феномен толерантности широко исследуется учеными, принадлежащими к самым разным отраслям науки. Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Ключевой идеей всех этих исследований является мысль о том, что без толерантности невозможны вообще какие бы то ни было продуктивные и гармоничные отношения.

Несмотря на частое использование рассматриваемого термина, единства в его понимании пока не наблюдается. Существует широкий диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы. Это обусловлено различными подходами при ее изучении и сложностью самого феномена. В зависимости от контекста изучения толерантность наполняется особым специфическим смыслом. Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие – о толерантности как свойстве личности, третьи – о навыках толерантного поведения.

Работ, направленных на исследование толерантности огромное число и их тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: с одной стороны – это теоретические разработки, с другой – прикладные. При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические аспекты рассмотрения данного понятия, а среди прикладных – педагогические разработки технологически-методического характера. При этом часто выпадает важное звено – психологическое, внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого трудно ожидать создания адекватных и эффективных условий и способов его развития.

Проблема толерантности долгое время исследовалась в рамках изучения эмоциональной сферы личности и обозначалась как проблема эмоциональной устойчивости. Исследователями была показана парадоксальность эмоций, которая заключается в том, что, с одной стороны, эмоции – необходимый компонент жизнедеятельности, а с другой стороны, – они могут оказывать отрицательное, дезорганизующее влияние на человека и его деятельность. Именно неоднозначность влияния эмоций на деятельность человека явилась причиной появления проблемы эмоциональной устойчивости в конце XIX века.

Возникновение термина эмоциональная устойчивость было вызвано изучением человека, действующего в экстремальных условиях. Исследования эмоциональной устойчивости проводились в области инженерной психологии (К. М. Гуревич, П. Б. Зильберман) психологии спорта (Л. М. Аболин, О. В. Дашкевич, А. Ц. Пуни), авиационной психологии (В. Л. Марищук, К. К. Платонов, Е. А. Плетницкий). Большинство работ было посвящено изучению толерантности как эмоциональному нереагированию на события, снижению порога чувствительности к воздействующему объекту (А. Е. Ольшанникова, О. А. Сиротин, О. А. Черникова, А. С. Чебыкин и др.).

Характеризуя эмоциональную устойчивость, многие авторы отмечали в качестве основного ее показателя оптимальную степень эмоционального возбуждения (напряжения), которая не превышает пороговой величины, способствует эффективности деятельности, не нарушает функционирования организма и поведения человека (Ю. М. Блудов, В. И. Евдокимов, В. Л. Марищук, Н. И. Наенко).

Во всех определениях эмоциональной устойчивости она представлена как качество личности, благодаря которому человек способен сохранять работоспособность и успешно осуществлять деятельность в условиях эмоциогенных воздействий.

В последнее десятилетие, в связи с возросшим количеством чрезвычайных ситуаций, исследования толерантности личности к различного рода стрессогенным воздействиям являются особенно востребованными. Понятие «толерантность» в современных исследованиях трактуется в двух значениях : во-первых, как способность противостоять неблагоприятным внешним факторам (психофизиологическая устойчивость), приспосабливаться к ним; во-вторых, как способность быть терпимым к индивидуальным проявлениям другого (социально-психологическая толерантность).

Психофизологический аспект рассмотрения толерантности связывает ее с мерой сопротивления стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению. Это наглядно демонстрирует определение толерантности в психологических словарях: «Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор …Внешнее проявление в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей» [1, с. 401].

Толерантность как устойчивость, сопротивляемость дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, то есть она в данном случае носит адаптивный характер.

В социальном аспекте понимания толерантность рассматривается как социально-психологический феномен, проявляется через способ взаимодействия с окружающим миром. В данном понимании толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом сотрудничества и диалога, в способности человека принимать другого во всем его многообразии(Г. Л. Бардиер, С. К. Бондырева, Е. Г. Виноградова, О. А. Драганова, П. Ф. Комогоров, В. В. Крутова, Е. Г. Левченко и др.).

Толерантность предполагает терпимость ко всем идеям и убеждениям людей и к формам их поведения, хотя вовсе не предполагает, что человек разделяет эти мнения и убеждения. Это форма цивилизованного восприятия действительности, цивилизованного отношения ко всему «иному», «чужому», к инакомыслию.

Толерантность – это осознанная позиция человека, по своей сути она не пассивна, а активна. Она не означает отказ от собственных взглядов и убеждений, свидетельствует об открытости участников диалога, предполагает заинтересованное отношение к другому. Толерантность предполагает активное признание иной позиции, при этом человек не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование.

Соотнося между собой понимание толерантности в разных культурах, в разных исторических временах, обнаруживается, что в основе трактовки данного понятия – уважение каждого человека, доброе, оптимистичное отношение к окружающему миру. Сторонами и проявлениями этого качества являются эмпатия, альтруизм, миролюбие, доверие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие.

В этом смысле толерантность выступает как важный компонент жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Совокупность существующих подходов к толерантности позволяет сделать вывод о том, что толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных ситуациях активно и позитивно взаимодействовать с окружающим миром.

Данное качество личности является необходимой основой конструктивного профессионального развития специалиста (возникновение новообразований, совершенствование знаний, умений и навыков).

Результатом действия деструктивной тенденции профессионального развития являются профессиональные деструкции – негативные изменения личности, которые негативно сказываются на производительности труда, работоспособности человека, негативных личностных изменениях [2]. Человек утрачивает возможность реализовать свои профессиональные умения и навыки, происходит утрата навыков взаимодействия, рост конфликтности, несовместимости. Очевидно, что от проявления профессиональной толерантности зависит экономическая эффективность или неэффективность деятельности.

Наиболее остро нуждаются в толерантных взаимоотношениях представители социономических профессий, предполагающих субъектно-субъектные отношения в профессиональной деятельности, работу с людьми и оказание им помощи (работники образования, здравоохранения, «социальной защиты», правоохраны). Однако специалист любой другой сферы профессиональной деятельности («Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – художественный образ», «Человек – знак» по Е. А. Климову) должен быть не только "оснащен технически", но и подготовлен в личностном, человеческом плане. Работая в коллективе, любой профессионал включается в систему межличностных отношений, требующую толерантных проявлений его личности.

Так, например, для специалистов в области естественных наук (географы, геологи, биологи и др.) объектом профессиональной деятельности является природа. Здесь сам выбор профессии предполагает высокую толерантность к объекту профессиональной деятельности. В самом деле, трудно представить себе хорошего ветеринара, агронома или овощевода, который не любил бы живую природу. Однако и в деятельности хороших специалистов этого типа профессий возможны «непредвиденные» ситуации, ставящие в тупик и профессионала. Толерантность для специалистов этого типа профессий, бесспорно, является ключевым профессионально важным качеством.

В поле деятельности ряда специалистов профессии «Человек – знак» (переводчики, лингвисты, рекламные агенты, программисты и пр.) входят задачи по интерпретации символов, кодированию и декодированию понятий. Но это взаимодействие происходит на уровне отношений «человек – человек». Так, переводчик сталкивается с чуждым ему мышлением, с иной картиной мира. Специалисты этого типа профессий также должны быть толерантны к людям (например, потенциальным заказчикам).

Толерантность жизненно необходима для любого специалиста, и, возможно, имеет свою специфику психологического содержания, проявления и развития в разных типах профессий, поскольку условия труда, профессиональная среда каждого специалиста уникальна.

Нам видится важным вывести понятие толерантности из поля профессиональных отношений по типу «человек-человек», хотя в данном типе профессий оно, несомненно, обладает первостепенной важностью. Широкий, комплексный подход к изучению профессиональной толерантности позволит перевести рассмотрение проблемы толерантности профессионала на более высокий теоретический уровень, создать универсальную технологию ее формирования и уменьшить тенденции к профессиональным деструкциям личности.

 

Литература

1. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с.

 

 

Т. П. Слесарева

(Витебск, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.