Психология изначально развивалась как наука, имеющая практическую направленность. Однако, и в настоящее время приходится констатировать, что не всегда помощь клиенту является эффективной. Ряд проблем, по нашему мнению, заключается в подходах к взаимодействию клиента и психолога.
Человек обращается за помощью, если у него появилась психологическая проблема. При этом он осознает психологический дискомфорт и переживания, которые она несет, осознавая или не осознавая саму проблему, иногда, принимая за проблему ее проявления – симптомы. По мнению З. Фрейда, «симптом формируется как заместитель чего-то, что остается погруженным в бессознательное» [1, с. 8]. Но в понимании человека именно симптомы могут и составлять суть психологической проблемы для него.
Человек активно взаимодействует со своей проблемой, пытаясь найти причины дискомфорта и переживаний, вырабатывает к ним и проблеме, если она осознается, определенное отношение, прогнозирует ее развитие и последствия, пытается с ней сосущестовать или бороться, использовать открывающиеся в проблеме возможности для дальнейшего развития, применяя при этом свой опыт и свои способности. Корни его проблемы могут уходить в его мировоззренческие установки, вытекающие из его принадлежности к определенной культуре, однако его личный опыт может иногда вступать с ними в противоречие.
Понимание человеком своей психологической проблемы изначально активно. Он сам субъект своей проблемы. Нередко, он сам ее создает. Осознавая, что проблема или переживания, которые он может принимать за проблему, ему мешают и не находя пути выхода, он обращается за психологической помощью. Он обращается за психологической помощью как субъект своей проблемы.
Между тем, в настоящее время при проведении психологической коррекции существует понимание клиента, как личности.
Различия между субъектом и личностью показаны в научной литературе. Так, А. В. Брушлинский и М. И. Воловикова основываются на позиции, с одной стороны, более широкого понимания субъекта, чем личности, с другой стороны, выделяя в качестве главной характеристики личности ее социальную составляющую [2]. Е. А. Сергиенко, обобщая результаты многочисленных научных исследований субъекта, дает определение субъекта, как человека «на высшем уровне своей активности, целостности (системности), автономности» [3, с. 96].
Подход к клиенту как к личности не всегда помогает психологу в раскрытии сути и купировании психологической проблемы клиента. Соотнесение понимания психологической проблемы клиентом с его отношением к собственной проблеме, активностью, которую клиент проявляет по пониманию и решению своей проблемы, активность по использованию открывающихся в проблеме возможностей для дальнейшего развития, активность человека по защите от собственной психологической проблемы, личный и культуральный опыт клиента – то, что не всегда учитывается психологом. Все это совместно выходит за рамки понимания клиента как личности.
Не всегда это соотносится психологом с симптомами психологической проблемы, особенностями личности клиента, которые, в представлении психолога, помогают или мешают человеку в решении собственной проблемы.
Отражение проблем клиента в сознании психолога также активно, то есть, создается новый образ проблемы, в котором знания и опыт психолога, преломляя через себя, проявления проблемы клиента, приводят к более полному пониманию психологической проблемы по сравнению с тем пониманием, которое сложилась у клиента. А. Ребер отмечает, что «проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми» [4, с. 117]. Проблема клиента в понимании психолога – это совсем другой ее образ, по сравнению с ее образом у клиента. Психолог его активно создает, выступая как субъект взаимодействия с клиентом.
Понимание роли психолога и клиента в процессе их взаимодействия, таким образом, не сводится к пониманию их взаимодействия, как личностей, а понимания их взаимодействия, как субъектов. Да и сама коррекция является деятельностью, точнее совместной деятельностью клиента и психолога. Если рассматривать ее с позиции деятельности, то в ней должны принимать участие субъекты деятельности.
Возможно, в недооценке субъектности участников коррекционного процесса кроется ряд проблем, связанных с недостаточной эффективностью психологической коррекционной работы.
Личность клиента в психологии представлена как с позиции разных теорий личности, так и с позиции разных подходов к коррекции и психотерапии. Это биологический, поведенческий, психоаналитический, экзистенциальный, когнитивный, гуманистический, и другие подходы. Каждый из этих подходов имеет свой язык описания, свою логическую структуру, направленность на определенные составляющие личности.
Практический психолог в состоянии выявить и переживания клиента, и его иррациональные психотравмирующие мысли, его направленность, особенности поведения, и т. д. Но так как, некорректным считается смешивание разных подходов, то у психолога складывается своя картина проблемы клиента, детерминированная не многогранностью проблемы для клиента, а тем направлением, в рамках которого работает практический психолог. Это, во-первых, суживает поле понимания практическим психологом проблемы клиента, во-вторых, вместо помощи клиенту в решении его проблемы нередко происходит купирование ее симптомов. Так как проблема при этом остается, то со временем она может дать совсем другие проявления.
Работа психолога по психологической коррекции с позиции разных подходов – это использование разных средств для решения психологической проблемы. С позиции понимания этого выделение разных подходов к психологической коррекции правомерно, как и правомерна работа группы специалистов по решению психологической проблемы клиента.
Остается открытым вопрос об объекте психологической коррекции.
Л. С. Выготский писал, что при исследовании больного «исследователь должен проникнуть не только в мертвую структуру отдельных симптомов, но он должен раньше всего понять законы их динамического сцепления, их связь и взаимозависимость, их отношения» [5, с. 74.]. Разность в подходах не всегда помогает установить связь и взаимозависимость, динамическое сцепление симптомов. Симптомы должны складываться в психологическую проблему клиента.
Психологическая проблема, как феномен, имеет статические и динамические, качественные, и количественные характеристики. Она имеет границы в пространстве и во времени, которые могут быть как четкими, так и расплывчатыми. Все это определяется с учетом взаимодействия человека с его проблемой. Понятие «психологическая проблема» в психологии недостаточно раскрыто. Традиционно к психологическим относят экзистенциальные проблемы, однако они не охватывают всего спектра психологических проблем.
Психологическая проблема – это объект коррекционной работы. Если бы ее не было – клиент не обратился бы за психологической помощью. К сожалению, в настоящее время отсутствует единое общепризнанное учение о психологической проблеме, и подход к психологической проблеме, как объекте деятельности практического психолога.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в настоящее время существует ряд проблем психологической коррекции:
1) подход к клиенту как к личности, а не субъекту своей психологической проблемы;
2) подход к взаимодействию клиента и психолога как межличностному, а не межсубъектному, чего требует понимание психологической коррекции как деятельности;
3) отсутствие единого учения о психологической проблеме;
4) отсутствие единого учения об объекте психологической коррекции.
На наш взгляд, решение указанных проблем должно привести к повышению эффективности психологической коррекции.
Литература
1. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд // Сахакиан, У. С. Техники консультирования в психотерапии / У. С. Сахакиан – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 2000. – 624 с.
2. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М. : ПЕР СЭ, 2002 – 368 с.
3. Сергиенко, Е. А. Ранние этапы становления субъекта / Е. А. Сергиенко // Время как фактор изменений личности / под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова. – Мн. : ЕГУ, 2003. – С. 96-135.
4. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь в 2 т. / А. Ребер; пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. – М. : ВЕЧЕ АСТ, 2003. – Т. 2. – 560 с.
5. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Хрестоматия по патопсихологии / cост. Б. В. Зейгарник, А. П. Корнилов, В. В. Никольская. – М. : МГУ, 1981. – С. 66–80.