Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ В ПОДХОДАХ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ



КЛИЕНТА И ПСИХОЛОГА

 

Психология изначально развивалась как наука, имеющая практическую направленность. Однако, и в настоящее время приходится констатировать, что не всегда помощь клиенту является эффективной. Ряд проблем, по нашему мнению, заключается в подходах к взаимодействию клиента и психолога.

Человек обращается за помощью, если у него появилась психологическая проблема. При этом он осознает психологический дискомфорт и переживания, которые она несет, осознавая или не осознавая саму проблему, иногда, принимая за проблему ее проявления – симптомы. По мнению З. Фрейда, «симптом формируется как заместитель чего-то, что остается погруженным в бессознательное» [1, с. 8]. Но в понимании человека именно симптомы могут и составлять суть психологической проблемы для него.

Человек активно взаимодействует со своей проблемой, пытаясь найти причины дискомфорта и переживаний, вырабатывает к ним и проблеме, если она осознается, определенное отношение, прогнозирует ее развитие и последствия, пытается с ней сосущестовать или бороться, использовать открывающиеся в проблеме возможности для дальнейшего развития, применяя при этом свой опыт и свои способности. Корни его проблемы могут уходить в его мировоззренческие установки, вытекающие из его принадлежности к определенной культуре, однако его личный опыт может иногда вступать с ними в противоречие.

Понимание человеком своей психологической проблемы изначально активно. Он сам субъект своей проблемы. Нередко, он сам ее создает. Осознавая, что проблема или переживания, которые он может принимать за проблему, ему мешают и не находя пути выхода, он обращается за психологической помощью. Он обращается за психологической помощью как субъект своей проблемы.

Между тем, в настоящее время при проведении психологической коррекции существует понимание клиента, как личности.

Различия между субъектом и личностью показаны в научной литературе. Так, А. В. Брушлинский и М. И. Воловикова основываются на позиции, с одной стороны, более широкого понимания субъекта, чем личности, с другой стороны, выделяя в качестве главной характеристики личности ее социальную составляющую [2]. Е. А. Сергиенко, обобщая результаты многочисленных научных исследований субъекта, дает определение субъекта, как человека «на высшем уровне своей активности, целостности (системности), автономности» [3, с. 96].

Подход к клиенту как к личности не всегда помогает психологу в раскрытии сути и купировании психологической проблемы клиента. Соотнесение понимания психологической проблемы клиентом с его отношением к собственной проблеме, активностью, которую клиент проявляет по пониманию и решению своей проблемы, активность по использованию открывающихся в проблеме возможностей для дальнейшего развития, активность человека по защите от собственной психологической проблемы, личный и культуральный опыт клиента – то, что не всегда учитывается психологом. Все это совместно выходит за рамки понимания клиента как личности.

Не всегда это соотносится психологом с симптомами психологической проблемы, особенностями личности клиента, которые, в представлении психолога, помогают или мешают человеку в решении собственной проблемы.

Отражение проблем клиента в сознании психолога также активно, то есть, создается новый образ проблемы, в котором знания и опыт психолога, преломляя через себя, проявления проблемы клиента, приводят к более полному пониманию психологической проблемы по сравнению с тем пониманием, которое сложилась у клиента. А. Ребер отмечает, что «проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми» [4, с. 117]. Проблема клиента в понимании психолога – это совсем другой ее образ, по сравнению с ее образом у клиента. Психолог его активно создает, выступая как субъект взаимодействия с клиентом.

Понимание роли психолога и клиента в процессе их взаимодействия, таким образом, не сводится к пониманию их взаимодействия, как личностей, а понимания их взаимодействия, как субъектов. Да и сама коррекция является деятельностью, точнее совместной деятельностью клиента и психолога. Если рассматривать ее с позиции деятельности, то в ней должны принимать участие субъекты деятельности.

Возможно, в недооценке субъектности участников коррекционного процесса кроется ряд проблем, связанных с недостаточной эффективностью психологической коррекционной работы.

Личность клиента в психологии представлена как с позиции разных теорий личности, так и с позиции разных подходов к коррекции и психотерапии. Это биологический, поведенческий, психоаналитический, экзистенциальный, когнитивный, гуманистический, и другие подходы. Каждый из этих подходов имеет свой язык описания, свою логическую структуру, направленность на определенные составляющие личности.

Практический психолог в состоянии выявить и переживания клиента, и его иррациональные психотравмирующие мысли, его направленность, особенности поведения, и т. д. Но так как, некорректным считается смешивание разных подходов, то у психолога складывается своя картина проблемы клиента, детерминированная не многогранностью проблемы для клиента, а тем направлением, в рамках которого работает практический психолог. Это, во-первых, суживает поле понимания практическим психологом проблемы клиента, во-вторых, вместо помощи клиенту в решении его проблемы нередко происходит купирование ее симптомов. Так как проблема при этом остается, то со временем она может дать совсем другие проявления.

Работа психолога по психологической коррекции с позиции разных подходов – это использование разных средств для решения психологической проблемы. С позиции понимания этого выделение разных подходов к психологической коррекции правомерно, как и правомерна работа группы специалистов по решению психологической проблемы клиента.

Остается открытым вопрос об объекте психологической коррекции.

Л. С. Выготский писал, что при исследовании больного «исследователь должен проникнуть не только в мертвую структуру отдельных симптомов, но он должен раньше всего понять законы их динамического сцепления, их связь и взаимозависимость, их отношения» [5, с. 74.]. Разность в подходах не всегда помогает установить связь и взаимозависимость, динамическое сцепление симптомов. Симптомы должны складываться в психологическую проблему клиента.

Психологическая проблема, как феномен, имеет статические и динамические, качественные, и количественные характеристики. Она имеет границы в пространстве и во времени, которые могут быть как четкими, так и расплывчатыми. Все это определяется с учетом взаимодействия человека с его проблемой. Понятие «психологическая проблема» в психологии недостаточно раскрыто. Традиционно к психологическим относят экзистенциальные проблемы, однако они не охватывают всего спектра психологических проблем.

Психологическая проблема – это объект коррекционной работы. Если бы ее не было – клиент не обратился бы за психологической помощью. К сожалению, в настоящее время отсутствует единое общепризнанное учение о психологической проблеме, и подход к психологической проблеме, как объекте деятельности практического психолога.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в настоящее время существует ряд проблем психологической коррекции:

1) подход к клиенту как к личности, а не субъекту своей психологической проблемы;

2) подход к взаимодействию клиента и психолога как межличностному, а не межсубъектному, чего требует понимание психологической коррекции как деятельности;

3) отсутствие единого учения о психологической проблеме;

4) отсутствие единого учения об объекте психологической коррекции.

На наш взгляд, решение указанных проблем должно привести к повышению эффективности психологической коррекции.

 

Литература

1. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд // Сахакиан, У. С. Техники консультирования в психотерапии / У. С. Сахакиан – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 2000. – 624 с.

2. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М. : ПЕР СЭ, 2002 – 368 с.

3. Сергиенко, Е. А. Ранние этапы становления субъекта / Е. А. Сергиенко // Время как фактор изменений личности / под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова. – Мн. : ЕГУ, 2003. – С. 96-135.

4. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь в 2 т. / А. Ребер; пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. – М. : ВЕЧЕ АСТ, 2003. – Т. 2. – 560 с.

5. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Хрестоматия по патопсихологии / cост. Б. В. Зейгарник, А. П. Корнилов, В. В. Никольская. – М. : МГУ, 1981. – С. 66–80.

 

 

Н. Ю. Стоюхина

(Нижний Новгород, Россия)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.