Не одно тысячелетие люди спорят о том, как прожить счастливо, как быть счастливым, и спору этому нет конца.
В истории философии существует множество толкований счастья. Ш. Фурье писал, что в Древнем Риме, по «официальным источникам», существовало 278 представлений о счастье. В древнегреческой этике возникло учение о стремлении человека к счастью – эвдемонизм. Демокрит понимал счастье как особое состояние души, заключающееся в гармонии, безмятежности, уравновешенности. Для Эпикура счастье – в наслаждении как особом состоянии души.
В христианском вероучении понятие счастья обретает сугубо духовный смысл, связанный с Божественным откровением и не имеющий отношения к радостям земного бытия.
Французские материалисты объявили счастье человека конечной целью всякого общества и всякой полезной деятельности людей, а стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы.
В современной западноевропейской этике выделяется «фелицитология» – учение о счастье О. Нейрата.
И если бы мы вышли сейчас на улицу и стали спрашивать у прохожих: «Чего бы вы хотели больше всего в жизни?», то получили бы множество самых разнообразных ответов. Но суть всех ответов была бы одна: «Хочу быть счастливым!» Это общее желание всех людей – и мужчин, и женщин, и образованных, и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который сказал бы про себя: «Я не хочу быть счастливым. Я вот такой человек, что хочу жить плохо».
Люди упорно продолжают искать всеобщие «рецепты» счастья. А где его искать? Кто-то ищет на верхних ступенях общественной лестницы (для таких счастье обусловливается высокой и хорошо оплачиваемой должностью). Другой ищет счастье в любимой работе. Третий – в интересных книгах. Развратник – в красивых женщинах, пьяница – в вине, наркоман – в героине… Кто в чем. Отчего же не находим? Может ли вообще хоть что-то гарантировать счастье?
Вопрос не праздный. Вопрос, может быть, самый существенный в жизни человеческой, учитывая, что каждый человек хочет быть счастливым. И, может быть, только этого-то искренне, от всей души, и хочет.
Поэтому важно разобраться в том, что в человеческом счастье зависит от объективных условий, а что – от самого человека.
Необходимым условием счастья и исходной предпосылкой человеческого существования вообще является удовлетворение основных потребностей. Поэтому стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту – нормачеловеческого существования.
А может ли богатство принести счастье? Разве мы не радуемся, получив крупную сумму денег? Ведь есть много такого, приобретение чего делает жизнь более приятной. Кроме того, деньги могут защитить в пору непредвиденных трудностей, таких, как болезнь или безработица. Да и вообще, как гласит античная мудрость, auro quaeque janua panditur (любая дверь открывается золотом). Или, по словам римского писателя Апулея (ок.124–180), solent adamants etiam perfringi fores auro (золото и стальные ворота ломает).
Да, деньги значительно расширяют свободу наших действий. Да, свобода – одна из важнейших потребностей человека. Но ведь интерес жизни человеческой не в свободе как таковой, а в самозабвенном служении свободно выбранной цели.
А есть ли связь между деньгами и счастьем? Найти ответ на этот вопрос нелегко, так как счастье, в отличие от денег, нельзя ни измерить, ни посчитать. Его невозможно положить на весы и взвесить.
Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения – одна из тем, нашедших свое отражение в литературе от Библии до наших дней.
Древнеизраильский царь Соломон – один из тех, кто писал о богатстве и счастье. Он был одним из самых богатых людей. О том, как велико было его богатство, можно прочитать в 10-й главе третьей книги Царств. Вот стих 14: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было 666 талантов золотых» Это равнозначно 25 тоннам золота!
Но Соломон был не только богат – Бог благословил его и мудростью. «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все…на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его»[3 Царств 10:23,2].
Посмотрим, что сказал Соломон о том, как связаны между собой богатство и счастье, и как ведут себя герои романов Мамина-Сибиряка и Кузьмы Чорного.
Борьба за приваловские миллионы – основной композиционный узел, связывающий главных действующих лиц одноименного романа Д. Н. Мамина-Сибиряка. А в романе Кузьмы Чорного «Третье поколение» даны реалистические картины жизни в обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации, вскрыты лживость и жестокость взаимоотношений в мире собственников, уродовавшие человека, прививавшем ему отвратительные пороки и мораль.
Хотя Соломон был сказочно богат, он знал, что одного богатства мало. Он понимал, что обогащение не открывает путь к счастью. Соломон говорил: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того» [Екклесиаст 5:9].
А для дельцов-хищников, изображенных Маминым-Сибиряком, и для некоторых героев Чорного стремление к наживе, деньгам – жизненный стимул. «Наживать для того, чтобы еще наживать, сделалось той скорлупой, которая с каждым годом все толще и толще нарастала на нем и медленно хоронила под своей оболочкой живого человека», – говорит Мамин-Сибиряк про Ляховского [5, с. 168–169]. «То, что есть у тебя, никогда людям не показывай, - отберут! Держи при себе и думки свои и все, что имеешь, а то разинут пасти, да и проглотят с тобою вместе…Каждый старается себе урвать…Человек серьезный, разумный скуп и на слова, и на все другое. Он свое при себе держит» [6, с. 63], – учит Скуратович в «Третьем поколении». Герой этого же романа Михал Творицкий живет по принципу: «Припасешь – будешь иметь, а не припасешь – ничего у тебя не будет» [6, с. 133].
Такие люди не знают, что такое честь, совесть, долг, любовь. Единственный кумир для них – деньги, богатство. Им они поклоняются и служат беззаветно. О таких еще римский историк Саллюстий Гай Крисп (86–35 до н. э.) говорил: «Avaritia copia non minuitur» (Скупая душа не насытится никакими богатствами).
И Сенека утверждал: «Mortalibus mos est ex magnis majora cupiendi» (Людям свойственно, имея много, желать большего).
Нужно отметить, что в тексте романа Мамина-Сибиряка нами зафиксировано 21 употребление слова миллионер и 42 – миллионы (последнее в основном в сочетании с прилагательным приваловские).
А у Кузьмы Чорного встретилось 125 употреблений слова деньги, 9 – золото, 3 раза – сочетание золотые монеты и 1 раз – миллионер.
Кроме того, из 64 пословиц, встретившихся в романе «Приваловские миллионы», 4 содержат слово «деньги»: В копнах не сено, в долгах не деньги. Кто не умеет сберечь гроша, тот не сбережет миллиона. Деньги – как вода: пришли и ушли. Чужая денежка в прок нейдет.
Наблюдая за группой капиталистических дельцов, собравшихся на Ирбитскую ярмарку, Привалов видит, что «Здесь переплелись в один крепкий узел кровные интересы миллионов тружеников, а эта вечно голодная стая хищников справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша» [5, с. 376].
Тревога за свою собственность не дает богатому спокойно спать ночью. Согласно Соломону, «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» [Екклесиаст 5:11]. Или, по словам римского поэта-мимографа 1 века до нашей эры Публия Сира, avarus ipse miseriae causa est suae (скупой сам причина своего несчастья). Ему вторит и Гораций: «Crescentem sequitur cura pecuniam» (С ростом богатства растут и заботы).
Когда страх потерять богатство слишком велик, то человек не только лишается сна. Такое состояние ума может повредить здоровью.
Так какой-то грозный фатум нависает над семьей Ляховских из «Приваловских миллионов», в которой не оказывается здоровых людей: жена «страдала чисто русской болезнью – запоем», сын Давид «на глазах отца был погибшим человеком, кутилой и мотом», из дочери Зоси вырастает своевольная истеричка, аморальное существо.
Нельзя не вспомнить слова апостола Павла: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям» [1 Тимофею 6:9,10].
В погоне за деньгами люди мошенничают, лгут, крадут, продают себя и даже становятся убийцами. «Avaritia omnia vitia habet», - говорили древние мыслители, что означает «Все пороки от скупости». «Quid non mortalia pectore cogis, auri sacra fames (О, на что только ты не толкаешь алчные души людей, проклятая золота жажда)!» – восклицал римский поэт Вергилий.
Примером тому в романе Мамина-Сибиряка служит Половодов, который сначала сознательно толкает свою жену на разврат и грязную связь с Приваловым, потом из-за корыстных соображений передает Привалову Зосю Ляховскую, затем ворует деньги из приваловского наследства, обращаясь в уголовного преступника.
Дух наживы охватывает и таких, как Хиония Алексеевна Заплатина. Обман, сплетни, интриги и подлости, пронизывающие весь быт, – ее среда. «Эта Хиония Алексеевна ни больше ни меньше, как трехэтажный паразит, – характеризует ее адвокат Веревкин. – Есть такой водяной жук… В этом жуке живет паразит, червяк, а в паразите какая-то глиста…Понимаете? Червяк жрет жука, а глиста жрет червяка… Так и наша Хиония Алексеевна жрет нас, а мы жрем всякого, кто попадает под руку» [5, с.8].
Михал Творицкий из романа Кузьмы Чорного, работая пастушком у кулака Скуратовича, воспринял его взгляды и стремления. Мораль Скуратовича пристала к Михалу, духовно опустошила его, отделила от людей и даже толкнула на то, что он поднял руку на жену, едва не осиротил дочь: «Невинное лицо Михала исказила гримаса, он по-собачьи оскалил зубы… Метнул топор…И по-волчьи лязгнул зубами».
«Вот и возникают и вырастают в человеке хитрость, жадность, мошенничество, бессовестность, замкнутость, злобная недоверчивость, себялюбие, черствость… Он будет напихивать свои карманы, захлебываться, загребать себе побольше и топтать все, что мешает ему», – так говорит в суде о Михале Кондрат Назаревский [6, с. 155]. «А сам ты – человек? Ты зверем становишься! Душа у тебя, как у гада», - упрекает Творицкого его жена Зося [6, с. 129].
Стремление все больше обогащаться причиняет человеку физическую и духовную боль. Едва ли это можно назвать путем к счастью.
Соломон выразил также мысли об уравновешенном отношении к богатству: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей. Вот еще что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля» [Екклесиаст 5: 14,17].
Мы видим из этих слов, что счастье не в том, чтобы накапливать все больше и больше: может случиться, что нам так никогда и не придется воспользоваться этим богатством. Намного лучше быть довольными и радоваться делами рук своих. «Contentum suis rebus esse maximae sunt divitiae (Быть довольным положением своих дел – наибольшее богатство)», – учат нас античные мудрецы.
Именно так думает главный герой романа Мамина-Сибиряка. Его зовут Сергей, что означает «высокочтимый». Он является наследником «приваловских миллионов», но ищет новых путей жизни. Сергей Привалов намечает широкую программу деятельности в деревне, где строит мельницу, намереваясь создать образец сельскохозяйственного производства.
Товарищ Привалова Константин Бахарев залог будущего процветания России видит в индустриальном прогрессе и вносит некоторые изменения в работу рудников. А Максим Лоскутов считает, что для разрешения социальных вопросов необходимо создать новую единую религию, в которой примирятся все племена и народы.
С надеждой на светлое будущее живет и возлюбленная Сергея Привалова Надежда Бахарева, способная порвать с буржуазным обществом и самоотверженно трудиться на пользу народа.
Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой – преодолением тех или иных обстоятельств, ведь faber est suae quisque fortunae (каждый человек кузнец своего счастья).
Это хорошо понимают такие герои Кузьмы Чорного, как Антон Нестерович – бывший кузнец, который едет в район «болота осушать, торф рыть, электростанцию строить». Кстати, имя героя, возможно, из греческого антео – «вступать в бой, состязаться». Ирина Назаревская (гр. Ирини – имя богини мирной жизни: ирини – мир, покой) учит детей, полагая, что «выкорчевывать из сознания людей надо эксплуататорское и рабское» [6, с.108]. Зося Творицкая (гр. Зоэ – жизнь) «всему свету помогала».
Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».
«Человек, если захочет, может себя переделать», – уверяет героиня Кузьмы Чорного Зося. И как ни трудно было Михалу Творицкому освободиться от собственнических взглядов и привычек, но жизнь помогла ему стать честным тружеником. « То, вокруг чего много лет подряд были сосредоточены все его мечты, оказалось никому не нужным. Люди не принимают того, что представлялось ему единственным спасением в жизни для него и его близких. Нет жадности, скупости, нет ненависти одного к другому. Люди не вгрызаются друг другу в горло, не бродят по мученическим дорогам босые и голодные…» [6, c. 221].
Вот и Соломон, обладая несметным богатством, счастье связывал именно с мудростью, а не с деньгами. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» [Притчи 3:13–18].
Почему же мудрость ценнее, чем материальные блага? Соломон писал: «Мудрость дает защиту, как дают защиту деньги, но мудрость лучше любых денег, потому что может спасти своему владельцу жизнь» [Екклесиаст 7:12].
Деньги действительно дают некоторую защиту, на них можно купить то, что нам необходимо. Мудрость же оградит человека от того, что представляет опасность для его жизни. А такая мудрость позволяет обрести счастье, которое не купишь ни за какие деньги.
Прав был Сковорода, когда просил не искать счастья за морем и не просить его у человека. Он утверждал, что счастье в сердце и душе каждого из нас. А задолго до него Публий Сир говорил: «Felix est non qui videtur esse aliis, sed qui sibi» (Счастлив не тот, кого другие считают таковым, а тот, кто сам себя им считает).
И права, по-своему, героиня Мамина-Сибиряка Софья Игнатьевна Ляховская, утверждавшая: «Не дурно быть богатым, но только не рабом своего богатства…» [5, с. 167]. Она как бы вторит римскому философу Сенеке, полагавшему, что Pecuniae imperare oportet,non servire (Деньгами надо управлять, а не служить им).
И нельзя с этим не согласиться!
«Люди ошибаются, принимая богатство за счастье. Счастье не удержать золотыми цепями и не приманить бриллиантами. Оно живет в душе человека и не зависит от размеров его кошелька. К сожалению, люди часто не понимают этого. Но никто не может донести до них эту истину, потому что каждый постигает смысл жизни сам», - уверяет наша современница Тамара Крюкова в своем произведении «Волшебница с острова Гроз [3, с. 279].
И в заключение вспомним слова из предисловия к «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова: «Не думайте, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Будет и того, что болезнь указана, а как ее лечить – это уж Бог знает!» [4, с. 4]
Болезнь нам, действительно, известна: наша болезнь, главный источник наших скорбей и бед – наши грехи, ведь человек, стремясь к пороку, греху, пытается реализовать потребность в счастье. И как излечить болезнь, Бог знает. Единственное, чего не могут сделать для нас ни Бог, ни святые – захотеть за нас вылечиться. Это уже зависит от нас.
Литература
1. Библия.
2. Из античной мудрости : Латинские пословицы и поговорки с русскими соответствиями / Авт.-сост. Н. А. Гончарова. – Мн. : Выш. шк., 2004. – 495 с.
3. Крюкова, Т. Волшебница с острова Гроз. М. : Аквилегия – М., 2008.
4. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – Карельское книжное издательство. Петрозаводск, 1969.
5. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Приваловские миллионы. – Йошкар-Ола, 1980.
6. Чорный, К. Третье поколение. Перевод с белорусского. М. Шамбадала. – М., 1975.