Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию, особый обряд посвящения во взрослость, члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений. Являясь самым первым и наиболее древним институтом социализации, первые детские объединения предшествовали моногамной семье и обладали особым статусом в социально-иерархической системе. [1, с. 15]
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая при этом значительной автономией. Дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, моральные регуляторы поведения, относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, тексты, представляющие собой «осколки» различных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые детьми из поколения в поколение и составляющие содержание детской субкультуры.
До 19 века детская субкультура не изучалась вообще. Впервые о детстве, как носителе собственной культуры было указано в трудах американского этнографа М. Мид. Детство, как особое «племя» в 1930 годы 20 века описывал русский исследователь Г. С. Виноградов. Английские фольклористы Айона и Питер Опи в 50-е годы 20 столетия произвели настоящий фурор издав свой труд «Фольклор и язык школьников». В этот период мировая наука переживала «культ детства». В нашей стране издаются труды Л. С. Выготского, с конца 80-х годов проводятся Виноградовские чтения, посвященные проблемам субкультуры детства. [2, с. 7]
В настоящее время детская субкультура изучается целым рядом наук: этнография, филология, психология, и др., которые открывают в ней новые, неизученные стороны. В современных исследованиях детская субкультура определяется широком значении, как всё, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
Психологи считают, что детская субкультура обладает значительным психологическим воздействием на формирующуюся личность и выполняет следующие функции: психотерапевтическую, культуроохранительную, прогностическую [2, с. 118]. Смысл функций состоит в предоставлении ребенку особого психологического пространства, благодаря которому приобретается «социальная компетентность в группе сверстников». Детская субкультура представляет собой среду для успешной самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, тренировкой своих умений и компетентного построения собственной картины мира, выработки навыков коммуникативного взаимодействия.
В содержании детской субкультуры выделяются:
- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и др.);
- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
- детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);
- детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
- детская магия и мифотворчество (колдовство против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории – небылицы);
- детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти);
- фольклор (песенки, тексты рождественского славления, качельные песни, песни связанные с играми, песни распеваемые в связи с теми или иными случаями, песни – заговоры, сатирические стихи, дразнилки, издевки, поддевки, считалки, жеребьевки, скороговорки, прибаутки, потешки, колыбельные песни, песенки-стихотворения, детские припевы, просто песни, песенки-обращения, заклинания, волшебные слова, изречения, заклинания, стишки-перевертыши, загадки и задачи, отгадки и решения, прибаутки и остроты, приметы и поверия, сказки, наговоры, произведения книжной литературы, песни-забавы, песни-игры, лирика);
- общественная жизнь и правовой быт (артели, преступные организации, договорно-обязательное право, способы взыскания долгов, помощь в работе, договора товарищества, детские суды, карательное право);
- детские игры (формальные игры, игры-импровизации, подражательные игры, игры на тему жизни).
Анализируя элементы, составляющие детскую субкультуру, можно отметить значительное преимущество именно фольклорных текстов. Это обусловлено и тем, что приобщение к детской субкультуре начинается в младенчестве через обращенные к ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, пальчиковые игры, сказки и др. Впоследствии эти устные творения станут достоянием детской субкультуры. В дошкольном возрасте ребенок расширяет свой круг общения, что благоприятно сказывается на развитии детской субкультуры. Стоит вспомнить, что дошкольный возраст характеризуется Л. С. Выготским как период сензитивного развития речи. В этом возрасте ребенок особо чувствителен к смысловой стороне слова. Дошкольный возраст представляет для исследователей особый интерес, т. к. в этот период ребенок не только присваивает субкультурные элементы, но и сам их производит. Данное утверждение ярко проявляется в детском словотворчестве, перевертышах и других составляющих устные произведения детского фольклора.
Детский фольклор представляет собой всю совокупность словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых. М. В. Осорина называет детский фольклор языком детской субкультуры.
А. Ф. Белоусов разделяет детский фольклор на две группы: игровой фольклор и внеигровой фольклор.
К игровому фольклору относят тексты, используемые в связи с игрой. Отражение содержания игровой деятельности наиболее ярко выражают припевки и приговорки, представляющие собой устойчивые словесные тексты, используемые в различных играх с целью развития игрового действия. Общим свойством припевок и приговорок является образная, символическая мотивировка игры, придающая самым элементарным действиям особый смысл, выводящий их за пределы обыденной жизни.
Форма игровой деятельности, её обрядности отражена в фольклоре игровой обрядности, игрового этикета, который осуществляет организацию и регулирование игры. Принятие в группу, присвоение себе найденной вещи, примирение после ссоры – все эти действия имеют словесное сопровождение в виде обрядовых песен, представляющих собой короткие стихотворные тексты и присловья. Бытовые приговоры, имеющие этикетный и кое в чем магический характер. Мирилки, служащие для примирения враждующих. Сатирическая лирика, являющаяся средством целенаправленного манипулирования участниками общения. Игровые прелюдии представленные молчанками и голосянками, излагающими условия ведения игры; жеребъевками при помощи которых группу разделяют на две части; считалками, помогающими распределить роли и устранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, обогащать репертуар традиционных текстов.
Приговоры игрового этикета фиксируют определённые требования к тому, как должна проходить игра. Послеигровые приговоры, употребляются в связи с наказанием и унижением проигравшего.
Внеигровой фольклор, входя в репертуар дошкольника вместе с игровым фольклором, включает в себя разнообразный круг словесных текстов и связан не только с физическим, эмоциональным, интеллектуальным развитием ребенка, но и с усложнением его отношений с действительностью, общением с другими детьми.
Рифмованные прозвища являются обозначением и комической оценкой особенностей внешности, бытовых привычек, характера, поведения, профессии или места жительства человека. Детские прозвища часто имеют рифмованную форму и служат для наименования конкретных лиц или групп людей. В. В. Абраменкова рассматривает данное явление с точки зрения автономизации детской группы. Прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ, в отличие от собственного имени ребенка оно всегда эмоционально насыщено, и несет в себе момент оценки (позитивной, негативной, амбивалентной).
Дразнилка является выражением желания установить контакт или потребность внести драматический элемент в обыденную жизнь, не только способом уничижения врага, но и демонстрацией словесного искусства. Дразнилка осуществляет целенаправленное влияние на участников общения, осмеивает отклонение от норм и правил поведения в группе, утверждая неписанный моральный кодекс детской жизни. Некоторые исследователи видят наиболее характерное свойство дразнилок в звуковых вариациях первого слова, в повторах, свидетельствующих о том возбуждении, в котором находились произносившие.
Поддевки представляют собой искусственный диалог, где следует ожидать возможности быть пойманным (поддетым) на слове, или диалог естественный, в котором человек ловится на слове совершенно неожиданно для себя. Они используются для осмеяния соперника, обращают внимание детей на особенности речевого общения, учат контролировать своё участие в диалоге, свою речь, привлекают внимание собственно к тексту. Современные дети вместо поддевок используют «заманки» подразумевая игровую ситуацию, при которой собеседника можно «заманить» в словесную ловушку и посмеяться над ним.
К заманкам относят каверзные вопросы, загадки, анекдоты, пародии, всевозможные розыгрыши, детская неприличная поэзия, садистские стишки в которых комическое, весёлое приобретало психологический смысл нарушения запретов взрослых. Данные текстовые жанры основываются на принципе преодоления автоматизма (речевого, мыслительного, поведенческого) и способствуют сложному процессу саморазвития личности. Именно с использованием заманок происходит сложный процесс овладения ребенком речью. Устойчивое бытование данных элементов словесного творчества, употребляемых уже в дошкольном возрасте, свидетельствует об их важной роли, играющей в развитии детей.
Взаимодействие с природными явлениями осуществляется посредством магической словесности. Выделяют заклички-обращения к солнцу, дождю, радуге, и приговорки – обращения к животным, насекомым и разным предметам. Их функция – словесное воздействие на природу. В настоящее время данные тексты утратили своё положение в детском фольклоре, но сама детская магия явилась производным материалом для образования детской традиции «вызывания».
По складу своего ума дети имеют естественное предрасположение к наивному язычеству во взаимоотношениях с окружающим предметным миром. Они воспринимают мир как самостоятельного партнера, который может радоваться, обижаться, помогать или мстить человеку. Соответственно, дети склонны к магическим действиям, чтобы расположить место или предмет, с которым они взаимодействуют, в свою пользу. Вызывания способствуют подчинению сверхестественной силы посредством магии слова и действия. Функция «вызываний» заключается в переживании воображаемого осуществления мечты.
Словесное творчество – один из феноменов детства. Творческое усвоение речи свидетельствует об огромности совершаемой мозгом ребёнка работы по координации знаний.
Скороговорки учат правильной артикуляции звуков, различению звуков, дают представление о фонологии родного языка. Аллитерация, метатеза, омонимия, каламбуры обращают внимание не только на язык, но и на код бытового общения, знакомят с определёнными правилами, приёмами построения речи.
Задачи и головоломки раскрывают единство и взаимосвязь явлений в окружающем мире.
Перевертыши представляют собой словесные микроформы, в которых наизнанку выворачивается норма, явление очевидное становится невероятным, проблематизируются общепринятые представления. Что позволяет осмыслить относительность самой нормы, в целях творческого применения к конкретным жизненным ситуациям. Стремление ребенка создавать перевертыши проявляется на каждом шагу. К. И. Чуковский относит перевертыши к играм: мыслительным играм, играм ума, потому что ребенок играет не только камешками, куклами, но и мыслями. Чуть он овладеет какой-нибудь мыслью, не прочь сделать её своей игрушкой. Воспитательная ценность подобных фольклорных элементов проявляется в усилении в ребенке ощущения реальности.
Устное существование детской субкультуры способствуют полноценному развитию личности ребенка и передаче традиции из поколения в поколение.
Взаимосвязь фольклора с игровым компонентом позволяет легко и непринужденно осваивать пространство детской субкультуры, развивать коммуникативные способности, повышать уровень речевой активности и как следствие развивать психологическую лексику.
Изменения, происходящие с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, открывают путь детской субкультуре в сферу воспитания, поведения, социального взаимодействия, способствуют развитию высших психических функций. Сильное желание дошкольника осуществлять игровое действие заставляет терпеть некоторые неприятные моменты, возникающие в общении, и является активным стимулятором тренировки мыслительных, речевых процессов влияющих на усвоение психологической лексики в дошкольном возрасте.
Таким образом, опираясь на вышеизложенные факты и методологию Л. С. Выготского, мы можем говорить об эффективности изучения психологической лексики в детской субкультуре именно в дошкольном возрасте, когда ребенок находится на начальной стадии овладения смысловой стороной речи.
Литература
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова // Московский психолого-социальный институт. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2000. – 416 с.
2. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб : Речь, 2004. – 276 с.