Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V. Связь диалектологии с другими науками



 

1. Современные говоры дают ценнейший материал для истории русского языка. Дело в том, что исторические изменения русского языка протекали неравномерно на разных частях территории распространения русского языка, а иногда принимали там различное направление. В связи с этим некоторые древние черты сохранились в говорах до настоящего времени. Так, например, в говорах отмечаются случаи беспредложного управления глаголов на месте предложно-падежной формы русского литературного языка. В 1989 году в Дмитриевке Панинского района Воронежской области нами было записано: «Как трудно – надо покричать, своё горе сказать» (вместо о своем горе). Здесь отражено использование беспредложной конструкции в значении предмета речи (делиберативного объекта), восходящей к древнерусскому языку.

Есть случаи, когда говоры идут дальше литературного языка. Известно, что в именительном падеже множественного числа окончание -А, -Я в древнерусском языке могли иметь только существительные среднего рода (болота, поля), затем в говорах и литературном языке это окончание развилось и у существительных мужского рода (берега, города, трактора). Но от существительных женского рода формы с окончанием –А, -Я в литературном языке невозможны. В говорах же в этот процесс вовлечены и существительные женского рода (матеря́, дочеря́, очередя'), т.е. в диалектах родовые различия утрачиваются не только в косвенных падежах множественного числа, но и в именительном падеже.

2. Диалектология связана с современным русским языком. Изучение современных процессов говора может дать ценный материал для лингвистического прогнозирования отдельных процессов современного русского языка и дает практический материал для работы в области культуры речи. Кроме того, литературный язык постоянно подпитывается за счет диалектов. По словам В.В. Колесова, благодаря народной речи происходит обогащение и постоянное обновление литературного языка.

3. Поскольку фольклор создается на диалектной основе, диалектология имеет существенное значение для фольклористики. Существует такая особая область языкознания как лингвофольклористика, изучающая особенности языковой структуры произведений устного народного творчества.

4. Диалектология связана с литературоведением, так как диалектизмы используются многими писателями в различных идейных и художественных целях, для создания народного колорита, для речевой характеристики героев.

5. Язык – явление социальное, и как всякое социальное явление, он связан с историей народа. Диалектные различия – свидетельства былой изоляции говорящих на этих диалектах. Так, границы современных диалектных явлений в известной степени совпадают с границами феодальных княжеств, а иногда даже и с племенными границами словен, кривичей, вятичей, древлян, полян и др.

Диалекты помогают определить, откуда переселялись люди на новые земли в XVI–XIX вв., например, в Сибири, в Придонье и др. землях. Современные говоры Самарской области делятся на три группы: здесь распространены говоры севернорусские, южнорусские и среднерусские в соответствии с тем, откуда прибыли переселенцы.

В Воронежской области также отмечаются говоры по происхождению севернорусские (с. Бродовое, Новый Курлак, Хлебородное Аннинского района), среднерусские (с. Каширское, Коломенское, Московское, Давыдовка, Дракино, Дмитриевка, Можайское и др., коренные южнорусские, восходящие к племенному диалекту вятичей (говоры Нижнедевицкого, Репьёвского, Острогожского районов), и др.

Кроме русских диалектов есть украинские говоры. В Богучарском, Калачеевском, Кантемировском, Петропавловском, Подгоренском и др. районах проживают в основном выходцы из центральных областей Украины (Черниговщины, Полтавщины). В Семилукском, Лискинском и других районах есть сёла, в которых представлены северноукраинские говоры.

Сами носители этих разных языковых основ - русского и украинского - отчетливо осмысляют различия и делят носителей этих языковых групп на хохлов и москалей.

Но и русские в этнолингвистическом плане неодинаковы. В 1990 г. нам пришлось встретиться с высокомерным отношением крестьян с. Дмитриевки Панинского района (среднерусского по происхождению) к людям окружающих сел: замечая приближенность своего говора к русскому литературному языку по сравнению с речью жителей окружающих сел, они называют себя русскими, а тех – гамаями. Причем «низость» в языке переносится на низость в социальном положении. Их колхоз (им. Калинина) был отстающим, и многие неудачи они связывали со своим председателем: «Да он же из гамаёв, чего ж с него взять».

6. Диалектология тесно связана с археологией. Археологические данные подтверждают данные летописи о расселении древних восточнославянских племен, раскопки «селищ» и «городищ» позволяют довольно точно определить территорию, занимаемую отдельными племенами в разные периоды их развития. Раскопки близ с. Борщево Хохольского района дают возможность определить, что древние славяне на Дону имели особый облик, не совсем совпадающий с вятичами (А.Н. Москаленко). Кроме того, с 1951 года археологические экспедиции под руководством проф. Арциховского и др. ученых при раскопках в районе древнего Новгорода обнаружили грамоты, написанные на бересте. Это - неоценимая находка для истории русского языка, для диалектологии. По содержанию берестяные грамоты представляют собой частные письма, которые писали обыкновенные люди друг другу. В них отразились черты новгородского диалекта XII–XV вв. Например, грамота № 9:

Отъ гостяты къ васильви еже ми отьць даялъ и роди съдаяли а то за нимь а нынѣ водя новую женоу а мънѣ не въдасть ничьто же избивъ рукы пустилъ же мя а иноую поялъ доеди добрѣ сътворя.

Наиболее полное изучение этих грамот было предпринято А.А.Зализняком.

7. Диалектология тесно связана с этнографией – наукой о материальной культуре народа. Диалектология и этнография имеет связи двусторонние. С одной стороны, крестьянские постройки, домашняя утварь, орудия труда, бытовые предметы, одежда, а также старинные обряды имели раньше местные различия, которые изучает этнография. С этими различиями часто бывает связано и различие в названиях соответствующих предметов или понятий. Причем, языковая противопоставленность севернорусского и южнорусского наречий совпадает с противопоставленностью этнографической. С другой стороны, сами диалектные названия предметов и понятий крестьянского быта являются важными этнографическими признаками.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.