В 1978 году на судне «Белозерсклес» выполнял рейс порт Игарка (река Енисей) – Латакия (Сирия) с грузом пилолеса в пакетах для Ирака. Погрузка на палубу проводилась при отрицательных температурах воздуха, шел снег. Высота палубного каравана в пять–шесть пакетов (около 5 метров по высоте). По бортам суда в специальных креплениях устанавливались стойка из досок (стензеля) высотой 7 метров. Пакеты были погружены в бумажные упаковки, бумага специальная, практически не размокает в воде. Метоцентрическая высота составляла 8 см, при маневре судно ложилось на борт до 6 градусов.
Переход Карским морем до Карских ворот (пролив у Новой земли) проходил с ледоколом, а Баренцево, Норвежское, Северное моря шли в штормовых условиях при отрицательных температурах, палубный груз намок и обледенел, штормом срезало носовые стензеля, груз удерживался на одних найтовах (металлических тросах), закрепленных на палубе. Судно вело себя как игрушка-неваляшка, крен судна постепенно увеличивался: 20, 22, 25, 27 градусов, а при поворотах более 30 градусов, так как вверху груз тяжелеет, а внизу в танках идет расход топлива и воды, а остойчивость судна ухудшается. При этом страшно смотреть на кренометр, когда создается такая ситуация. Есть ли у капитана право на выбор? Это или проститься с частью груза, отдав найтовы, и пакеты пилолеса сами уйдут за борт, или плюнуть на все запрещающие инструкции и заполнить донные танки после топлива забортной водой и повысить остойчивость судна, получить выговор, лишить себя и экипаж премии, так как береговые крысы лишили капитанов права делать это из-за того, что за сдачу вод надо платить. И вот где та грань, за которой уже не будет выбора приходится решать самому. Поэтому часто в те времена капитаны уходили с судна «вперед ногами» из-за больших перегрузок, отсутствия отпуска по два года и более, а выжившие получают пенсии около двух тысяч рублей. Весь переход до Латакии проходил с большим креном и моряки живущие в нижних каютах жили как на подводной лодке в воде, иллюминаторы были закрыты на «глухари» (металлические задвижки), открывать иллюминаторы было нельзя, хотя в каютах была страшная духота. Мною по судну был издан приказ, согласно которому, кто позволит себе открыть иллюминатор, будет арестован, а затем списан с судна и направлен в пароходство за свой счет. Иначе было нельзя: открытый иллюминатор – смерть для судна и экипажа. На каждой вахте штурман обходил все помещения и записывал результат в судовой журнал, а о нарушениях докладывал мне. Переход был около месяца и все это время палуба с одного борта была в воде, работать и даже просто стоять было трудно, готовить пищу и кушать была проблема и так было, пока не сняли палубный груз в Латакии.
Выгрузка в Латакии проводилась на рейде порта на понтоны по 75 пакетов на каждый и мы за этим строго следили, так как пакеты пилолеса сдавали по счету и пользовались на всякий случай фотокамерой. Однажды грузчики решили взять «лишний» ряд пакетов, из-за чего понтон перевернулся вместе с людьми, один из них утонул. Ленты на пакетах лопнули и вокруг судна образовалось море досок. Через 4 дня меня вызвали в представительство Ирака в Латакии, и их представитель говорит: «Капитан, Вы привезли плохой груз, его невозможно перевозить на машинах, были две аварии, я вынужден был обратиться в Москву». Когда я показал ему фотографии с кульбитами переворачивающихся понтонов, «стрелки часов» были переведены на Сирию, а вернее в небо, так как по условиям перевозки между СССР и Ираком груз принимается только таможней в Ираке, а когда он туда попадет и сколько его разворуют в пути – одному Богу известно. Документы на сданный груз мне Сирия и Ирак не подписали, а у меня в пароходстве не спрашивали, премию за рейс экипаж не получил, хотя мы сделали все: доставили груз, сдали его согласно документов. Поэтому я не вижу разницы между советскими порядками и тем, что происходит сейчас, мне очень обидно, что В.В. Путин одним росчерком пера в угоду олигархам-нефтяникам списал девять миллиардов долларов (!) Ираку, в который входил и мой скромный труд, так как я выполнил туда несколько рейсов с пилолесом. Удивительное дело, что мы не задумываясь раздаем народное добро в большом количестве, а со своих готовы содрать шкуру на мелочах и я с этим сталкивался многократно. Вот два примера: в той же Латакии при стоянке на рейде все суда обязаны один раз в неделю сдавать пищеотходы из специальных ящиков, куда они собираются, но у нас эти расходы не предусмотрены, и мне каждый раз приходилось краснеть, когда я вместо подписи на оплату ставил русскую водку по бартеру из своего кармана, а это два месяца стоянки и большие расходы.
В иностранных портах моряки хотят поиграть в футбол, но на спортивных площадках можно видеть объявления: «Вход русским и неграм запрещен» – это позор, который не виден из-за кремлевской стены, но нам стыдно за страну, что она как современные русские сорит деньгами налево и направо, а своим морякам вместо культурного отдыха вручают красочные буклеты о счастливой жизни в стране, а значит и нашей жизни.
За двадцать лет работы на флоте я многое видел и мне часто было стыдно, что вместо нормальной рекламы страны мы били прямо в лоб трудами бородатых мальчиков*, и когда мы их дарили, то на лице собеседника в лучшем случае отражалось недоумение, или они просто отказывались от такого подарка.
А тебе нужно отчитаться сколько ты таких книг подарил и кому. Часто приходилось быть на приемах в морских клубах и везде видишь лакированную рекламу нашей жизни, а сам не знаешь, что ответить, если тебе зададут простой вопрос: «Какая у тебя зарплата? Какая у тебя машина?», потому что по их понятиям такой зарплаты не существует, а машины у тебя просто нет. СССР не состояло в союзе моряков, поэтому все мероприятия на берегу мы проводили на «халяву», то есть ждали, когда какое-либо судно пригласит нас на матч по футболу или другим играм, приходилось участвовать и спартакиадах моряков.
Это не вина, а беда наша и мы долго к ней шли разрушая свою страну и строя социализм на тропических пальмах по всему миру, включая Кубу и Африку. Я шесть лет обучал иностранцев из Ганы, Египта, Самали, Танганьики и в беседе с одним учащимся на мой вопрос: «Хотели бы Вы построить социализм?», он ответил: «Да, если ваша страна все нам даст!».
И вот теперь за такую разорительную политику приходится платить нищетой трети российского населения. Только Куба нам должна 14 миллиардов долларов, а всего 121 стран, начиная с Албании, которые нам ничего не платят, а мы лезем из кожи, выплачивая долги всего СССР. А В. Черномырдин будучи премьер-министром умудрился заплатить даже царские долги Франции по царским облигациям, дальше будет действовать принцип «домино». Выплачиваем пока долг 50 миллионов долларов, но все еще впереди.
Я возил металлолом на Кубу в кредит – они продавали его в Испанию за валюту, возил зерно и солод из Канады и США в Ленинград, а там переоформляли документы и на другом судне отправляли в Польшу, потому что Польша и США были в конфликте. А теперь Польша с Литвой выполняют роль боевого фугаса с дистанционным управлением из США в политической жизни Украины.
В свое время я пытался пойти против этой системы на теплоходе «Бакарица», куда я попал на подмену штатного капитана на время отпуска. Там экипаж был поделен на группы по принципу «Разделяй и властвуй», и командовал всем этим помполит Игорь Кирилов. Он в порту Неаполь разменял доверие экипажа на любовь, удовольствия и музыку, израсходовал общественные деньги, предназначенные для поездки на вулкан Везувий и в Помпею. За это я дал ему выговор и лишил рейсовой премии, но сразу получил рикошет в свой адрес, так как он был «козел из их огорода». Ничего не изменилось и сейчас, потому что мы продолжаем слушать временщиков от политики, которые, наворовав достаточно денег, уходят в бизнес. Практически 2/3 олигархов вышли из кремлевской шинели Б.Н. Ельцина, и теперь управляют страной, а по совместительству и футбольными клубами.
Я люблю свою страну Россию – мою Родину, и всегда в меру своих сил и возможностей защищал её интересы, побывал в 38 странах и мне стыдно, что под фальшивой западной демократией, которую в полной мере, я испытал на себе, мы не видим обычный кнут, которым сгоняют людей как скот, и совсем не «тульский пряник», завернутый в зеленую бумажку американского доллара, которым подкармливали Украину. Власти нельзя до такой степени обижать и злить свой народ, что он голодает и выходит на улицу с песней: «Вставай, страна огромная…», ведь этому уже не поможет никакой стабилизационный фонд.
И недалек 2008 год, когда США будут одевать «смирительную рубашку» на Россию, так как «И» в США поставил это дело на поток: Югославия, Грузия, Украина, Румыния, где они уже не изменяли цвета революции, так как заранее были уверены в победе. А сейчас Киргизия в лимонной расцветке.
По итогам экономического развития в текущем году Россия занимает 124 место после Руанды, потому что наша экономика напоминает сбор грибов и ягод в корзину без дна.
Я хорошо помню поговорку своего отца, который сидя на завалинке набивал трубку табаком, говоря соседу: «Дружба дружбой, а табачок-то врознь».
Вот если бы наша власть в экономике и политике придерживалась таких не хитрых народных мудростей, то жили бы мы намного лучше, - я в этом уверен. А то у нас на каждом шагу «черные дыры» и «братишки» из Белоруссии и Украины, которым нужно угодить, а свой народ бедствует.
Простили Ираку и Сирии по ДЕВЯТЬ миллиардов долларов, СЕМЬ миллиардов Марокко и не меньше Кубе и вновь дали кредит - 380 миллионов, а что имеем взамен - возможно власть соберется с мыслями и ответит на этот КРОССВОРД.
В прошлом году я обратился в Мэрию Ярославля, а перед этим в комитет ветеранов, чтобы помогли обменять квартиру моей сестры - Тутаев на Ярославль. Моя сестра - ветеран ВОВ, инвалид, ей 82 года, живет одна, плохо с водой, отоплением, пятый этаж пятиэтажного дома. Обычный обмен не получится).
Мне ответили: «Нет ни одного метра!». Меня взорвал такой наглый ответ и у меня вырвалось: «Пора делать новую революцию, чтобы гнать вас всех грязной метлой». Потом написал в Москву в комитет ветеранов ВОВ. Какой получил результат? Поставили телефон! А два метра земли она получит к Дню Победы над Германией.
По моему мнению все беды современной России происходят от того, что мы не живем своим природным умом, а слушаем советы Запада и Америки, а там у нас мало друзей.
Западу и Америке сильная Россия не нужна, а нужна просто наша сырьевая база, особенно наша Сибирь.
А местная власть вместо того, чтобы решать серьезные проблемы находит время издеваться и злить стариков-пенсионеров, то дадут дешевую детскую «пустышку» - льготный проезд на транспорте, то по-новому отберут его и бедные старики на слабых ногах, размахивая клюшками и палками с песней «Вставай, страна огромная…» идут как в последний БОЙ, защищая свои права.
А в это время их достойные пенсии голубым потоком и «черным золотом» уходят далеко на запад и на восток по новым трубопроводам, а то, что остается в России к пенсионерам попадает в виде кислотных дождей - пятнами на дачных пленках и белье на веревках...
В этой связи мне вспомнился такой эпизод из морской практики 1978 года. Мое судно «Парголово» Северного морского пароходства следует за ледоколом к Ямалу и вдруг я вижу, что лед, вывороченный ледоколом, имеет коричневую окраску, а на горизонте появился белый медведь, но он стал бурым, как лесной. Все выяснилось, когда подошли к месту выгрузки. Оказалось, что здесь производилась выгрузка топлива с танкера на берег прямо на рейде. Когда емкость на берегу была заполнена, геологи перекрыли кран и не предупредили моряков, шланг лопнул и остаток топлива ушел под лед Северного ледовитого океана, а это сотни тонн!!!
Вот эту ложку дегтя и получил белый медведь, занимаясь рыбалкой по старой привычке, - он не мог учесть российское разгильдяйство.