В ноябре 1869 г. экипаж клипера «Яхонт» под флагом И.И. Бутакова участвовал в церемонии открытия Суэцкого канала (ЦГА ВМФ, ф. 410). Он стал свидетелем вступления в строй одного из выдающихся сооружений XIX века. Создание канала почти вдвое сократило морской путь между портами Европы и странами Тихого и Индийского океанов. Он приблизил черноморские порты России к мировым торговым путям и странам Азии.
«Упавший в море лист» – заметки о Кипре
На Кипре мне удалось побывать всего лишь один раз в 1972 году, то есть за два года до кровавых событий 1974 года.
Заходили мы в порт Фамагусту, который расположен в восточном побережье Кипра – заливе Амохостос. Еще издали кажется широким и красивым, недаром он с давних времен привлекал мореплавателей.
Фамагусту (греки-киприоты называют Амохостос, а турки-каприты – Магоза) – это один из наиболее известных и богатых кипрских городов.
Период его расцвета относится к XIV–XVI векам. Тогда город был окружен мощными стенами у единственной естественной гавани Кипра, был одним из важнейших центров всего Средиземноморья. О местных купцах и знати слагали легенды. Одна из них рассказывала о дочери «богатейшего человека мира», у которой было больше драгоценных камней, чем в короне французских королей.
Порт Фамагуста был и остается сейчас важнейшим перевалочным пунктом на торговом пути Европы на Ближний и Средний Восток.
Еще в 1374 году Фамагусту захватили генуэзцы. Причем, здесь долгое время, как и в самой Италии шла борьба с Венецией за сферы влияния. Во время коронации в 1372 году в Фамагусте одного из правителей династии Лузиньянов – Петра Второго – между двумя соперничавшими кланами вспыхнула ссора, которая переросла в кровавое столкновение и охватила весь город.
По традиции генуэзцам принадлежало право провести под узды лошадь короля с правой стороны, а венецианцам отводилось место следовать слева. Когда новый король вскочил на лошадь, венецианцы перехватили узду из рук соперников и встали справа. И такая мелочь из-за лошадиной морды закончилась в городе большими пожарами и грабежами. А разгневанные генуэзцы послали флот и армию и захватили Фамагусту и правили целое столетие.
Но в 1488 году Фамагусту и весь Кипр захватили венецианцы. Они еще более укрепили входную крепость порта, а в ней, как считают ученые, и разгорелась трагедия, описанная Шекспиром в «Отелло». До сих пор один из бастионов вместе с круглой башней именуют башней Отелло.
Когда я смотрел на эти внушительные стены, местами обвалившиеся башни, наблюдал множество узких проходов, широких каменных залов, глубоких колодцев, осыпающихся погребов, где на крепостном дворе у стен расположены старинные орудийные стволы и ядра, причем, многие их них вырублены просто из камня. На стенах и башнях еще сохранились крылатые венецианские львы, тут же видны обломки мраморных статуй и порой кажется, что сама история хочет передать потомкам кровавые события тех дней, их жестокость и беспощадность.
Неподалеку от башни Отелло стоит готический собор св. Николая – это труд XIV века. Здесь происходила коронация «королей Иерусалима» – титул, который был пожалован еще крестоносцами. А в 1571 году в Фамагусту пожаловали турки с артиллерией, сильно разрушили этот собор. После чего он был перестроен в мечеть Айя-София, а позднее её переименовали в мечеть Лала-Мутафа-паши, в честь главнокомандующего турецкими силами, высадившимся на Кипр в конце XVI века, поэтому на одной из башен ярко блестит на солнце шпиль мусульманского минарета.
Примечательно, что здесь же стоит венецианский дворец – резиденция кипрских королей, а турки превратили его в ссыльную тюрьму Османской империи. Причем одним из узников этой тюрьмы был турецкий поэт, писатель и общественный деятель Намык Кемаль (1840–1888). В Фамагусте ему установлен бронзовый бюст.
Характерно, что вокруг дворца сохранилось несколько древних православных церквей. Здесь я услышал интересный факт, что на всем Кипре было построено триста шестьдесят пять церквей – по одной на каждый день года, о таком я не слышал ни в одной стране, а ведь Кипр можно объехать на машине за один день, вот его старый маршрут – Никозия – Кирения – Фамагуста – Лариака – Лимасол – Пафос. Мне удалось проехать по этому маршруту только частично, за исключением турецких районов.
Если бы была возможность проследить ход исторических событий, то мы бы увидели перемещение мраморных плит от различных строений на Кипре в район Суэцкого канала, где они заделаны в стены фундамента, здесь имеются осколки скульптур, резных немецких украшений.
Конечно, крепость в Фамагусте является самым главным историческим памятником города, причем в самой крепости еще имелись морские ворота, которые вели в порт, они имеют толщину до десяти метров, а их высота превышает пятнадцать метров. Хорошо сохранились ряд бастионов, а самый крупный из них носит название «Мартиненьо».
Когда находишься в центре старого города с его кривыми и узкими улочками, теснящимися вокруг крепостных стен и посмотришь вдаль, куда ведут широкие проспекты, с тенистыми аллеями новой Фамагусты. Припоминаю, что мне тогда пришло на память не лестное сравнение: как будто я как червяк находился под корой старого дерева и вот, наконец, выполз на свободу и увидел всю открывающуюся красоту – вот такое было ощущение от контрастов этого города.
Новый район Фамагусты греки-киприоты называют Вароша, а турки-киприоты – Маран.
Недавно в одной из ТВ передач я увидел Фамагусту, её застроенные пляжи, на которых мне приходилось загорать и купаться, и у меня невольно вырвалось, что сейчас бы я среди этих «рыбных костей» (так я мысленно окрестил высотные здания), чувствовал бы себя не очень уютно, мне почему-то стало жаль того простора, уюта нетронутой природы, ласкового моря и ушедшего времени. А сами воспоминания навели легкую грусть, всплыли в памяти лица друзей – членов экипажа, кажется это было совсем недавно, а минуло уже тридцать лет. Теперь и на этих пляжах и в городе обитают наши русские нувариши, прожигая и прокручивая грязные деньги России.