Переход проходил в начале лета – июнь месяц, погода хорошая, крен судна при маневре составляет 10–12 градусов, караван не намокает, попадают пока лишь легкие брызги, видимость отличная, мало встречных судов, судно управляется, в основном, авторулевым.
В городе Белого моря рассчитываем так, чтобы попасть с течением, иначе это сразу скажется на скорости судна и все время придется выгребать против течения.
В Баренцевом и Норвежском море погода посвежей: ветер от норд-веста до 4 баллов, волнение 3 балла, видимость хорошая. Встретились два судна нашего пароходства: «Донец» и «Днестр», следуют в Архангельск, интересуются как там дела, дают ли замену на отпуск. Я «обрадовал» своего коллегу, что иду на второй год без отпуска. Тот сразу погрустнел…
На судне идет размеренная жизнь: работа, вахта, отдых, сон. В промежутках: кино, шахматы, чтение книг, журналов, газет. На судне хорошая библиотека, даже сами покупаем книги за счет судового фонда, а кинофильмов берем до сорока штук. Киномеханику даются деньги на подарок, и он получает хорошие фильмы. Помполит проводит лекции и беседы, а командный состав учебу по специальности и экономике. Так что скучать некогда, постоянно заняты чем-нибудь.
Северное море проходим при легком шторме, но приличном волнении. Здесь всегда интенсивное движение судов и особенно рыбаков, которые буквально лезут под нос судна и не соблюдают МППСС (Международные правила предупреждения столкнове-ния судов). Но вот и Нидерланды – подходим к месту приема лоцмана, поднимаем сигнал: «Мне нужен лоцман!» Приняли лоцмана с подошедшего катера, следуем в порт. Швартуемся около лесного причала левым бортом, оформляем приход судна. На борту агент, обслуживающий судно, и два полицейских. Поскольку подход судна после полудня по местному времени, погрузку начнут завтра с утра. На это время приняли и нотис готовности судна к грузовым операциям. Не то, что у нас по приходу судна. В каждой стране свои обычаи порта: их твердо следует знать и уважать, иначе можно налететь на неприятность. Я по этому делу веду специальную тетрадь, так как в голове все не удержишь. У меня их 4 штуки по разным разделам, считаю, что в будущем они мне пригодятся. Этих вещей нет в наших «морских букварях».
Экипаж перевел на береговые вахты: сегодня вахта 3-го штурмана, так как моя была отходная из Архангельска. Стоянка ожидается не менее двух недель, стармех просит разрешение у капитана заняться двигателем.
Порт Заандам представляет собой гавань всегда доступную для судов с осадкой 8,5 м, а глубина старой гавани петровских времен составляет 8,9 м. Вход в порт по каналу Нордзе, ведущему от Эймейдона. Для каботажного флота имеются причалы длиной до 500 м и глубинами 3,7 м. Суда обычно разгружаются своими средствами, то есть стрелами или кранами.
В порту производится мелкий ремонт судов и их двигателей. Ввозят в порт: лес, рис, краски, пустые бочки. Вывозят: корм для скота, муку, отруби, льняное масло и пр.
Утром начали грузовые операции сразу на все трюма, с палубы. Лебедчики у них опытные, но необходимо время, чтобы они привыкли к нашим лебедкам. Выгрузку начали на понтоны с правого борта по-коносаментно, ведем учет сданного груза. Выгрузка производится в одну смену. Загруженные понтоны отводит небольшой буксир. Машинная команда начала ремонтные работы с главным двигателем под наблюдением 2-го механика Николая Михайловича. Капитан получил деньги, завтра можем идти в город, а потом поиграть в футбол. На выгрузку палубного груза ушло 4 суток, теперь приступили к трюмам. Большинство ребят сходило в город, и полностью отоварилось, теперь будут только прогулки и игра в футбол. На улице жара и команда не прочь искупаться, но за бортом нельзя, да и вода грязная. Но вот за бортом раздался крик: кто-то упал в воду. Это упал один из грузчиков, который был на понтоне.
Его рабочие пытаются вытащить, но у них ничего не получается. И вдруг я услышал всплеск воды, – кто-то из наших прыгнул прямо со спардечной палубы – это около 8 метров высотой. Он быстро подплыл к утопающему и помог выбраться на понтон. Все произошло так быстро, что стоящие на палубе матросы не успели опомниться, а Борис Крайнов успел это сделать. Он работал в МКО на разборке двигателя и поднялся на палубу покурить, но не успел, и, не задумываясь о последствиях, бросился в воду. А рядом стоял большой комсомолец – комсорг, но воздержался от такого поступка.
Борис по натуре был шалопут, имел выговоры и с приходом в советский порт капитан хотел списать его с судна и направить в отдел кадров, но сразу резко все изменилось.
Мужчине, который упал в воду, было более 60 лет. Он был обут в деревянные колодки, такая у них есть обувь, и поскользнулся на металлическом понтоне. На второй день утром на судно пришла целая делегация по главе с мэром города, фотографом и прессой. Спасенный мужчина был со своей дочкой. Они уже подготовили целую статью о поступке советского моряка, и им нужен был только снимок самого героя и судна. Вся делегация поднялась на судно, вахтенный штурман проводил их к капитану, туда же пригласили Бориса. И вот в один миг он из отъявленного разгильдяя превратился в героя, как лягушка в Василису Прекрасную. Борису дали столько лестных эпитетов, что можно было прямо менять название судна. Короче говоря, его почти силой увели в город, чтобы купить подарок. Он, чувствуя «жареное», от всего отказывался, но ему купили подарок, и надели на руку прекрасные часы.
Часы одевала дочь спасенного, и они на снимке в газете очень здорово выглядели. Статья была большая, хорошего содержания и наглядно отражала суть поступка нашего моряка. Эта заметка в газете попала на глаза советскому корреспонденту, а тот продублировал ее в нашу «Комсомолку» и все это пошло дальше. Я не буду продолжать, чтобы хороший поступок моряка не превратился в пародию. С приходом в Союз Борис попросился в отпуск.
Город Заандам сравнительно небольшой, в нем учился своему мастерству корабельного мастера и наш царь Петр I под именем Петра Михайлова, которого по могучему телосложению и слухом скоро узнали, кто под ним скрывается. Уважали царя за смекалку и мастерство и вот теперь в поступке молодого советского моряка усмотрели преемственность петровской школы, и это приятно было слышать нам. Все правильно – есть у Бориса хорошая черта, но некуда девать остальные плохие качества.