Индийский океан является третьим на Земле как по глубинам, так и по поверхности. Его площадь вместе с окружающими морями составляет пятую часть общей площади Мирового океана.
В Индийский океан вклинивается на юге п-ов Индостан, а к берегам Антарктиды проходит извилистой линией подводный хребет, разделяющий океан на две части: восточную и западную, которые отличаются друг от друга по размерам и глубинам.
В восточной части океана находится Индийско-Австралийская котловина, которая постепенно переходит в длинную Яванскую глубоководную впадину, окружающую Зондский архипелаг. Там обнаружена максимальная глубина Индийского океана 7209 м.
В западной части Индийского океана рельеф дна значительно сложнее. Там можно наблюдать чередование впадин и подъемов дна, которые иногда выступают даже на поверхность. Береговое очертание зависит от высоты подъема, больше изрезано побережье Азии, а меньше Африки. Скалистые берега Австралии и Зондского архипелага изобилуют мелкими заливами и бухточками. А на юге Индийского океана Вас уже встретят настоящие ледяные поля и берега Антарктиды.
Южная часть Индийского океана через широкие проходы соединяется с Атлантическим океаном, а на востоке – с Тихим.
Конечно, граница между ними условна, примерно выглядит так: между Индийским и Атлантическим океанами – по меридиану 20 градусов восточной долготы и выходит на Игольный мыс в Африке, а между Индийским и Тихим океанами по меридиану 147 градусов через остров Тасмания проходит Южный мыс.
К Индийскому океану выходят более 30 государств, но все равно по объему грузоперевозок он уступает Тихому и Атлантическому. На него приходится всего около 12% объема грузоперевозок. Это обуславливается тем, что из стран Индийского океана экспортируется в основном сельскохозяйственная продукция, а она сравнительно дешевая. Магистральные пути идут через Суэцкий канал, Малаккский пролив, мыс Доброй Надежды и мыс Луин.
Навигационно-географический обзор
Атлантического океана
Атлантический океан имеет протяженность около 8 тысяч миль от Арктики до Антарктиды. На севере он граничит с Северным Ледовитым океаном по линии, проходящей через Гудзонов пролив, Девисов и Датские проливы, Исландию, Фарерские и Шетландские о-ва, к Скандинавскому п-ову, на юго-западе – с Тихим океаном по меридиану 67 градусов западной долготы; на юго-востоке – с Индийским океаном по меридиану 20 градусов восточной долготы. Ширина Атлантического океана на широте Нью-Йорка – 3 тысячи миль, а между Западной Африкой и Южной Америкой – вдвое меньше. Современному судну для пересечения Атлантического океана требуется всего 3–4 суток.
В Атлантике сосредоточены важнейшие трассы мирового судоходства, здесь расположены крупнейшие порты по грузообороту, к которым приписаны много судов мирового торгового флота. Способствует этому конфигурация берегов и их расчлененность, особенно в Европе.
В Атлантический океан попадает более половины всего мирового речного стока. Атлантический океан занимает второе место в мире по площади и глубинам. В Атлантике протянулся Срединно-Атлантический хребет и он в некоторых местах появляется в виде горных вершин. Но и сам хребет разделяет впадина Романш, которая разделяет подводный почти пополам. Самая глубоководная впадина Атлантического океана – Пуэрто-Риканская с глубиной 9218 м. Особенностью Атлантики является величина приливных явлений.
К Атлантическому океану выходят около 70 стран с населением почти 1,5 млрд. человек. Высокоразвитые страны Европы сейчас нуждаются сырьем для своей продукции, и это позволяет им сделать Атлантика.
Республика Сингапур
Это одно из миниатюрных государств. Расположено у пролива, соединяющего два океана.
Основой экономики Сингапура является посредничеством реэкспортная торговля, обслуживание судоходства и судоремонт. Они дают свыше половины всего валового дохода республики. Через Сингапур проходит множество международных судоходных путей.
По судообороту Сингапур – один из трех крупнейших портов мира. Парусные и моторные суда везут к нему из соседних стран мелкие партии тропических сельскохозяйственных продуктов и сырья. Там же все это сортируется, обрабатывается, упаковывается и грузится на океанские суда для отправки, практически на все континенты. Готовые промышленные изделия, доставляемые в Сингапур из промышленно развитых стран, дробятся на мелкие партии и рассылаются на каботажных судах в соседние страны. В таких перевозках принимает участие и флот Сингапура. Многие океанские суда заходят в Сингапур только для бункеровки, пополнения запасов и снабжения. Их привлекает не только удобная гавань, но также различное коммерческое обслуживание, особенно статус вольной гавани и связанные с этим отсутствие сборов и низкие цены.
Когда стояло наше судно, то я наблюдал как маленькие суда посаженные под завязку подходили к судам, стоящим на рейде и затем в балласте (без груза) отходили от них. Конечно, при больших закупках стоящих судов, фирмам выгодно закупать товары и продукты большими партиями, а это намного дешевле и обоюдно выгодно.
Мощная судоремонтная база обеспечивает Сингапуру ведущее место в этой отрасли в Юго-Восточной Азии.
Сингапурский порт расположен на одноименном острове у южной оконечности п-ова Малакка. Река Сингапур – историческая первооснова порта, сейчас используется, как и примыкающий к ней внутренний рейд, каботажными судами. Океанские суда становятся на якорь, на внешнем рейде или обрабатываются у причалов в южной части города.
Берега р.Сингапур сплошь застроены складами и навесами, но большинство океанских судов становятся на якорь на обширном рейде, надежно укрытом от ветра и прибоя о.Блаканг-Мати. В состав Сингапура входит еще несколько близлежащих островов.
И бывает просто странно видеть, как огромное судно стоит, уткнувшись носом почти в сам остров и зеленые нависающие деревья, невольно маскируют его и защищают от жары.
На о.Букум имеется нефтегавань Сингапура с 17 причалами, принимающими танкеры с осадкой 11–14 метров, а рейдовый причал может принять танкеры дедвейтом до 200 тыс.т. На острове-«цистерне» Текон – крупнейшее в Юго-Восточной Азии нефтехранилище и один из четырех нефтеперегонных заводов Сингапура. А на о.Брани расположен большой оловоплавильный завод и т.д.
Сянган. Гонконг
Он является дальневосточным двойником Сингапура. Океанские суда обычно обрабатываются на рейде с глубинной от 8 до 18 м. Рейд находится в проливе, отделяющем город Виктория на острове от континентальной части порта Коулун, где находятся основные причалы. Виктория и Коулун связаны паромами, перевозящими в год до 150 млн. пассажиров. В проливе располагаются тысячи плавучих домов.
В ранние годы своего существования Сянган выполнял только посреднические торговые функции, но в последние годы, когда его население выросло до 4 млн. человек, он превратился в крупный центр легкой промышленности. Эта промышленность с возрастающей степенью становится источником морских перевозок.