В 1979 году на теплоходе «Бакарица» после загрузки сахара в порту Никаро, своевременно дал заявку на топливо в Гавану, но мне больше недели не давали заход в порт и заставили находиться на ходу в двухмильной зоне на внешнем рейде Гаваны. Кончалось топливо и я был вынужден дать радиограмму в Москву прямо министру СССР Т. Гуженко. Через два дня мне дали «Добро» (разрешение) на вход в порт, но из-за штормовой погоды лоцман на рейд не вышел и последовало указание из порта следовать в Гавану самостоятельно. Мне приходилось заходить в Гавану несколько раз, но при хорошей погоде, а тут штормовая погода. Конечно, идти без лоцмана большой риск, но выхода не было, и я направил судно на вход. Дул сильный ветер и было приличное волнение, а когда стали подходить к приемным буям, появился советский танкер на выход и расходиться пришлось между буями в самом узком месте фарватера, ветер был в правый борт, буй коснулся корпуса судна и буйреп (трос), на котором удерживался буй, попал в зазор между корпусом и бортовым килем судна. Хорошо, что буйреп лопнул, иначе судно развернуло бы поперек фарватера и тогда танкер бы разрезал наше судно пополам и вероятно произошел бы взрыв.
С мигающим буем под бортом, диаметр которого около 4 метров, в вечерних сумерках мы вошли в Гавану. Мой друг москвич Володя Рыжов позднее рассказывал, что он видел, прогуливаясь по набережной, ничего не понимая, почему мое судно сорвало буй и тянет его за собой, и все люди, которые были на набережной, вероятно, думали также. Швартоваться с буем под бортом было невозможно, и мне пришлось становиться на якорь.
По обычаям порта Гавана разрешается только вход или выход из порта, тем более, что я шел без лоцмана и в штормовую погоду. А тут такое, что меня просто подставили за то, что я обратился в Москву, но какие могли быть последствия от этого трудно представить. По поводу этой аварийной ситуации я заявил морской протест, где прямо указал, что мне подстроили настоящую катастрофу с возможными тяжелыми последствиями для обоих судов. Поэтому, когда на борт прибыл представитель порта, отвечающий за проводку судов, я «ласково» потряс его за грудки, в ответ на слова: «Капитан, когда вы расходились со встречным судном, меня трясло как рваное песо (по-русски – как дырявую рублевку)».
Буй на штатное место ставили наши военные моряки, их корабли тогда базировались при входе в Гавану, на следующие сутки, а пока порт был закрыт на вход и выход, и понес большие убытки. Претензий к моим действиям при заходе в Гавану не было – все списали на форсможорные обстоятельства (непреодолимую силу обстоятельств), хотя во всем виноваты только люди. Уместно будет отметить, что наши представители от Министерства морского флота, которые были в Гаване, совершенно не защищают интересы судов, а только вредят делу, получают большие деньги и только протирают штаны.
В службу мореплавания Северного морского пароходства я дал радиограмму такого содержания: «При заходе в Гавану сорвал со штатного места приемный буй тчк Претензий к судну не имею тчк Капитан Тюфтерев». Подробности в рейсовом донесении.
Обидно за страну и себя, что мы порой строим свои отношения с Кубой и другими странами на уровне «братишек», а они наглеют, считают, что этим все положено.
В одном из рейсов на Кубу из Риги мы привезли каменный уголь, но там тепло, и он никому не нужен, судно поставили на отстойный причал и мурыжили с выгрузкой полтора месяца, а в Риге грузили всего пятнадцать часов. Выгрузка производилась частными лицами, когда возникала необходимость засыпать дорожки у дома, а в это время наши старики, включая и моих родителей, не могли выписать угля для отопления домов. В награду за доставленный груз нам сделали семь больших отверстий в трюмах, причем три из них в топливных танках. Отказались делать ремонт и не подписали документы. Я уже получил рейсовое задание – из пароходства грузиться сахаром насыпью. Но грузиться было нельзя, необходим был ремонт и мытье трюмов после угля. На мою информацию в пароходстве и представителям Министерства морского флота СССР ответа я не получил. Проводить сварочные работы без соответствующей обработки было нельзя – это тупик и он возникает почти в каждом рейсе, а если что случится, то тут поднимут все инструкции, которые невольно приходится нарушать.
Переход из Риги в Гавану занял 22 суток, при суточном расходе топлива 15 тонн, плюс простой судна. В какую копеечку обошлась наша прогулка на Кубу и кто за это в ответе?
Куба – общие сведения
Республика Куба – страна в Латинской Америке, первое социалистическое государство в Западном полушарии. Расположена в архипелаге Больших Антильских островов в Вест-Индии. Площадь 110922 кв. км. Территория Республики Куба включает остров Куба (104 тыс. кв. км), о.Пинос (2,2 тыс. кв. км) и около 1600 мелких островов. Население 8553 тыс. человек (перепись 1970 г.). Столица Гавана. Государственный язык испанский.
Куба широким фронтом выходит к Мексиканскому заливу, Атлантическому океану и Карибскому морю. Кубу отделяет от США Флоридский пролив (180 км), от Мексики – Юкатанский пролив (210 км), от Гаити – Наветренный пролив (77 км) и от Ямайки глубоководный желоб Кайман.
В политико-административном отношении Куба делится на 6 провинций: Пинар-лель-Рио, Гавана, Матансас, Лас-Вильяс, Камагуэй, Орьенте.