Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ прибыли на одну акцию



Показатель прибыли на одну акцию, как известно, относится к числу индикаторов, характеризующих деятельность субъекта хозяйствования на рынке ценных бумаг, рыночную активность организации. Вместе с тем, он дает представление и об экономическом эффекте, полученном в процессе функционирования предприятия. Он демонстрирует, сколько полученной в отчетном периоде чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию корпорации. В финансовой литературе этот показатель достаточно часто фигурирует как EPS.

Показатель прибыли на акцию характеризует доходность лишь обыкновенных акций. Как правило, положительная динамика этого показателя является фактором инвестиционной привлекательности и потому учитывается при принятии инвестиционных решений.

Вместе с тем, и для акционеров и для потенциальных инвесторов очень важно понимание перспектив изменения показателя EPS. К примеру, возможно, что в соответствии с условиями эмиссии некоторая часть привилегированных акций или долговых обязательств хозяйствующего субъекта могут быть конвертированы в обыкновенные акции. Иными словами, речь идет о потенциальном «разводнении» показателя прибыли на акцию. Вполне понятно, что акционеры и инвесторы должны владеть информацией о подобных перспективах сокращения доли чистой прибыли, получаемой ими на одну акцию. Для характеристики возможного разводнения используется показатель разводненной прибыли на акцию.

Базовой формулой для определения показателя прибыли на одну акцию является следующая:

 

 
 


(71)

 

где Пр1а – прибыль на одну акцию;

Прч – чистая прибыль;

Дпра – дивиденды на привилегированную акцию.

 

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 21 марта 2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» акционерное общество раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в двух показателях:

· базовая прибыль (убыток) на акцию;

· разводненная прибыль (убыток) на акцию.

Итак, указанные показатели в Российской Федерации являются нормативно регулируемыми.

Базовая прибыль на акцию – показатель, отражающий часть прибыли отчетного периода, причитающуюся акционерам-владельцам обыкновенных акций. Базовая прибыль на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении. При расчете базовой прибыли отчетного периода не принимаются в расчет дивиденды по привилегированным акциям, в том числе и кумулятивным, за предыдущие периоды, объявленные или выплаченные в отчетном году.

Для расчета средневзвешенного количества обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода, В соответствии с названным Приказом Минфина РФ, суммируется количество акций, находящихся в обращении на первое число каждого месяца. Затем полученный результат делится на число месяцев в отчетном периоде.

Все акции, включаемые в расчет средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении, предполагаются обращающимися на одинаковых ценовых условиях. В том случае, если ценовые условия не равны, для расчета производится корректировка количества акций в обращении в той пропорции, в какой различаются новые ценовые условия.

Что касается разводненных акций, то отметим следующее. Под «разводнением» прибыли подразумевается ее увеличение или уменьшение убытка в расчете на одну обыкновенную акцию за счет возможной в будущем эмиссии дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества. Возможны следующие пути разводнения прибыли (убытка):

· конвертация всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции;

· исполнение договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитета по цене ниже их рыночной стоимости.

Итак, «разводнение» прибыли на акцию означает, что у акционерного общества есть или могут возникнуть обязательства по выпуску обыкновенных акций в будущем и, соответственно, величина чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, уменьшится, когда указанные обязательства будут выполнены. Следовательно, настоящим и потенциальным акционерам важно знать, может ли сократиться их доля в прибыли и какова величина этого сокращения.

Как мы видим, в отличии от показателя базовой прибыли (убытка) на акцию, показатель разводненной прибыли (убытка) имеет прогнозируемый характер и показывает максимально возможную степень уменьшения.

Для расчета величины разводненной прибыли (убытка) на акцию корректируется значение базовой прибыли на акцию. При этом числитель формулы, используемой для расчета базовой прибыли на акцию, корректируется с учетом возможного прироста базовой прибыли за счет:

· уменьшения выплат в виде дивидендов по привилегированным акциям;

· экономии на процентах по иным конвертируемым ценным бумагам;

· других, связанных с конвертацией возможных расходов и доходов (в частности, суммы списания разниц между ценой размещения и номинальной стоимостью конвертируемых ценных бумаг).

Одновременно знаменатель формулы базовой прибыли на акцию корректируется с учетом возможного увеличения количества обыкновенных акций в обращении.

Расчет возможного изменения прибыли и возможного прироста средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении осуществляется по каждому виду и выпуску конвертируемых ценных бумаг, а также по каждому договору купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости. В последнем случае для расчета знаменателя формулы разводненной прибыли на акцию делается допущение, в соответствии с которым часть обыкновенных акций, размещаемых по такому договору, будет оплачена по рыночной стоимости, а оставшаяся часть – останется без оплаты. При расчете возможного прироста средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении учитываются только те из них, которые будут размещены без оплаты.

Для каждого вида конвертируемых ценных бумаг и указанных ранее договоров рассчитывается отношение возможного прироста прибыли к возможному приросту средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении.

Полученные значения располагаются в порядке возрастания от наименьшего значения к наибольшему.

Для расчета показателя разводненной прибыли на акцию принимаются во внимание только те конвертируемые ценные бумаги или договоры, которые имеют «разводняющий» эффект, т. е. уменьшают значение базовой прибыли на акцию. Те ценные бумаги, которые имеют «антиразводняющий» эффект (т. е. увеличивают значение базовой прибыли на акцию), в расчет не принимаются.

Таким образом, величина разводненной прибыли (убытка) представляет собой отношение базовой прибыли, скорректированной на величину ее возможного прироста, к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении, скорректированному на величину возможного их прироста в результате конвертации ценных бумаг в обыкновенные акции. Полученный результат является показателем максимально возможной степени разводнения прибыли на акцию и отражается в бухгалтерской отчетности каждого акционерного общества.

Как мы видим, показатели базовой прибыли (убытка) на акцию и разводненной прибыли (убытка) на акцию имеют важное значение для многих стейкхолдеров. Анализ показателя прибыли (убытка) на акцию базируется на результатах анализа чистой прибыли (убытка), в процессе которого осуществляется оценка основных факторов, оказавших влияние на полученный финансовый результат. Используя показатель прибыли на акцию для оценки привлекательности акций эмитентов, целесообразно оценить стабильность получения указанной прибыли и, соответственно, сделать прогноз на будущее. Подобный прогноз опирается на качество прибыли, что требует исследования составляющих конечного финансового результата, вклада в его формирование доходов и расходов от обычной деятельности и прочих доходов (расходов).

При анализе динамики показателя прибыли на акцию и причин его изменений важно особое внимание обратить на возможность разводнения акций.

Для осуществления факторного анализа причин изменения величины прибыли на акцию целесообразно использовать табл. 42.

При расчете влияния факторов следует использовать скорректированную величину прибыли на акцию предыдущего периода. Если величина чистой прибыли формировалась в отчетном периоде исходя из иной учетной политики, нежели в предыдущем периоде, в расчет показателя прибыли на акцию за прошлый год должна войти величина чистой прибыли, пересчитанная исходя из требований методологии и учетной политики отчетного периода.

Таблица 42

Вариант формирования исходных данных для факторного анализа показателя базовой прибыли на акцию хозяйствующего субъекта

№ п/п Фактор Методика определения Сумма, тыс. рублей  
 
1 Общее изменение показателя      
В том числе за счет:      
2.1. изменения количества акций в обращении      
2.2. изменения величины чистой прибыли      

 

Примечание:

Прч0, Прч1 – соответственно чистая прибыль базового и отчетного
периодов;

Кас0, Кас1 – средневзвешенное количество обыкновенных акций в
обращении базового и отчетного периодов.

 

Для детализации полученных результатов, прежде всего, необходимо рассмотреть, за счет чего изменилась величина чистой прибыли.

2.13. Анализ расходов по обычным видам деятельности
туристского предприятия

Учеными и специалистами расходы по обычным видам деятельности признаны одним из ключевых факторов, обуславливающих сумму прибыли предприятия; влиянию этих расходов на прибыльность хозяйствующих субъектов посвящено немало трудов. Здесь мы не будем разворачивать аргументацию в пользу целесообразности и необходимости оценки величины, состава, структуры и динамики расходов по обычным видам деятельности. Достаточно указать на то, что расходы по обычным видам деятельности – фундамент основного (основных) вида деятельности любого предприятия.

Следует, однако, отметить, что практическое применение распространенных теоретических подходов к анализу расходов по обычным видам деятельностью затруднено некоторыми обстоятельствам. Среди них, главным образом, известная размытость и путаница в теоретических основах. Здесь мы ведем речь во-первых, о том, что в современной экономической литературе в настоящее время в качестве синонимов широко применяются термины «затраты», «себестоимость», «расходы», «издержки». Наверное именно поэтому некоторые авторы, выделяя в качестве отдельного этапа анализа показателей финансовых результатов деятельности предприятия, анализ затрат, на самом деле имеют ввиду анализ себестоимости продукции[80] (при этом отмечая, что понятие затраты шире понятия себестоимость). Между тем указанные категории вовсе не синонимы. Несмотря на то, что существует немало трактовок затрат, чаще всего этот феномен понимается как денежное выражение стоимости ресурсов, использованных на производство и реализацию продукции за определенный период времени (иногда авторы добавляют, что затраты предназначены для обеспечения процесса расширенного воспроизводства; подобная формулировка, на наш взгляд, порождает новые неясности, в частности, если предприятие использовало ресурсы лишь для осуществления простого воспроизводства, то их денежная оценка не является затратами?).

Разрешить же разночтения в понимании объекта анализа на рассматриваемом этапе достаточно просто. Для этого достаточно вспомнить, что расходы предприятия по обычным видам деятельности – это часть затрат, понесенных предприятием на изготовление и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), реализованной в конкретном отчетном периоде. Расходы – это исключительно признанные затраты (т. е. обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденныезатраты).

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» (Приказы Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н), как это мы отмечали выше, при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

Именно эта группировка и представлена в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Далее. По сути категории «расходы по обычным видам деятельности» и «себестоимость» – понятия тождественные, так как себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции или, иначе – совокупность признанных затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности для управления предприятием и формирования предприятием финансового результата деятельности от обычных видов деятельности.

Итак, для корректного анализа требуется в первую очередь четко определить, что аналитик подразумевает под расходами по обычным видам деятельности: их трактовку как вообще всех затрат на производство и реализацию продукции, либо как признанных затрат.

Второе обстоятельство, которое вносит неясности – это применение термина «себестоимость». Как известно, при калькуляции себестоимости используется несколько подходов: без учета общехозяйственных расходов, прочих производственных расходов, потерь от брака, коммерческих расходов, либо с их учетом. Очевидно, что реалистичным анализ расходов по обычным видам деятельности будет лишь в том случае, если будут конкретизировано, какая себестоимость исследуется.

Наконец, третье. Различные виды деятельности требуют использования неодинаковых ресурсов. Вполне понятно, поэтому, что планирование, учет и калькулирование себестоимости предприятий различных видов деятельности неодинаково. Таким образом, при оценке расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь четкое представление об особенностях калькулирования на анализируемом предприятии.

Чаще всего в литературе представлена следующая группировка признанных затрат по статьям расходов (или ее вариации, см. табл. 43).

Таблица 43

Группировка затрат по статьям расходов

Статья расходов Виды себестоимости
1. Сырье и материалы 2. Возвратные отходы 3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера 4. Топливо и энергия на технологические цели 5. Затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции 6. Единый социальный налог и отраслевой страховой взнос 7. Расходы на подготовку и освоение производства 8. Общепроизводственные расходы Неполная производственная (цеховая) Полная производственная (фабрично-заводская)     Себесто-имость проданной продукции  
9. Общехозяйственные расходы 10. Прочие производственные расходы 11. Потери от брака  
12. Коммерческие расходы    

Но в других видах деятельности эта группировка может быть представлена иначе. В частности, затраты туристской организации по отношению к производственному процессу подразделяются на производственные, – связанные с производством туристского продукта, – и коммерческие (затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта).

Производственные затраты (по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта; связанные с деятельностью производственного персонала; подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта; накладные расходы) в зависимости от способа включения их в себестоимость туристского продукта подразделяются на прямые и косвенные (накладные). Прямые затраты – это затраты, связанные с производством туристского продукта, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования. Косвенные (накладные) затраты связаны с организацией и управлением производством туристского продукта, относятся к деятельности туристской организации в целом (включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов).

Существенны отличия признанных затрат предприятий различных видов деятельности и при группировке их по элементам затрат. В туристкой деятельности принята следующая группировка затрат по элементам[81]:

1. В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства туристского продукта для обеспечения нормального технологического процесса или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды (приобретение специальных бланков и документов, таких как сток-билеты, бланки турпутевок, туристские ваучеры и т. п.); затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, специальных транспортных средств, обслуживающих туристов, других основных средств, малоценных быстроизнашивающихся предметов и прочее, а также стоимость запасных частей для ремонта оборудования; начисленной амортизации инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других малоценных быстроизнашивающихся предметов; прав на услуги сторонних организаций, используемых для производства туристского продукта (по размещению и пребыванию туристов у организаций гостиничной сферы и иных организаций); по питанию у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов круизов, сафари, горных восхождений и т. п., а также у обладателей прав на такие услуги; по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, а также у обладателей прав на такие услуги; по визовому обслуживанию, а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки; на услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; на услуги по обязательному страхованию туристов и их имущества в период турпоездки; на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих и иных обслуживающих туристов лиц и организаций; а также расходы на приобретение прав на иные услуги и пр.

2. В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала организации; оплата труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самой организацией; другие виды выплат, регламентированные законодательством Российской Федерации.

4. В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам во внебюджетные фонды.

5. В элементе «Амортизация» отражается сумма начисленной амортизации основных средств, в том числе сумма амортизации основных средств (помещений), предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых предприятиями медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории организации; сумма начисленной амортизации нематериальных активов.

6. К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, затраты на командировки, подъемные, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на организованный набор работников, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, информационных, аудиторских, а также консультативных услуг, в том числе по юридическим вопросам, связанным с осуществлением деятельности туристской организации, вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, управления коммерческой деятельностью, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных средств (или их отдельных частей), а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Учитывая изложенное выше, заострим внимание читателей на том, что в настоящей монографии мы рассмотрим методики анализа расходов по обычным видам деятельности предприятия, имея ввиду признанные и обоснованные затраты, сгруппированные по экономическим элементам. По нашему мнению, подобный подход наиболее приемлем для внешнего финансового анализа.


Подобное видение анализа расходов по обычным видам деятельности позволяет на первом этапе сформировать соответствующую сравнительную аналитическую таблицу (см. табл. 44) и, заполнив ее, тщательно исследовать величину, состава, структуру и динамику указанных расходов по основным экономическим элементам на основании сведений, содержащихся в Форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Для анализа признанных затрат, сгруппированных по другим классификационным признакам, требуются данные аналитического и синтетического учета. Если же аналитик располагает соответствующей информацией, анализ можно углубить трендовым, сравнительным (см. табл. 46) и факторным анализом[82].

Таблица 44

Анализ величины, состава, структуры и динамики расходов
по обычным видам деятельности ОАО «Пилигрим»
по элементам затрат (2006–2007 гг.)

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в общей величине расходов по обычным видам деятельности (%) Отношение суммы абсолютного изменения показателя к сумме расходов по обычным видам деятельности на начало анализируемого периода (%)
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за анализируемый период 2006 г. 2007 г. Изменения за анализируемый период
Абсолютные Относительные (%) Темп прироста (%)
Материальные затраты -151030 79,96 -28,04 83,04 76,56 -6,48 -23,28
Затраты на оплату труда 109,34 9,34 12,16 17,03 4,87 1,13
Отчисления на социальные нужды -431 97,72 -2,28 2,91 3,65 0,74 -0,07
Амортизация 114,22 14,22 1,89 2,76 0,87 0,27
Прочие затраты - - - - - - - - -
Итого расходов по обычным видам деятельности (всего признанных затрат на производство продукции) -142359 78,05 -21,95 - -

Примечание: Сведения о составе признанных затрат и ихсумме почерпнуты из Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) ОАО «Пилигрим» за 2007 г.

 

Табл. 44 позволяет заключить, что расходы ОАО «Пилигрим» по обычным видам деятельности существенно сократились, – на 142359 тыс. руб. (или на 21,95 %), – и достигли в 2007 г. суммы 506242 тыс. рублей. К концу 2007 г. расходы по обычным видам деятельности составили лишь 78,05 % от суммы этих расходов в 2006 г.

Главное сокращение среди экономических элементов, формирующих расходы по обычным видам деятельности, пришлось на материальные затраты, которые уменьшились на 28,04 %, т. е. на 151030 тыс. рублей. Подобное сокращение в условиях устойчивого спроса на продукцию маловероятно. По-видимому снижение суммы материальных затрат в 2007 г. до 387599 тыс. рублей вызвано преимущественно (если не исключительно) сокращением спроса на продукт, формируемый и реализуемый предприятием. Кроме того, незначительно (по сравнению с материальными затратами), – на 2,28 % (или на 431 тыс. рублей), – сократились отчисления на социальные нужды.

Снижение расходов по обычным видам деятельности было парализовано ростом затрат на оплату труда. Эти затраты достигли 109,34 % от затрат предшествующего периода (темп прироста – 9,34 %; абсолютная сумма прироста 7362 тыс. рублей) и составили в 2007 г. 86194 тыс. рублей. Очевидно, что такое изменение затрат на оплату труда в условиях сокращающегося спроса на продукцию вряд ли можно рассматривать как положительное изменение.

Еще существеннее, – на 14,22 %, – увеличились амортизационные отчисления предприятия; в 2007 г. их сумма составила 13978 тыс. рублей. В абсолютном выражении амортизация возросла на 1740 тыс. рублей.

Табл. 44 дает основание и для вывода о несовершенстве представленной предприятием финансовой информации: у хозяйствующего субъекта со столь значительными оборотами, выручкой, масштабами деятельности не могут отсутствовать прочие затраты (как экономический элемент расходов по обычным видам деятельности).

 

 

 

 


 

Структура признанных затрат по элементам претерпела отчетливые изменения: доля материальных затрат в общей сумме расходов по обычным видам деятельности сократилась с 83,04 % до 76,56 %. Эти затраты составляют основную часть расходов по обычным видам деятельности. Структура расходов по обычным видам деятельности ОАО «Пилигрим» по-прежнему (по экономическим элементам) серьезно отличается от структуры, характерной для туристских предприятий; столь существенная доля материальных затрат в общей сумме расходов по обычным видам деятельности характерна, скорее всего, для хозяйствующих субъектов обрабатывающих производств (см. табл. 45). Предприятие, по-видимому, является излишне материалоемким.

Удельный вес всех остальных элементов расходов по обычным видам деятельности увеличился: затрат на оплату труда – с 12,16 % до 17,03 %, отчислений на социальные нужды – с 2,91 % до 3,65 %, амортизационных отчислений – с 1,89 % до 2,76 %. Более всего среди последних, возрос (на 4,87 %) удельный вес затрат на оплату труда.

Главными факторами изменений величины затрат по обычным видам деятельности ОАО «Пилигрим» в 2007 г. явились: обеспечившим снижение себестоимости продукции – сокращение материальных затрат; купировавшим снижение себестоимости продукции – рост затрат на оплату труда.


Таблица 45

Структура затрат на производство и продажу продукции
(товаров, работ, услуг) по видам экономической деятельности
в Российской Федерации в 2007 г. (в % к итогу)

  Все затраты в том числе
Материальные затраты из них Затраты на оплату труда единый социальный налог амортизация основных средств прочие затраты
сырье и материалы топливо энергия
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 61,3 43,7 10,1 3,1 18,7 3,0 5,6 11,4
Рыболовство, рыбоводство 50,9 21,5 22,7 0,9 18,6 3,4 4,2 22,9
Добыча полезных ископаемых 34,3 12,1 2,4 3,9 10,8 2,1 7,8 45,0
Обрабатывающие производства 72,1 60,7 2,4 3,2 11,4 2,6 2,6 11,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 61,0 9,5 20,3 10,3 14,3 3,1 5,9 15,7
Строительство 59,7 53,0 4,2 1,0 19,6 4,3 2,0 14,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 51,5 18,0 0,6 0,6 12,2 2,3 9,0 25,0
Гостиницы и рестораны 42,1 34,2 0,7 2,4 25,6 5,1 3,1 24,1
Транспорт и связь 38,2 10,1 8,4 3,6 20,9 4,5 9,8 26,6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 31,2 16,6 1,8 2,8 31,9 6,2 3,6 27,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 20,9 12,9 1,7 1,4 55,8 12,4 1,9 9,0
Образование 15,4 7,2 1,2 1,8 46,0 9,1 1,9 27,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 35,9 24,4 2,3 3,3 34,0 7,5 4,0 18,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,2 9,6 2,9 2,3 28,4 5,6 5,0 37,8

Источник: Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. – М., 2008. – С. 685.

Очевидно, что для реального сокращения себестоимости продукции ОАО «Пилигрим» первоочередной мерой является снижение затрат на оплату труда. Эта мера повысит конкурентоспособность туристского продукта, обеспечит рост валовой прибыли и положительные изменения всех прочих показателей финансовых результатов деятельности предприятия. Кроме того, требуется незамедлительное реальное сокращение материальных затрат предприятия.

Используя информацию внутреннего бухгалтерского учета, анализ экономических элементов можно детализировать, в том числе и по основным структурным подразделениям – центрам ответственности.

Таблица 46

Вариант сравнительной аналитической таблицы для осуществления сравнительного анализа расходов по обычным видам деятельности туристского предприятия

№ п/п Показатель Темп прироста (%) Удельный вес (доля) показателя в сумме расходов по обычным видам деятельности на конец периода (%)  
ОАО «Пилигрим» Среднеотраслевой показатель Показатели основных конкурентов  
№ 1 № 2 ОАО «Пили-грим» Среднеотраслевой показатель Показатели основных конкурентов  
План 2007 г.  
План 2007 г.  
№ 1 № 2  
Материальные затраты                      
Затраты на оплату труда                      
Отчисления на социальные нужды                      
Амортизация                      
Прочие затраты                      
Итого расходов по обычным видам деятельности                      

Следующей стадией анализа расходов по обычным видам деятельности туристского предприятия мы рассматриваем анализ признанных затрат на рубль товарной продукции. Эта стадия позволяет установить прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разность между ценой и себестоимостью единицы продукции и составляет прибыль. Указанная связь выражается формулой:

 

Вр = Сп + Прп(72)

 

где Вр – выручка от продажи продукции (нетто), руб.;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции;

Прп – прибыль от продажи товарной продукции.

 

Сп(полная себестоимость реализованной продукции) определяется по формуле:

 

Сп = Ср + Ру + Рк(73)

 

где Сп – себестоимость проданных товаров (продукции, работ,
услуг), руб.;

Ру – управленческие расходы, руб.;

Рк – коммерческие расходы, руб.

 

Преобразовав формулу (72) делением всех ее составляющих на величину выручки от продажи продукции (Вр), получаем:

 

       
 
 
   


(74)

или

 

(75)

 

В формуле (75)

 

 

Зт – это затраты на рубль товарной продукции, определяемые отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к выручке от продажи продукции.

Подставив Зт в формулу (75), получим новую формулу:

   
 
 
 


(76)

или

 

(77)

 

Таким образом,

 

(78)

Итак, судя по формуле (78), чем ниже уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, тем выше прибыль субъекта хозяйственной деятельности.

Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции зависит от изменения уровня удельных постоянных и переменных затрат:

 

 
 


(79)

 

Результаты, полученные делением затрат и прибыли на величину выручки для ОАО «Пилигрим» приведены нами в табл. 47.

Таблица 47

Анализ признанных затрат на 1 рубль реализованной продукции ОАО «Пилигрим» (2006–2007 гг.)

№ п/п Показатели 2006 г. 2007 г. Изменение (+, - )
1. Признанные полные затраты (полная себестоимость) на 1 руб. выручки (Сп : Вр), в т.ч.: 0,95 [(538629 + 87226 + 30260) : 690075] 0,9 [(387599 + 108566 + 15140) : 568680] – 0,05
1.1. Себестоимость проданных товаров на 1 руб. выручки (Ср : Вр) 0,78 (538629 : 690075) 0,68 (387599 : 568680) – 0,18
1.2. Управленческие расходы на 1 руб. выручки (Ру : Вр) 0,126 (87226 : 690075) 0,19 (108566 : 568680) + 0,064
1.3. Коммерческие расходы на 1 руб. выручки (Рк : Вр) 0,044 (30260 : 690075) 0,026 (15140 : 568680) – 0,018
2. Прибыль от продажи продукции на 1 руб. выручки (Прп : Вр) 0,05 (33960 : 690075) 0,10 (57375 : 568680)) + 0,95

 

 

Примечание:Сумма себестоимости проданных товаров равна сумме, представленной в строке 020 (Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг) Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) ОАО «Пилигрим» за 2007 г.

 

Таким образом, согласно данным, содержащимся в табл. 47, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. ОАО «Пилигрим» снизило общие удельные затраты, что положительно повлияло на рост прибыли от продажи единицы продукции. Самым значительным было снижение средних признанных затрат по обычным видам деятельности на единицу продукции. Еще большему снижению признанных затрат на рубль продукции помешал рост управленческих затрат на рубль туристского продукта. Очевидно, что приоритетным направлением деятельности руководства предприятия является снижение управленческих расходов на 1 рубль выручки.

Углубление анализа признанных затрат на рубль товарной продукции возможно на основе оценки и других факторов:

· объем выпуска;

· структура продукции;

· средний уровень отпускных цен на продукцию, изменяющийся в связи с инфляцией, изменением качества продукции, рынков сбыта.

Выявление степени влияния факторов на изменение суммы прибыли осуществляется умножением абсолютных приростов затрат (на рубль товарной продукции) за счет каждого фактора на фактический объем реализации продукции, выраженной в плановых ценах. Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подставок по данным об издержках на производство и реализацию продукции и по данным о выпуске товарной продукции. Результаты анализа используются при выявлении резервов роста прибыли.

Наконец, в завершении, используя полученные в ходе описанных выше аналитических процедур оценки, формулируются четкие, ясные, лаконичные итоговые выводы из анализа абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия. Как мы это уже отмечали выше (см. Глава 1), для формулировки выводов особенно подходит формат SWOT – анализа. Такой методологический подход позволяет, в совокупности с выводами из прочих компонентов анализа финансового состояния туристского предприятия, сформулировать аналитическое заключение, т. е. реализовать заключительный этап комплексной методики анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия.

Таким образом, учеными и практиками обоснованы и реализуются различные процедуры и методики анализа абсолютных показателей финансовых результатов субъекта хозяйствования, позволяющие реалистично оценить экономический эффект от деятельности предприятий. Автор настоящей монографии разработал и предложил собственную комплексную методику анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия, действенность основных элементов которой подтверждена в Главе 2.

Каждая из рассмотренных и реализованных выше стадий аналитического этапа исследования абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия имеет собственную аналитическую значимость и ценность. Углубление же анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта, повышение его достоверности и реалистичности предполагает тесную взаимосвязь и достаточно жесткую последовательность осуществляемых аналитических процедур. Тем не менее, в зависимости от целей и задач анализа, времени отводимого на него, наличия информации и прочих условий аналитик может либо сократить, либо наоборот расширить рекомендуемый в монографии инструментарий.


Выводы из Главы 2

В Главе 2 автором монографии исследованы получившие широкое распространение в научной и специальной литературе аналитические процедуры оценки абсолютных показателей финансовых результатов деятельности предприятия. Для подтверждения практической значимости и научной ценности разработанной автором в Главе 1 комплексной методики анализа абсолютных показателейфинансовых результатов туристского предприятия был использован ряд выявленных аналитических процедур (общая оценка доходов и расходов туристского предприятия; оценка ключевых абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия; оценка состава, структуры и динамики абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия без преобразования «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2); анализ расходов по обычным видам деятельности туристского предприятия и пр.); некоторые из этих процедур были усовершенствованы.

Обобщение и систематизация результатов, полученных при развитии технологии анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности предприятия и апробации разработанной комплексной методики анализа абсолютных показателейфинансовых результатов туристского предприятия, позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Учеными и практиками обоснованы и реализуются различные процедуры и методики анализа абсолютных показателей финансовых результатов субъекта хозяйствования, позволяющие оценить экономический эффект деятельности предприятий. Их последовательное совершенствование и развитие позволяет повысить достоверность и реалистичность результатов прибыльности деятельности предприятий.

2. Комплексная методика анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия, разработанная и предложенная автором настоящей монографии, включающая подготовительный, аналитический и заключительный этапы, эффективна, имеет высокую практическую значимость и определенную научную ценность.

3. Каждая из стадий аналитического этапа исследования абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия имеет собственную аналитическую ценность. Тесная взаимосвязь и известная жесткая последовательность осуществляемых аналитических процедур не только позволяет углубить анализ абсолютных показателей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта, но и существенно повысить его достоверность и реалистичность.

4. Оценка состава, структуры и динамики абсолютных показателей финансовых результатов деятельности предприятия без преобразования «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2), хотя и имеет определенную аналитическую ценность, однако не дает достаточных оснований для глубоких обобщений и заключений; избыточная же информация, полученная в результате использования указанной методики, создает условия для возникновения некоторых неточностей и даже ошибок в суждениях аналитика.

5. Наряду с другими техниками анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности предприятия, представленных в настоящей монографии, учеными и специалистами широко используется анализ качества прибыли. Вместе с тем, наше исследование показывает, что консенсус среди ученых и специалистов относительно самой сущности и, соответственно, содержания феномена качества прибыли отсутствует, а проблема количественного выражения качества прибыли и методик его оценки относится к числу наименее разработанных в финансовом анализе.

6. Автором, в качестве разумной альтернативы совокупности неформализованных показателей качества прибыли, сформирована система количественных показателей качества показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия (для внешнего финансового анализа), разработаны критерии оптимальности рекомендуемых показателей, а так же методика анализа качества абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия. Апробация указанной методики доказала ее эффективность и целесообразность ее включения в комплексную методику анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия.

7. Система количественных показателей качества финансовых результатов деятельности туристского предприятия для внешнего анализа включает в себя следующие показатели: «качество валовой прибыли туристского предприятия» («устойчивость коэффициента (нормы) валовой прибыли туристского предприятия»; «индикатор качества валовой прибыли туристского предприятия»; «устойчивость темпов прироста валовой прибыли туристского предприятия»); «качество прибыли от продаж туристского предприятия» («устойчивость показателя соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия»; «индикатор качества прибыли от продаж туристского предприятия»; «устойчивость темпов прироста прибыли от продаж туристского предприятия»); «качество прибыли до налогообложения туристского предприятия» («показатель соотношения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения туристского предприятия»; «устойчивость темпов прироста прибыли до налогообложения туристского предприятия»); «качество чистой прибыли туристского предприятия» («устойчивость коэффициента чистой прибыльности туристского предприятия»; «устойчивость показателя соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия»; «устойчивость темпов прироста чистой прибыли туристского предприятия»).

8. Автором аргументирована необходимость выделения в арсенале процедур анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности предприятия вместо «анализа затрат предприятия» стадии «анализ расходов по обычным видам деятельности». Последняя, по мнению автора монографии, должна состоять из анализа величины, состава, структуры и динамики расходов по обычным видам деятельности и анализа признанных затрат на рубль товарной продукции.

 


Глава 3. Анализ рентабельности деятельности
предприятия туристской индустрии

При всей важности абсолютных показателей экономического эффекта деятельности предприятия, показатели эти, будучи абсолютными, ограничивают возможности аналитиков по реалистичной оценке прибыльности и результативности субъекта хозяйственной деятельности. Раскрытая и объявленная сумма той или иной прибыли конкретного предприятия вовсе не позволяет судить о действительной эффективности его деятельности. Само по себе заявление, к примеру: «Чистая прибыль ОАО «Рябина» в 2007 г. составила 549,5 млн. рублей», для аналитиков и пользователей информации мало что значит. Прибыль указанной величины может быть генерирована неодинаковыми по своим масштабам, собственному капиталу и прочим условиям хозяйствования экономическими субъектами. Очевидно, что предприятие, обладающее меньшим, нежели ОАО «Рябина» имуществом и достигшее сопоставимой величины прибыли, получит относительно больше прибыли. Итак, помимо абсолютных показателей экономического эффекта от деятельности хозяйствующего субъекта объектом финансового анализа должны быть и показатели экономической эффективности функционирования субъекта хозяйствования[83].

Говоря об экономической эффективности, мы не можем пройти мимо того, что феномен «экономической эффективности» имеет некоторые разночтения в толковании. В частности, в экономической теории, вслед за Парето, в качестве чуть ли не абсолюта воспринята трактовка, в соответствии с которой под экономической эффективностью подразумевается «уровень организации экономики, при котором уже невозможно осуществить какие-либо изменения в пользу одного лица или группы лиц, не осуществив ухудшения для другого лица или группы лиц»[84]. Не смотря на то, что сам Парето использовал этот подход для оценки эффективности распределения ресурсов, многие экономисты версию Парето стали использовать и для описания экономической эффективности различных экономических процессов и явлений. К примеру, в получившем широкую известность словаре «Экономикс: Англо-русский словарь-справочник» (М.: Лазурь, 1994) мы обнаруживаем следующую интерпретацию эффективности в производстве: это «уровень организации производства, при котором невозможно при существующем уровне знаний и имеющихся ресурсах произвести хотя бы одну дополнительную единицу какого-либо товара, не сократив производство любого другого»[85]. Трудно не увидеть исключительно большое теоретическое значение выделенного подхода и его истинную роль для регулирования макроэкономических процессов. Но столь же трудно не заметить и бессилие указанного представления в применении к реальному управлению деятельностью хозяйствующего субъекта.

Однако же в экономической науке и в экономической практике уже давно используется иное толкование экономической эффективности. Здесь экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий достигнутый эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта; это – «… соотношение между полученными результатами производства – продукцией и материальными услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства – с другой… »[86]. Именно сопоставление затрат и результатов используется в практике управления деятельностью хозяйствующих субъектов в целях максимизации прибыли (минимизации убытков).

Относительными характеристиками финансовых результатов деятельности предприятия являются показатели рентабельности (прибыльности; доходности). Ученые и специалисты солидарны в том, что рентабельность (от нем. Rentabel – выгодный, доходный, прибыльный) – относительный показатель уровня доходности бизнеса, один из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов и эффективность применения авансированных средств.

В общем виде рентабельность определяется по формуле:

 
 


(80)

 

 

При расчетах в числителе указанной формулы используют различные абсолютные показатели финансовых результатов: прибыли от продажи, прибыли до уплаты налогов, прибыли до уплаты процентов и налогов, чистой прибыли. В знаменателе формулы (80) отражаются ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг). Коэффициенты рентабельности измеряются в относительных величинах (процентах). Таким образом, результаты анализа рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия прямо зависят от избранных для расчетов показателей.

Для определения рентабельности учеными и специалистами, в зависимости от конкретных условий анализа (целей, задач и пр.), используются многие показатели (коэффициенты)[87]. Эти показателихарактеризуют относительную доходность, как всей деятельности предприятия, так и прибыльность отдельных направлений деятельности фирмы. Показатели рентабельности являются важнейшими индикаторами способности хозяйствующего субъекта генерировать прибыль на имеющиеся в распоряжении предприятия активы. Как пишут Ю. Бригхэм и М. Эрхартд, «рентабельность бизнеса – это конечный результат действия целого ряда управленческих решений и структуры компании»[88]. Анализ показателей рентабельности предоставляет большие возможности для адекватной оценки текущей хозяйственной деятельности, выявления имеющихся в ней изъянов, вскрытия резервов повышения эффективности хозяйствования, обоснования и разработка системы мер по использованию этих резервов. Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности.

Отметим здесь, что по мнению некоторых специалистов показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина демонстрирует соотношение эффекта с наличными (использованными) ресурсами и осуществленными затратами[89]. С подобным взглядом трудно согласиться. Основной причиной наших разногласий с подобным видением значимости показателей рентабельности является то, что эти показатели – относительные. Между тем, любой относительный показатель не является исключительно надежным источником для формулирования суждений. Причина тому проста – сам метод расчета и использования коэффициентов не свободен от ряда существенных изъянов. В частности, уже упоминавшиеся нами Ю. Бригхэм и М. Эрхартд, отмечая, что «… хотя анализ коэффициентов может предоставить полезную информацию, касающуюся бизнеса компании и ее финансового положения, он имеет определенные ограничения, которые требуют внимания и оценки», выделяют и достаточно подробно рассматривают проблемы, возникающие при использовании этого метода анализа:

· для предприятий, выпускающих различные виды продукции, функционирующих в различных отраслях, непросто сформировать «осмысленный набор средних показателей по отрасли». Соответственно, по их мнению, анализ относительных коэффициентов «более уместен для небольших, узкоспециализированных фирм», нежели для предприятий с множеством отделений;

· так как в большинстве своем предприятия стремятся превысить среднеотраслевые показатели, то ориентиром в качестве «целевого уровня эффективности» лучше всего подходят показатели отраслевого лидера;

· искажающее влияние инфляции на финансовую отчетность предприятий;

· искажающее влияние на анализ сезонных факторов, что особенно характерно для туристской индустрии;

· искажающее влияние технологий «причесывания» финансовой отчетности хозяйствующими субъектами;

· искажающее влияние применения различных методик бухгалтерского учета;

· трудности формулировки суждений о действительном состоянии по коэффициентам, ввиду того, что относительные показатели одновременно могут отражать различные финансовые феномены;

· затруднения в оценке, возникающие перед аналитиком в ситуации, когда одни коэффициенты выглядят «хорошо», некоторые – «плохо».

Отечественные специалисты также давно обратили свое внимание на недостатки метода анализа относительных коэффициентов. Так, например О.В. Ефимова[90] акцентирует внимание на следующих проблемах в применении финансовых коэффициентов:

· успешность использования инструмента расчета финансовых коэффициентов определяется не столько владением техникой расчетов, сколько способностью понимать используемую информацию и умением аналитически интерпретировать полученные результаты расчета;

· добротный анализ возможен лишь при соотнесении значений рассчитанных коэффициентов с определенной экономической причиной (причинами);

· надежность информации раскрытой в отчетности прямо детерминирует результаты анализа. Даже сомнительные платежи в составе дебиторской задолженности, если о них отсутствует информация, искажают значения многих показателей, среди которых и рентабельность активов и рентабельность продаж;

· необходимость понимания влияния на результаты анализа относительных показателей учетной политики, выбранной предприятием;

· важность осознания взаимосвязей показателей отчетности. Очевидно, что используемые в аналитических процедурах финансовые показатели могут оказывать взаимное влияние друг на друга, «усиливать или ослаблять» силу этого воздействия. О.В. Ефимова отмечает, что завышенная рентабельность продаж может сказаться на падении оборачиваемости активов. Напротив, снижение цены и, как следствие, рентабельности продаваемой продукции может вызвать увеличение продаж и, значит, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в активы.

От себя же добавим, что показатели рентабельности не способны «улавливать» существенные особенности деятельности конкретного предприятия. В частности, встречается немало ситуаций, в которых позитивная динамика коэффициентов рентабельности вовсе не является свидетельством удовлетворительного финансового состояния предприятия. К примеру, субъект хозяйственной деятельности оказывается высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов. Но ясно, что подобная деятельность может привести предприятие к потере финансовой устойчивости. Далее, коэффициенты рентабельности могут значительно возрасти и в том случае, если предприятие из-за снижения спроса на продукцию сокращает объемы продаж. Для роста указанных коэффициентов достаточно, чтобы предприятие сократило себестоимость продукции за счет уменьшения, к примеру, материальных затрат при непропорциональном сокращении выручки (последнее возможно при жесткости цены реализуемой продукции). В этом случае прибыль от продаж может даже возрасти по сравнению с предыдущим периодом, что и вызовет серьезный рост соответствующих показателей рентабельности. Приплюсуем сюда и парадоксы, связанные с формированием и распределением бухгалтерской прибыли (ряд из них продемонстрирован нами в Главе 1 настоящей работе).

Итак, роль отдельно взятых показателей рентабельности и даже их групп не следует преувеличивать: эти показатели можно эффективно использовать лишь в сочетании и в неразрывной взаимосвязи с другими показателями, прежде всего, в неразрывной связи с абсолютными показателями финансовых результатов.

Расчет показателей рентабельности, как мы это продемонстрировали выше, основан на соотнесении величины полученной прибыли с суммой выручки, активов, собственного капитала и других абсолютных финансовых показателей. Экономический же смысл расчета коэффициентов рентабельности состоит в том, что аналитик определяет, сколько денежных единиц той или иной прибыли приходится на одну денежную единицу активов, капитала, затрат.

Значения показателей рентабельности не имеют общепринятых критериев оптимальности. Увеличение уровня коэффициентов рентабельности в динамике считается положительной тенденцией в деятельности субъекта хозяйствования, соответственно, снижение уровня коэффициентов рентабельности на протяжении ряда периодов свидетельствует о снижении прибыльности и результативности предприятия. Итак, принято считать, что чем выше значение показателей рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. Однако напомним, что сами показатели рентабельности не позволяют составить достоверное суждение о процессах, протекающих в финансово-хозяйственной деятельности туристского предприятия. Коэффициенты рентабельности необходимо применять в комплексе с абсолютными показателями результатов деятельности предприятия, другими показателями финансового состояния туристской фирмы. К тому же, если имеется такая возможность, целесообразно сопоставлять показатели рентабельности анализируемого предприятия с коэффициентами прибыльности основных конкурентов, а также со среднеотраслевыми показателями доходности.

Обращает на себя внимание то, что некоторые уважаемые авторы, говоря, что в странах с «развитыми рыночными отношениями» различные институты общества, в т.ч. правительство, ежегодно публикуют информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности, сетуют на то, что, якобы в России «… эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы»[91]. Мы, со своей стороны, не были бы столь категоричными. Действительно, эта проблема еще не получила своего полного положительного разрешения, однако ряд сведений уже давно доступен аналитикам. Приведем для подтверждения нашего утверждения, в частности, сведения, предоставляемые без каких-либо ограничений Государственным комитетом статистики РФ[92] (см. табл. 48).

Таблица 48

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)
и активов организаций по видам экономической деятельности (в %)

 




Поиск по сайту:

  Рентабельность
проданных товаров активов проданных товаров активов проданных товаров активов проданных товаров активов
Всего 13,2 8,5 13,5 8,8 13,2 12,2 13,1 10,4
из него по видам экономической деятельности:                
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,8 3,7 6,7 2,8 8,2 4,0
©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.