ИЗВЛЕКАЕМЫЕ ИЗ АЯТОВ И ХАДИСОВ, ПРИВЕДЕННЫХ В «КНИГЕ ЕДИНОБОЖИЯ»
ШЕЙХУЛЬ-ИСЛАМА МУХАММАДА АТ-ТАМИМИ
(ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ)
(из краткого разъяснения указанной книги
Шейхом Салихом аль-Фаузаном (да хранит его Аллах))
подготовлено редакцией сайта
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставляет, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствуем, что Мухаммад - раб и посланник Его.
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»».
Этот аят делает обязательным (уаджибом) единобожие (таухид).
Пользы, извлекаемые из аята:
1. Указание на обязательность для всех уединения Аллаха в поклонении (т.е. таухида аль-улюхийя).
2. Указание на разъяснение мудрости создания джиннов и людей.
3. Указание на то, что Тот, Кто сотворил все сущее, Он и достоин поклонения. Так же в этом аяте содержится опровержение тем, кто поклоняется идолам и им подобным, так как они не могут творить.
4. Указание на то, что Аллах Богат и не нуждается в создателе, потому что Он и есть Творец, а сотворенные нуждаются в Нем.
5. Указание на мудрость Всевышнего Аллаха, хвала Ему.
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»»
Этот аят указывает на то, что призыв к единобожию и запрет на придавание Ему сотоварищей (ширка) является обязанностью каждого пророка и тех, кто последовал за ними.
Пользы, извлекаемые из данного аята:
1. Указание на мудрость отправления посланников с призывом к единобожию (таухиду) и с запретом многобожия (ширка).
2. Указание на то, что религия у всех посланников и пророков была одна, потому что они были посланы в каждую общину с одним и тем же повелением, а это - поклоняться только Одному Всевышнему Аллаху и оставлять ширк, даже если у них и была разница в их законах (шариатах).
3. Указание на то, что Послание охватило все общины, и довод охватил всех рабов.
4. Указание на величие единобожия (таухида) и на то, что оно является обязательным (уаджибом) для каждой общины.
5. Указание на то, что в смысле свидетельства (шахады) «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» есть отрицание и утверждение. И отсюда же вытекает указание на то, что таухид не может быть правильным, пока в нем не будет этих двух убеждений – отрицания и утверждения. Полное отрицание (всех объектов поклонения без утверждения Аллаха единственным его объектом) не может быть таухидом, так же как и полное утверждение (Аллаха как объекта поклонения без отрицания всех других объектов, кроме Него) не является таухидом.
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям»».
Этот аят указывает на то, что таухид является одним из важнейших прав, обязательных для соблюдения, самым обязательным из всего обязательного. Потому, что Аллах, хвала Ему Всевышнему, начал этот аят с таухида, а Он не будет начинать ни с чего иного, как с самого важного, а затем уже идет все остальное.
Пользы, извлекаемые этого аята:
1. Указание на то, что таухид является первым, что приказал Аллах, хвала Ему Всевышнему, из всех обязательств. И это - первоочередное право Аллаха, которое является обязательным для соблюдения всеми Его рабами.
2. Указание на свидетельство (шахаду), состоящее из утверждения и отрицания. Потому что Аллах, хвала Ему Всевышнему, приказал в этом аяте, чтобы поклонялись только Ему и никому наряду с Ним. В этом аяте указание на то, что таухид имеет место только тогда, когда имет место отрицание и утверждение. Отрицание – это то, что нет никого достойного поклонения. Утверждение – кроме Единого Аллаха.
3. Указание на величие прав родителей. В этом аяте указывается на то, что Аллах, хвала Ему Всевышнему, поставил права родителей после Своих прав, поэтому их права по своему величию стоят на второй степени.
4. Указание на обязательность благочестия к родителям во всех его видах.
5. Указание на запрет неподчинения родителям. Неподчинение – это проявление неблагочестия к родителям.
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей»».
В этом аяте указание на то, что началом всего был приказ единобожия и запрет на многобожие, а так же в нем разъяснение ширка и того, что таухид – это поклонение одному Аллаху и отстранение от ширка. Ширк – это уравнивать кого-либо, кроме Аллаха, хвала Ему Всевышнему, в том, что присуще Ему одному, будь то в рубубии (т.е. в признании Господом, Творцом и Управителем) или в улюхии (т.е. в признании объектом поклонения), или в обладании Божественными именами и атрибутами.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на обязательность единобожия (таухида) в поклонении одному Единому Аллаху. Это является самым важнейшим обязательством.
2. Указание на запрет ширка. Потому что Аллах, хвала Ему Всевышнему, запретил его, и ширк является наихудшим из грехов.
3. Указание на то, что отстранение от ширка является условием поклонения, потому что Аллах связал поклонение Ему с запретом ширка.
4. Ширк является запретным, будь он малый или большой, так как слово «ширк» в данном аяте пришло в неопределенной форме, что, в свою очередь, указывает на то, что оно охватывает все его виды.
5. Указание на то, что не дозволено придавать Аллаху сотоварищей в поклонении никого, будь то ангелы, пророки, праведники или идолы.
«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помянете назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь»».
Этот аят охватил запретом все виды идолов, которым поклоняются и посредством которых совершают ширк. А так же в нем указываются все виды поклонения. Аллах, хвала Ему Всевышнему, в этом аяте рассказал о некоторых запретных вещах.
Пользы, ивлекаемые из этих аятов:
1. Указание на то, что ширк является самым великим из грехов, а таухид является самым обязательным среди всех обязательств.
2. Указание на величие прав родителей.
3. Указание на запрет убивать душу без права, тем более, если убитый является близким человеком.
4. Указание на запрет присвоения имущества сирот, а также на то, что Аллах, хвала Ему Всевышнему, узаконил все то, что увеличит или сохранит это имущество.
5. Указание на обязательность соблюдения справедливости, как в словах, так и в делах, как к близкому, так и к постороннему.
6. Указание на обязательность выполнения обещаний.
7. Указание на обязательность исповедования религии Ислам и оставление всех других религий помимо него.
8. Указание на то, что запрещать и разрешать (делать харамом или халялем) является исключительным правом Аллаха.
«Хадис от Абдуллаха ибн Масуда,да будет доволен им Аллах:«Тот, кто хочет посмотреть на завещание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на котором стоит его печать, пусть прочитает слова Всевышнего Аллаха:
«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помянете назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь»(сура «аль-Ан`ам», аяты 151-153)»» (ат-Тирмизи, 3080).
В этом хадисе указывается на то, что завещание Аллаха, хвала Ему Всевышнему, является также и завещанием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так как всё, что завещано нам Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в свою очередь завещано ему Аллахом, хвала ему Всевышнему.
Абдуллах ибн Масуд ибн Гафиль ибн Хабиб аль-Хузами - великий сподвижник, один из первых, кто принял Ислам, а также один из больших ученых-сподвижников. Он постоянно пребывал рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Умер в 32 году хиджры, да будет доволен им Аллах.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на важность этих десяти завещаний.
2. Указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал то, что завещал ему Всевышний, и поэтому любое завещание, которое оставил нам Всевышний, становится завещанием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
3. Глубина знаний сподвижника и тонкость понимания им Книги Всевышнего Аллаха.
«Хадис от Муаза ибн Джабаля,да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я сидел позади Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на осле, и он спросил меня:«О Муаз! Знаешь ли ты о правах Аллаха наЕго рабов и правах рабов на Всевышнего Аллаха?» Я ответил: «Аллах и Его пророк знают лучше».(Он (да благословит и приветствует его Аллах) сказал:) «Право Аллаха на его рабов заключается в том, что рабы поклонялись только (Ему) Всевышнему, не придавая Ему сотоварищей. Что же касается права рабов на Всевышнем Аллахе, то это то, чтобы Аллах не наказывал тех, кто не придавал Ему сотоварищей». Я сказал Посланнику Аллаха: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям?». Он сказал:«Не сообщай им об этом, иначе они расслабятся»»» (аль-Бухари 13/300 и Муслим 2856).
Муаз ибн Джабаль ибн Амр ибн Аус ибн Кааб ибн Амр из племени хазрадж аль-ансари. Один из известнейших сподвижников, был ученым, знатоком шариатских законов и Корана. Участвовал в битве при Бадре, а также в других битвах после нее. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил его правителем над мекканцами в тот день, когда он, да благословит его Аллах и приветствует, открыл Мекку, чтобы тот обучал их религии. Потом он отправил его в Йемен, чтобы тот исполнял там обязанности шариатского судьи и учителя. Умер Муаз ибн Джабаль в Шаме в 18 году хиджры в возрасте 38 лет, да будет доволен им Аллах.
В этом хадисе содержится разъяснение таухида и того, что он подразумевает поклонение Всевышнему Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на скромность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которая проявлялась в том, что он сидел на осле и посадил позади себя человека.
2. Указание на дозволенность сажать позади себя еще кого-либо, если скотина в состоянии везти еще кого-то (т.е. если она сильна).
3. Указание на то, что обучение с помощью вопросов и ответов является Сунной.
4. Указание на то, что если человека спрашивают о чем-либо, о чем у него нет знаний, то он должен ответить: «Аллах знает».
5. Указание на то, что у Аллаха, хвала Ему Всевышнему, есть право над Его рабами, заключающееся в том, чтобы они поклонялись одному Ему и не придавали Ему сотоварищей.
6. Указание на то, что тот, кто не сторонится многобожия, на самом деле не поклоняется Всевышнему Аллаху по-настоящему, даже если внешне кажется, что он поклоняется Ему.
7. Указание на достоинство таухида и достоинство того, кто придерживается его.
8. Указание на разъяснение таухида, а это - поклонение одному Всевышнему Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.
9. Указание на то, что верующий должен оповещать других верующих о том, что их радует.
10. Указание на дозволенность распространения знания.
11. Указание на соблюдение этикета обучающегося перед тем, у кого он обучается.