Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Следственного процесса



 

Адвокату для эффективности его работы необходимо найти ту психологическую грань, которая позволяла бы ему устанавливать, с одной стороны – нормальные и деловые контакты со всеми участниками судебно-следственного процесса и исключала бы отдельные противоречия, которые возникают при установлении истины по делу; и в то же время, с другой – поддерживать оптимальные отношения с подсудимым.

Адвокатская деятельность отличается психологическим своеобразием взаимодействия с различными людьми и связанными с ними взаимоотношениями, возникающими в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. То есть, для того, чтобы адвокат мог оптимально построить взаимоотношения со всеми участниками судебно-следственного процесса, он должен обладать определенными психологическими и личными качествами, а также высокими профессиональными знаниями, навыками и опытом.

Рассмотрим подробнее наиболее трудные для восприятия взаимоотношения адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов.

Взаимоотношения между адвокатом и подзащитным (обвиняемым или потерпевшим, ответчиком или истцом) – этим взаимоотношениям следует придавать наибольшее значение, так как в данном случае адвокат выступает в качестве защитника гражданина по уголовному или гражданскому делу, вину которого еще предстоит исследовать, доказать или опровергнуть. Рассмотрим это на примере обвиняемого.

Судебная защита – конституционное право гражданина. Защита интересов обвиняемого представляет собой важную часть деятельности государства по осуществлению правосудия. Она обеспечивается, как правило, с участием адвоката. С его помощью подсудимый может более полно использовать принадлежащие ему права и активно участвовать в процессе. Настойчивая, принципиальная, квалифицированная судебная защита подсудимого – одна из основных гарантий того, что ни одно решение, принятое следственными или судебными органами, не нарушит прав и законных интересов обвиняемого или подсудимого, и главное то, что невиновный не будет предан суду и осужден, и справедливость будет восстановлена. Адвокат не имеет права наносить ущерб своему подзащитному. Но в тоже время адвокат не подменяет подсудимого, он занимает самостоятельное процессуальное положение. Однако адвокат и подзащитный согласовывают свою позицию и алгоритм действий. В психологическом плане между ними должны возникнуть доверительные отношения, построенные на взаимном уважении, так называемые «отношения позиционной солидарности» (исключение составляет ложный самооговор подсудимого).

Адвокат не имеет права отказаться от своего подзащитного. Подсудимый же может отказаться от своего защитника даже в процессе судебных прений. Защита более всего нужна там, где она затруднена. Но в любом деле могут быть найдены основания для судебной защиты. Даже при бесспорности вины подсудимого, возможным представляется действовать в направлении обеспечения соответствия наказания соразмерно тяжести содеянного, психолого-социальному статусу и личности виновного. Но адвокат может защищать только законные интересы подсудимого, а сама защита осуществляется в рамках, предусмотренных законом. Адвокат защищает гражданина, но не преступника.

Кроме того, адвокат в судебном заседании обязан проявлять максимум уважения к остальным участникам процесса, не должен допускать при этом никаких реплик или заявлений, унижающих достоинство других лиц, даже если он не согласен с их выступлениями и действиями.

Адвокат продолжает работать со своим подзащитным и после оглашения приговора, оказывая юридическую помощь при прохождении дела в кассационной инстанции. Профессиональная помощь адвоката в обжаловании приговора суда такому лицу исключительно важна. Это связано, прежде всего, с тем, что после суда у его подзащитного способность к правовой самозащите крайне ограничена и активность в этом снижена, он, как правило, находится в состоянии близком к депрессии.

Адвокат в своей защитительной практике, особенно в настоящее время, широко использует и институт судебного надзора, который не ограничен сроком принесения жалобы. Хорошо зная уголовное дело, он, собрав дополнительные материалы, составляет жалобу, излагает ее на личном приеме в соответствующей надзорной инстанции, дает устные объяснения при повторном рассмотрении дела.

Во взаимоотношениях с подзащитным для адвоката очень важны такие личностные качества как доброжелательность, терпимость, коммуникабельность, способность устанавливать эмоциональные контакты и доверительные отношения, умение слушать участника диалога, способность к сотрудничеству, достижению компромисса.

Взаимоотношения между адвокатом и судьей – при рассмотрении уголовного или гражданского дела они строятся на строгом понимании и соблюдении адвокатом и судьей предоставленных законом прав и обязанностей, в соответствии с возложенными на них целью и задачами.

Отношения между адвокатом и судьей в подготовительной части судебного разбирательства должны носить характер взаимного уважения, основанного на понимании того, что хорошо проведенная подготовка – залог успешного судебного следствия. В ходе последнего, адвокат продолжает свою защитительную деятельность, устанавливая благоприятные для подзащитного обстоятельства, принимая активное участие во всех процессуальных действиях, стремясь получить доказательства, оправдывающие или хотя бы смягчающие вину подзащитного, стараясь опровергнуть или поколебать тезисы обвинения.

Участвуя в процессе, адвокат должен так построить свои отношения с судом и председательствующим, чтобы последние видели в нем надежного помощника в законном разрешении уголовного или гражданского дела, в установлении истины по делу, в вынесении обоснованного приговора или удовлетворении иска. Создание таких отношений во многом зависит и от судьи, который должен благожелательно и внимательно относиться к законным и мотивированным ходатайствам адвоката. К сожалению, в судебной практике защитник не всегда встречает со стороны судьи такое отношение. Бывают даже случаи, когда адвокату препятствуют в ознакомлении с материалами дела до участия в судебном разбирательстве. Для получения дела он вынужден обращаться к судье по несколько раз. Имеют место факты, когда и самим судьей нарушаются процессуальные нормы о равенстве прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств. Иногда без достаточных оснований судья снимает вопросы, поставленные адвокатом подсудимому, потерпевшему, свидетелю, эксперту, или без какой-либо мотивировки отклоняет те или иные ходатайства. Вряд ли нуждается в доказательстве вывод видного отечественного судебного психолога М.И.Еникеева (1996, 1999) о том, что «… успех деятельности адвоката, его роль в судебном разбирательстве дела зависят не только от его эрудиции, профессиональных знаний и опыта, но и от отношения к нему судьи, от того, как последний обеспечивает возможность осуществлять, предусмотренные законом права защитника, и как в этих условиях опытный, решительный и принципиальный адвокат может оспаривать обвинение и добиваться вынесения справедливого приговора».

Взаимоотношения между адвокатом и прокурором –практический опыт участия в судебно-следственном процессе говорит о том, что данные взаимоотношения наиболее принципиальные, среди складывающихся отношений адвоката с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности.

В основе этих отношений лежит то, что при различном процессуальном положении адвоката (защитника) и прокурора (государственного обвинителя), они служат одному общему делу, – оказывают помощь суду в установлении истины по делу и этим способствуют осуществлению правосудия. Поэтому, несмотря на противоположность их процессуальных позиций, между ними возможны, необходимы и обязательны нормальные служебные отношения в судебном процессе. Поэтому, расхождения в позициях между адвокатом и прокурором по конкретному уголовному делу – это исключение, а не обычное явление, обусловленное различием выполняемых ими процессуальных функций. Причем, взаимоотношения между ними строятся на строгом соблюдении предоставленных каждому из них прав и обязанностей, на понимании цели и задач, выполняемых судом, обвинителем и защитником.

В судебном разбирательстве дела прокурор и адвокат стремятся предоставить суду свои доводы аргументировано, вскрыв реальные причины совершенного преступления, дав мотивированное обоснование инкриминируемому деянию и социально-психологическую характеристику действий подсудимого. Участие в судебном процессе требует от указанных лиц высокой культуры, взаимного уважения, искренности, честности, объективности, единой интерпретации доказательств, профессионального такта в судебных прениях. Последнее предполагает умение быстро устанавливать рациональные взаимоотношения и с другими участниками процесса, что наилучшим образом способствует выполнению задачи правосудия.

Следует особо выделить положение о том, что в основу профессионального такта государственного обвинителя должно быть положено умение действовать в соответствии с законом и предоставленными ему правами, разумно, на основе уважения к суду, адвокату, подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам и специалистам. Кроме того, прокурора всегда положительно характеризует выдержка, умение сдерживать свои эмоции, но главное, – служение закону в установлении истины. Он не может руководствоваться "сиюминутной целесообразностью" и "телефонным правом".

В судебной практике возможны отдельные проявления нетактичного поведения или грубости со стороны прокурора. Но и это не должно быть основанием для подобного ответного действия адвоката. Последний должен реагировать лишь в рамках предоставленных ему прав, соблюдая спокойствие и выдержку, отстаивая интересы своего доверителя с правовых, профессиональных и психологических позиций. Однако психологически недопустима и пассивная реакция адвоката на бестактность со стороны прокурора. Это несовместимо с честью и достоинством защитника, – с одной стороны, и подрывает уважение не только к данному адвокату, но и ко всему адвокатскому корпусу в целом и закону об адвокатуре, – с другой. В таких случаях защитник обязан через председательствующего в суде потребовать занесения в протокол судебного заседания факта оскорбления и, если прокурор не принесет публичного извинения, поставить вопрос о привлечении его к той или иной ответственности.

Разумеется, требуя вежливого и тактичного отношения к себе, адвокат сам должен вести себя корректно по отношению к прокурору. Недопустимо, когда защитник вступает в пререкания с прокурором, проявляет чрезмерную запальчивость, переходящую в импульсивную грубость. Он обязан проявлять максимум уважения и к остальным участникам процесса, не допускать при этом никаких «остроумных» реплик или заявлений, унижающих достоинство и честь других лиц, даже при несогласии с их высказываниями и действиями.

Адвокат также является и субъектом доказывания в судебно-следственном процессе. Поэтому он может поставить вопрос о смягчении вины, ограничении и уменьшении ответственности подзащитного, и даже ходатайствовать о переквалификации содеянного и соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, предлагаемой обвинением. Особенно в тех случаях, когда речь идет о неубедительных доказательствах, предъявленных прокурором в обосновании базы обвинения. Противодействуя психологически таким доводам, адвокат высказывает в своих выступлениях мотивированные сомнения и использует в своей речи неоспоримые контр-доказательства. В отличие от прокурора, который должен строить свое обвинение на выверенных и точных доказательствах, защитник вправе просить суд оправдать своего доверителя в случае, если доказательств недостаточно для твердой уверенности в его виновности. Адвокат использует все, что не имеет прочного обоснования вины его подзащитного. Особое внимание он уделяет возможным процессуальным и правовым, тем более, психологическим просчетам прокурора, но делает это в тактичной форме.

Взаимоотношения между адвокатом и потерпевшим – это тоже довольно сложный вид человеческих отношений. Тем более что становится психологически понятным обвинительный характер поведения потерпевшего на следствие и в суде, противоположный защитной деятельности обвиняемого.

В соответствии с законом возможность пользования процессуальным правом на защиту как «потерпевшего» у гражданина возникает лишь после его признания таковым постановлением (определением) судьи, следователя или дознавателя. Как известно, потерпевшим – признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный ущерб.

Адвокат допускается к участию в деле в качестве представителя потерпевшего при наличии у него ордера юридической консультации и, конечно, с согласия потерпевшего. При приглашении на защиту потерпевшего, адвокат разъясняет такому лицу порядок ведения судебного процесса, его права и обязанности. Следует помнить, что представитель потерпевшего является самостоятельным и равноправным участником судебного разбирательства. Адвокат потерпевшего не заменяет его и выступает от своего имени. Он имеет право заявлять отводы, ходатайства и высказывать свое мнение о ходатайствах, заявленных другими участниками судебного разбирательства, предъявлять доказательства и участвовать в их исследовании на судебном следствии. В определенных законом случаях адвокат может участвовать и в судебных прениях. Он должен быть логичным и последовательным, и обязан, аргументировано доказывать все свои утверждения. Поэтому ему в этой роли особенно присуще активность и объективность, которые характеризуют его только положительно.

Но защитительная деятельность адвоката не должна ни в коем случае уменьшать активность потерпевшего в процессе. Более того, следует помнить, что позиция адвоката может и не совпадать с позицией потерпевшего, интересы которого психологически могут отличаться большей ранимостью, разнообразием впечатлений и повышенными запросами.

Взаимоотношения между адвокатом и судебной аудиторией это наиболее сложная проблема. Ведь адвокат в ходе судебного процесса своими выступлениями оказывает в той или иной степени определенное психологическое внушение на присутствующих в аудитории (на судью, судебных или присяжных заседателей, подзащитного, других подсудимых, потерпевших и их защитников, представителей средств массовой информации и других лиц). Он обязан для достижения поставленной перед ним цели попытаться превратить судебную аудиторию в группу лиц с единой психологической направленностью, положительно воспринимающих, решаемые им проблемы. Это и во время поставленные вопросы, психологически своевременные, и к месту реплики или ходатайства во время судебного разбирательства, направленные на установление истины, и приведенные удачно доказательства по делу и др. Но главное, – убедительные и профессионально грамотные выступления адвоката, высококультурная и эрудированная речь, и психологически понятная его интеллигентность в поведении в процессе судебных заседаний.

Следует признать, что психологическое воздействие адвоката на судебную аудиторию в основном все же обеспечивается тем внушением, которое им передается присутствующим, посредством его словесного выступления и сопровождающих ее позы, двигательных жестов и мимики. По сути, речь защитника становиться основным орудием его профессиональной деятельности. Тем более что любое выступление адвоката в суде, является одним из средств судопроизводства. Оно всегда должно быть своевременным, обстоятельным, солидным, мотивированно точным, объективным, убедительным и понятным. Из этого психологически постепенно формируется и создается «определенное мнение» у аудитории о фабуле дела, истинных виновниках преступления, вытекают заключительные выводы по делу у председателя и членов суда.

Таким образом, успех в работе адвоката во многом зависит от наличия у него,психологического навыка в общении с людьми. Он должен уметь строить деловые взаимоотношения с подзащитным, следователем, прокурором, судьей, членами суда, присяжными заседателям и другими участниками уголовного и гражданского процессов. Адвокат обязан устанавливать и поддерживать с ними соответствующий месту, времени и цели психологический контакт, изыскивая реальные, но законные возможности для оказания подзащитному юридической помощи, а в некоторых случаях, и оказывать на него определенное психологическое воздействие. И, все же, наиболее психологически важным и заметно влияющим на вынесение приговора является защитительная речь адвоката. Ее необходимо разобрать отдельно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.