Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 16. Уголовно – следственная психология



Учебные вопросы.

16.1.Основные аспекты уголовно-следственной психологии.

16.2.Психологическая характеристика лиц, находящихся в следственных изоляторах.

 

Наблюдения за лицами, содержащимися в следственных изоляторах в условиях социальной изоляции под следствием или судом показывают, что одни из них стараются дать правдивые показания и примерным поведением искупить вину, заслужить признание общества, другие становятся агрессивными и используют любую возможность (вплоть до шантажа), чтобы выразить несогласие с проводимыми следственными и судебными действиям, третьи остаются безучастными к тому, что с ними произошло, и равнодушно воспринимают условия, в которых оказались. Вместе с тем степень их адаптации к условиям изоляции, по данным практических работников (С.В.Басалаев, Н.Ф.Гончаров, С.И.Кеслер, Г.Н.Орешкин, Г.А.Подрез, С.Г.Подрез и мн.др.), во многом влияет на дачу ими правдивых показаний и установление истины в уголовном деле. В тоже время исследования многих медицинских работников пенитенциарной системы (В.Н.Андреев, А.Н.Володин, В.Н.Волков, Л.М.Гордеева, А.П.Евграфов, Г.А.Кузнецова, В.В.Масловский, А.Д.Мезенский, В.Ф.Пирожков, Е.К.Шах и др.) показали, что психические состояния, реакции и способы психологической защиты при всем их многообразии являются типическими для лиц, находящихся в учреждениях предварительного заключения, каким является следственные изоляторы Минюста РФ.

 

16.1.Основные аспекты уголовно-следственной психологии

 

Направление в следственный изолятор подозреваемых и обвиняемых осуществляется органами следствия (суда), если есть серьезные основания полагать, что данные лица своими действиями могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или скрыться от следствия и суда или совершить новые правонарушения. То есть, это является мерой правовой защиты общества от возможных антисоциальных действий подследственных (подсудимых), которая предусмотрена законом. В тоже время, арест и заключение под стражу в следственный изолятор, как правило, сопровождаются негативной реакцией со стороны подследственных, и это отражается на их отношении к новой социальной роли и выполнении ими связанных с нею обязанностей.

Новое микросоциальное окружение, в которое попадает подследственный, вызывает у любого человека, помещенного под стражу в непривычные для него условия социальной изоляции, естественное стремление приспособиться к новым условиям, как к коллективу следственной камеры, так и к положению подозреваемого или обвиняемого в следственном или судебном процессах. Психически здоровым людям даже с удовлетворительным уровнем интеллекта свойственно чувство собственного достоинства и привычное реагирование на внешние раздражители, но выражается оно в местах предварительного заключения по-разному. Именно поэтому, те из них, кто после совершения правонарушения впервые пребывает в режимных условиях следственного изолятора, обостренно реагирует на сам факт изоляции, сопутствующие ему ограничения, условия подчинения, постоянного контроля и надзора. Кроме того, они страдают от такого жизнесуществования, непривычных условий адаптации и отсутствия привычной трудовой и бытовой деятельности. В тоже время давно замечено, что с ухудшением быта и жизни в непривычных условиях камеры следственного изолятора у людей с нормальной психикой наступают те или иные изменения в психологическом статусе и поведенческих реакциях, которые влияют на дачу ими правдивых показаний в ходе судебно-следственного процесса (Ю.М.Антонян и В.В.Гульдан, 1991). Из всего выше изложенного вытекают сам термин, цель, задачи и предмет уголовно-следственной психологии.

Уголовно-следственная психология – это раздел пенитенциарной психологии, изучающий психику и психологические особенности личности подозреваемых и обвиняемых, влияющие на дачу ими правдивых показаний по уголовному делу, а также оказывающий им психологическую помощь в адаптации к изменившимся условиям их жизнесуществования в следственном изоляторе.

Цель уголовно-следственной психологии – изучение психологических особенностей подозреваемых и обвиняемых и воздействие на положительные черты личности каждого из них с тем, чтобы добиться установлению истины в ходе следственно-судебного процесса по исследованию правонарушения, а также содействие их адаптации к условиям следственного изолятора.

Задачи уголовно-следственной психологии –с помощью режимно-вос-питательных мероприятий и применения индивидуального психологического воздействия добиться того, чтобы подозреваемый и обвиняемый стремились дать правдивые показания о мотивах и обстоятельствах инкриминируемого ему деяния, а также активно содействовать их жизнесуществованию в камере следственного изолятора.

Предмет исследования уголовно-следственной психологии – психика подозреваемых и обвиняемых, их характерологические черты, методы и приемы, способствующие даче ими правдивых показаний в ходе следственно-судебных мероприятий, и оказывающие наиболее действенное влияние на их адаптацию к коллективу камеры, изоляции и режиму следственного изолятора.

И, все-таки, психологически более сложным для подследственного является адаптация к коллективу камеры, которая, несомненно, влияет на успех следственно-судебных мероприятий. Исследования показывают, что адаптация подозреваемых (обвиняемых) протекает индивидуально, в соответствии с психологическими особенностями и во многом зависит от типа высшей нервной деятельности личности подследственного, его темперамента, психического состояния здоровья, предшествующего криминального и жизненного опыта, авторитета и даже характера обвинения и статьи Уголовного кодекса индивида.

Практика показывает, что наиболее трудным для подследственных, является начальный период пребывания в местах предварительного заключения. Значительные затруднения в этом испытывают до 78% из числа лиц, поступивших в следственный изолятор. Среди подследственных встречаются такие, у которых период адаптации длится даже до одного года. К этой категории относятся, прежде всего, лица с соматоневрологическими, психологическими и личностными нарушениями, имеющие серьезные физические недостатки, не соблюдающие элементарных требований общей и личной гигиены, больные туберкулезом и венерическими заболеваниями, гомосексуалисты, а также лица, привлеченные к уголовной ответственности за растление и изнасилование малолетних детей. В данном случае наблюдается явление психологической изоляции, когда этих лиц сторонятся, с ними никто не разговаривает, избегает садиться рядом за стол и мыться в бане. Психологи и воспитатели должны стараться раскрыть положительные качества данных личностей и помочь адаптироваться им к микросоциальной среде камеры, а лучше содержать таких лиц в отдельной камере режимного корпуса среди таких же подследственных или стационаре медицинской части следственного изолятора.

Выделяют следующие психологические формы адаптации подследственных к микросоциальному окружению в следственной камере (А. И. Мокрецов, И. В. Шмаров, 1982):

- активная, когда подследственный стремится понять сокамерником и завоевать их доверие с целью достижения определенного авторитета и статуса в коллективе камеры или ее группы;

- пассивная, в результате которой происходит внешняя (декларативная) согласованность поведения такого лица с другими членами коллектива камеры;

- осторожная, когда личность взяла установку на изучение формальной обстановки в камере (определение авторитета старшего по камере, группа актива, положительно настроенных лиц) и неформальной иерархии («паханов», «авторитетов», «людей», «мужиков», «быков», «шнырей», «обиженных», «опущенных» и т.д.) и, в целом условий содержания;

- приспособленческая, когда подозреваемый (обвиняемый) заискивает перед имеющими более высокий статус в структуре формального и неформального объединения подследственными, с целью добиться их покровительства, а в замен стараются получить более или менее сносное жизнесуществование в камере; «приспособленцы» (а их большинство) знают как себя вести, но внутренне (психологически) не признают систему норм и ценностей новой микросоциальной среды, хотя внешне проявляют к ней определенную терпимость («конформизм»); эта наиболее трудная для психолого-воспитательного воздействия категория лиц в следственной камере.

Следует иметь в виду, что пребывание любого человека в следственного изолятора (хочет он этого или нет) перестраивает организм, все стороны его личности и психику, ограничивает интерес к внешнему миру, изменяет психологическую его характеристику как личности.

Таким образом, юристы должны знать указанные выше возможности уголовно-следственной психологии в условиях социальной изоляции у подследственных и помнить, что они влияют на объективность восприятия ими окружающих явлений, фактов, событий и, несомненно (прежде всего, из-за резкого ограничения необходимых всем раздражителей для нормальной психофизиологической деятельности), на течение мыслительного процесса, дачу ими правдивых показаний. В состоянии надежды они более оптимистично воспринимают ход следственно-судебного процесса. В состоянии отчаяния и обреченности психологи констатируют у них крайний пессимизм. Именно в таком состоянии у лиц, содержащихся в следственных изоляторах, существенно притупляется память, появляется вялость, плохое внимание, неспособность сосредоточиться, усиливается раздражительность и отчаяние, депрессия и тоска. Неоправдавшиеся надежды способствуют возникновению у них бессмысленного и неадекватного сопротивления, противоречий в высказываниях, аффектов, агрессивных, аутоагрессивных и суицидальных действий. Поэтому так важно знать психологическую характеристику подследственных и подсудимых во время следствия и суда.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.