16.2.Психологическая характеристика лиц, находящихся в следственных изоляторах.
Наблюдения за лицами, содержащимися в следственных изоляторах в условиях социальной изоляции под следствием или судом показывают, что одни из них стараются дать правдивые показания и примерным поведением искупить вину, заслужить признание общества, другие становятся агрессивными и используют любую возможность (вплоть до шантажа), чтобы выразить несогласие с проводимыми следственными и судебными действиям, третьи остаются безучастными к тому, что с ними произошло, и равнодушно воспринимают условия, в которых оказались. Вместе с тем степень их адаптации к условиям изоляции, по данным практических работников (С.В.Басалаев, Н.Ф.Гончаров, С.И.Кеслер, Г.Н.Орешкин, Г.А.Подрез, С.Г.Подрез и мн.др.), во многом влияет на дачу ими правдивых показаний и установление истины в уголовном деле. В тоже время исследования многих медицинских работников пенитенциарной системы (В.Н.Андреев, А.Н.Володин, В.Н.Волков, Л.М.Гордеева, А.П.Евграфов, Г.А.Кузнецова, В.В.Масловский, А.Д.Мезенский, В.Ф.Пирожков, Е.К.Шах и др.) показали, что психические состояния, реакции и способы психологической защиты при всем их многообразии являются типическими для лиц, находящихся в учреждениях предварительного заключения, каким является следственные изоляторы Минюста РФ.
Направление в следственный изолятор подозреваемых и обвиняемых осуществляется органами следствия (суда), если есть серьезные основания полагать, что данные лица своими действиями могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или скрыться от следствия и суда или совершить новые правонарушения. То есть, это является мерой правовой защиты общества от возможных антисоциальных действий подследственных (подсудимых), которая предусмотрена законом. В тоже время, арест и заключение под стражу в следственный изолятор, как правило, сопровождаются негативной реакцией со стороны подследственных, и это отражается на их отношении к новой социальной роли и выполнении ими связанных с нею обязанностей.
Новое микросоциальное окружение, в которое попадает подследственный, вызывает у любого человека, помещенного под стражу в непривычные для него условия социальной изоляции, естественное стремление приспособиться к новым условиям, как к коллективу следственной камеры, так и к положению подозреваемого или обвиняемого в следственном или судебном процессах. Психически здоровым людям даже с удовлетворительным уровнем интеллекта свойственно чувство собственного достоинства и привычное реагирование на внешние раздражители, но выражается оно в местах предварительного заключения по-разному. Именно поэтому, те из них, кто после совершения правонарушения впервые пребывает в режимных условиях следственного изолятора, обостренно реагирует на сам факт изоляции, сопутствующие ему ограничения, условия подчинения, постоянного контроля и надзора. Кроме того, они страдают от такого жизнесуществования, непривычных условий адаптации и отсутствия привычной трудовой и бытовой деятельности. В тоже время давно замечено, что с ухудшением быта и жизни в непривычных условиях камеры следственного изолятора у людей с нормальной психикой наступают те или иные изменения в психологическом статусе и поведенческих реакциях, которые влияют на дачу ими правдивых показаний в ходе судебно-следственного процесса (Ю.М.Антонян и В.В.Гульдан, 1991). Из всего выше изложенного вытекают сам термин, цель, задачи и предмет уголовно-следственной психологии.
Уголовно-следственная психология – это раздел пенитенциарной психологии, изучающий психику и психологические особенности личности подозреваемых и обвиняемых, влияющие на дачу ими правдивых показаний по уголовному делу, а также оказывающий им психологическую помощь в адаптации к изменившимся условиям их жизнесуществования в следственном изоляторе.
Цель уголовно-следственной психологии – изучение психологических особенностей подозреваемых и обвиняемых и воздействие на положительные черты личности каждого из них с тем, чтобы добиться установлению истины в ходе следственно-судебного процесса по исследованию правонарушения, а также содействие их адаптации к условиям следственного изолятора.
Задачи уголовно-следственной психологии –с помощью режимно-вос-питательных мероприятий и применения индивидуального психологического воздействия добиться того, чтобы подозреваемый и обвиняемый стремились дать правдивые показания о мотивах и обстоятельствах инкриминируемого ему деяния, а также активно содействовать их жизнесуществованию в камере следственного изолятора.
Предмет исследования уголовно-следственной психологии – психика подозреваемых и обвиняемых, их характерологические черты, методы и приемы, способствующие даче ими правдивых показаний в ходе следственно-судебных мероприятий, и оказывающие наиболее действенное влияние на их адаптацию к коллективу камеры, изоляции и режиму следственного изолятора.
И, все-таки, психологически более сложным для подследственного является адаптация к коллективу камеры, которая, несомненно, влияет на успех следственно-судебных мероприятий. Исследования показывают, что адаптация подозреваемых (обвиняемых) протекает индивидуально, в соответствии с психологическими особенностями и во многом зависит от типа высшей нервной деятельности личности подследственного, его темперамента, психического состояния здоровья, предшествующего криминального и жизненного опыта, авторитета и даже характера обвинения и статьи Уголовного кодекса индивида.
Практика показывает, что наиболее трудным для подследственных, является начальный период пребывания в местах предварительного заключения. Значительные затруднения в этом испытывают до 78% из числа лиц, поступивших в следственный изолятор. Среди подследственных встречаются такие, у которых период адаптации длится даже до одного года. К этой категории относятся, прежде всего, лица с соматоневрологическими, психологическими и личностными нарушениями, имеющие серьезные физические недостатки, не соблюдающие элементарных требований общей и личной гигиены, больные туберкулезом и венерическими заболеваниями, гомосексуалисты, а также лица, привлеченные к уголовной ответственности за растление и изнасилование малолетних детей. В данном случае наблюдается явление психологической изоляции, когда этих лиц сторонятся, с ними никто не разговаривает, избегает садиться рядом за стол и мыться в бане. Психологи и воспитатели должны стараться раскрыть положительные качества данных личностей и помочь адаптироваться им к микросоциальной среде камеры, а лучше содержать таких лиц в отдельной камере режимного корпуса среди таких же подследственных или стационаре медицинской части следственного изолятора.
Выделяют следующие психологические формы адаптации подследственных к микросоциальному окружению в следственной камере (А. И. Мокрецов, И. В. Шмаров, 1982):
- активная, когда подследственный стремится понять сокамерником и завоевать их доверие с целью достижения определенного авторитета и статуса в коллективе камеры или ее группы;
- пассивная, в результате которой происходит внешняя (декларативная) согласованность поведения такого лица с другими членами коллектива камеры;
- осторожная, когда личность взяла установку на изучение формальной обстановки в камере (определение авторитета старшего по камере, группа актива, положительно настроенных лиц) и неформальной иерархии («паханов», «авторитетов», «людей», «мужиков», «быков», «шнырей», «обиженных», «опущенных» и т.д.) и, в целом условий содержания;
- приспособленческая, когда подозреваемый (обвиняемый) заискивает перед имеющими более высокий статус в структуре формального и неформального объединения подследственными, с целью добиться их покровительства, а в замен стараются получить более или менее сносное жизнесуществование в камере; «приспособленцы» (а их большинство) знают как себя вести, но внутренне (психологически) не признают систему норм и ценностей новой микросоциальной среды, хотя внешне проявляют к ней определенную терпимость («конформизм»); эта наиболее трудная для психолого-воспитательного воздействия категория лиц в следственной камере.
Следует иметь в виду, что пребывание любого человека в следственного изолятора (хочет он этого или нет) перестраивает организм, все стороны его личности и психику, ограничивает интерес к внешнему миру, изменяет психологическую его характеристику как личности.
Таким образом, юристы должны знать указанные выше возможности уголовно-следственной психологии в условиях социальной изоляции у подследственных и помнить, что они влияют на объективность восприятия ими окружающих явлений, фактов, событий и, несомненно (прежде всего, из-за резкого ограничения необходимых всем раздражителей для нормальной психофизиологической деятельности), на течение мыслительного процесса, дачу ими правдивых показаний. В состоянии надежды они более оптимистично воспринимают ход следственно-судебного процесса. В состоянии отчаяния и обреченности психологи констатируют у них крайний пессимизм. Именно в таком состоянии у лиц, содержащихся в следственных изоляторах, существенно притупляется память, появляется вялость, плохое внимание, неспособность сосредоточиться, усиливается раздражительность и отчаяние, депрессия и тоска. Неоправдавшиеся надежды способствуют возникновению у них бессмысленного и неадекватного сопротивления, противоречий в высказываниях, аффектов, агрессивных, аутоагрессивных и суицидальных действий. Поэтому так важно знать психологическую характеристику подследственных и подсудимых во время следствия и суда.