Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическиеособенности преступления



При изучении психологии преступления, прежде всего, активно исследуются социальные и биологические предпосылки формирования психики (Н.П.Дубинин с соавт., 1989; Ковалев О.Г. с соавт., 1997; Аванесов Г.А, 2004), играющие отрицательную роль в поведении человека. В настоящее время считается установленным, что недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне ее психофизиологической (биологической) основы человека и без анализа эмоционально-волевых сторон личности преступника.

Преступный умысел возникает у людей в процессе восприятия и мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Это удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс потребностей такой личности, ее интересы, мотивы действия, роль внутри преступной группы ( микрогруппы). Кроме того, на образование противоправного умысла преступника влияют типизация людей (по превалированию первой и второй сигнальных систем по И.П. Павлову), тип высшей нервной деятельности и темперамент, характер, потребности, ценностные ориентации, состояние его психики и основных ее качественных составляющих (восприятия, мышления, памяти, эмоций, критики, воли, интеллекта и др.).

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что опосредствованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры людей очевидно, хотя пол, тип и состояние нервной системы, задатки и даже патологию человек получает при рождении. И это заметно затрудняет социальную адаптацию таких лиц.

Г.А. Аванесов (1984, 2004) выделяет следующие положения, нередко играющие негативную роль в поведении человека:

- психические заболевания эндогенного и экзогенного происхождения

(шизофрения, эпилепсия, последствия заболеваний и травм головного мозга, психопатия, алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют адаптацию и социальный контроль за поведением и действиями;

- наследственные заболевания (олигофрения, уродства и др.), особенно у тех, чьи родители отягощены алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниям;

- постоянные психофизиологические перенапряжения;

- частые психотравмирующие и конфликтные ситуации в семье, школе и коллективе;

- «дефектное воспитание»

- искажение средствами массовой информации (особенно телевидением) агрессивных форм поведения людей на экране, избыточный показ телевизионных лент и кинофильмов фантастического содержания;

- ухудшение химического состава окружающей среды;

- использование новых видов энергии (малоизученных человечеством).

Все указанные выше факторы изменяют в той или иной степени личность и ее поведение. Они не так уж редко приводят как к различным психическим нарушениям, психологическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям, и служат дополнительной криминогенной предпосылкой.

Важное криминологическое значение для любого человека имеет противоречивость и искаженность усвоенной ролевой информации, что в ряде случаев связано с противоречиями в самом содержании социальной роли, двузначности, встроенной в подтекст данной роли (т.н. «двойной стандарт»). А ведь известно, что исход внутриролевого конфликта зависит как от психологических особенностей личности или группы, так и от ряда других факторов:

а) размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с тем или иным вариантом поведения (как позитивным, так и негативным);

б) ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости;

в) удовлетворения индивида своей социальной ролью в целом и ее составными элементами.

Из этого вытекает, что объектами криминальной психологии являются преступники и преступные группы (микрогруппы), а ее предметом – психологические особенности личности преступников, организованных и неорганизованных их групп

Но главным все-таки остается личность преступника. Как известно, преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что он не воспринимает или не понимает смысл правопослушного стиля жизни. Преступления является (в подавляющем большинстве случаев) результатом того, у конкретного человека стала преобладать система смысловых образований, которая обусловила его извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности.

Поэтому, оценивая личность человека совершившего преступление, необходимо выявить его доминирующие побуждения и обобщенные способы жизнедеятельности, а также психологические особенности. При этом человеческое поведение организуется определенными исходными ценностными позициями данной личности, которое в свою очередь определяется его самосознанием и самосанкционированием избираемых целей и способов поведения. Тем более, что любой человек психологически ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. Не даром ведь о человеке судят по его поступкам, в которых без сомнения проявляется его смысловое отношение к действительности. В ряде случаев индивид даже может не осознавать у себя ту или иную систему личностных смыслов, так как часть из них идет у него на подсознательном уровне. Но сознательное действие, определяемое им как полезное и необходимое, имеет для него личностную ценность.

Следует указать и то, что в поведении преступников имеется общий дефект, состоящий в неадекватной, но положительной оценке им лично каждого предполагаемого или совершенного преступного деяния. Понимая все-таки антисоциальную сущность такого поступка, преступники обычно выдвигают для себя и других систему самооправдательных мотивов и стараются нейтрализовать те социальные ценности, которые препятствуют достижению преступных целей. Этим они пытаются снять с себя ответственность за преступное деяние. При этом, нередко прибегая к оправданию себя, они винят как внутренние причины (что-то нашло, был пьян и др.), так и внешние причины (оскорбляли, дразнили, не хотели делиться, подчиниться и др.), поведения других людей или случайное совпадение обстоятельств. Они не редко подлинные исходные мотивы своего поведения трансформируют, видоизменяют, маскируют, обобщают ложь с правдой, расставляя акценты в выгодном для них свете.

Следует признать, что регуляционные механизмы человеческого поведения, в том числе и преступников, проявляются интегративно как личная мера реакции на различные проявления действительности, в основе которой лежат характерологические качества, определяющие стереотипию поведения человека.

Таким образом, будущие юристы обязаны знать, что при рассмотрении психологии преступления им всегда следует оценивать возможность «заражения» конкретного лица антиобщественными взглядами, определять его социальную и биологически обусловленную неправопослушную направленность поведения, устанавливать роль микросоциального окружения в формировании такого поведения исследуемой личности в обществе.

 

8.2. Личность преступника в уголовном процессе

.

Преступник – это человек виновный в совершении общественно опасных действий, которые запрещены законом, и признанный в этом судом. Он подлежит уголовному наказанию. Это личность в своем проступке и действиях выражает социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, свой нравственный и духовный мир, психологические особенности, повлиявшие на совершение им преступления.

Понятие личности преступника включает в себя:

- комплекс социально-демографических показателей (пол, возраст, семейное положение, профессию, род занятий, социальное и материальное поло-жение, наличие судимости);

- комплекс социально-ролевых (функциональных) радикалов;

- комплекс социально-психологических фрагментов, которые, прежде всего, включают психологическую структуру.

При изложении общепсихологической концепции психически здоровой человека многими учеными признанно, что психологическая структура личности преступника представлена следующими основными подструктурными элементами:

а) подструктура направленности, в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

б)подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

в) подструктура психических форм отражения, проявляющаяся в познавательных процессах, эмоциональных реакциях и психических состояниях;

г) подструктура темперамента и типа высшей нервной деятельностичеловека с преобладанием той или иной сигнальной системы (по И.П.Павлову);

д) наследственно обусловленных и других биологических свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера, поведения, действий и поступков человека.

Перечисленные выше подструктуры личности человека во всем многообразии их содержания имеют место и в структуре личности тех, кого принято считать преступниками.

Характеризовать личность преступника – значит, исследовать и определить типологические криминогенные и психологически значимые качества индивида. Всегда следует иметь в виду, что способствует правонарушению, прежде всего, недостаточное интеллектуальное развитие, несформированность критических и волевых качеств, пониженная саморефлексия, но главное – антисоциальная направленность, подчиняющие себе все другие проявления жизнедеятельности, и доминирующие в поведении как социально опасные, но осознаваемые стремления преступников

Личность преступника – это личность человека, совершившего общественно опасное действие, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности. Это вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном кодексе возраста, практически психически здорового человека и присужденного судом к наказанию в соответствии с приговором, вступившим в законную силу.

В то же время, своевременное глубокое и полное изучение следователем (судьей и адвокатом) психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого)способствует решению следующих актуальных задач:

а) правильной квалификации преступления; сюда входит, прежде всего, констатация психического состояния во время совершения преступления (например, хронического или временного психического расстройства, физиологического или кумулятивного аффекта и др.);

б) установления роли, которую обвиняемый играл (занимал) в преступной группе, и т.д.;

в) выбор тактических приемов при производстве судебно-следственных действий (особенно допроса); так как именно выбор этого довольно часто обусловливается знанием психологии личности обвиняемого (подследственного и подсудимого);

г) выявление мотивов (побуждающих причин) преступления; оно проводится с большим успехом, если следователь (судья и адвокат) глубоко и всесторонне изучат психологические особенности и возможности личности обвиняемого (подследственного и подсудимого);

д) оптимальное воздействие на личность правонарушителя с целью его как адаптации к условиям изоляции от общества, так и будущей ресоциализации в обществе; такое воздействие должно начинаться на первом допросе, опираться на знание следователем (судьей и адвокатом) индивидуальных характерологических особенностей и психологической динамики личности обвиняемого (подследственного и подсудимого).

Будущим юристам необходимо знать, что психологическое изучение личности правонарушителя (обвиняемого) включает в себя исследование: его внутреннего мира, потребностей, ценностных ориентации, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, интеллекта, индивидуальных особенностей психической деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Определяемые с процессуальной точки зрения границы изучения психологии правонарушителя иногда бывают, узки для решения тактических вопросов. Следователь (судья, адвокат) должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение, и что, в силу этого, обычно отражается в следственном производстве.

Следует учитывать и то, что некоторые данные, не имеющие процессуального значения, очень важны в тактическом отношении. Эти непроцессуальные средства должны служить решению процессуальных задач. Так, например, мягкосердечие и отзывчивость обвиняемого безразличны с правовой точки зрения, но знание этих психологических особенностей необходимо для построения правильной тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний. То же касается и изучения личности в криминологическом плане, данные наблюдения за обвиняемым, изучения его быта, условий жизни и окружения, которые выходят за процессуальные рамки, как по объему собираемых сведений, так и по средствам, с помощью которых эти сведения устанавливаются.

К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о преступной деятельности правонарушителя, относятся:

- в первую очередь установление психического состояние в период совершенного деяния, то есть определение вменяемости, а это значит, способности быть виновным;

- во вторую очередь виды действий (умысел или неосторожность);

- в третью очередь мотивы преступления (побуждающие причины);

- в четвертую очередь эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления;

- в пятую очередь обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности.

Вопрос о вменяемости решается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Прямым основанием для ее назначения является сомнение следователя (судьи) о психическом благополучии обвиняемого во время инкриминируемого деяния или неблагоприятный психиатрический анамнез. Поэтому следователю необходимо с самого начала расследования уголовного дела обращать внимание на наличие странностей в поведении, действиях и высказываниях обвиняемого.

Основаниями для сомнения в психическом благополучии обвиняемого может служить информация о том, что его родители или близкие родственники страдали (страдают) психическими заболеваниями; сам он с детства отставал в развитии от сверстников, неудовлетворительно усваивал учебную программу, плохо адаптировался к школьному режиму, не мог овладеть специальностью; имеет склонность к бродяжничеству и воровству, аномален в сексуальном поведении и др. Признаками психического заболевания у него могут быть такие интеллектуальные особенности, как несоответствие запаса знаний возрасту, полученному образованию, низкий уровень обобщения, замедленное и поверхностное мышление, вязкость и обстоятельность в изложении или наоборот, словоблудие, трудности в адаптации в семье и коллективе, непонимание относительно простых ситуаций, выражений и др.

Анализ характера и способа совершения преступления, и целей, которые преследовал обвиняемый, сведений о его поведении до и после совершения деяния, отношение к окружающим, образа жизни, – все это способствует формированию представления о степени психической полноценности субъекта в момент правонарушения.

Вид действия (умысел или неосторожность) определяется путем выявления психического отношения обвиняемого к деянию в момент его совершения и их мотивов.

Мотивов поведения могут быть вызваны такими общественными понятиями, как месть, корысть, хулиганские побуждения, низменные побуждения, ревность, неприязненные отношения и др. Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные побуждающие причины. Например, корыстные действия, с психологической точки зрения могут быть мотивированы стремлением к обогащению, потребностью в самоутверждении, завистью, желанием вести праздный образ жизни, страстью к развлечениям или азартным играм, потребностью в сиюминутном удовлетворении труднопреодолимых влечений (к алкоголю или наркотикам).

Психологические особенности обвиняемого могут быть по-разному связаны с инкриминируемым ему правонарушением. Одни из них могут сыграть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта (например, эгоистическая или корыстная направленность личности, нежелание трудиться, неуважение к человеческой жизни, человеческому достоинству и морали, сексуальная распущенность и пр.). Другие психологические особенности чаще только способствуют совершению преступления при наличии внешне неблагоприятной ситуации (например, слабоволие, подчиняемость, внушаемость, легкомыслие, низкий уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбудимость, недоброжелательное отношение к людям, трусость, прямолинейность, правдоискательство, критиканство, агрессивность и пр.). Наконец, многие психологические особенности обвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы, трудолюбие человека, совершившего преступление в состоянии аффекта), но важны для понимания степени общественной опасности обвиняемого и перспектив его исправления и перевоспитания.

Одним из основных вопросов криминальной психологии всегда было выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии, прежде всего мотивационной сферы человека, с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминальную ситуацию.

Разберем это на примере личности насильственного преступника. Такая личностьхарактеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающим проблемы и недостатки основных сфер воспитания: семьи, школы, производственного коллектива и общества. Мотивационная сфера такой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с большинством из его окружения, самооправданием. Употребление алкоголя, наркотиков или токсических веществ в такой группе, как правило, выступает катализатором, активизирующим преступную установку. Но такая личность жизнесуществует среди людей. Поэтому необходимо определенное значение придавать отношению людей между собой, и, в частности, отношению с неустойчивыми и агрессивными личностями. Интерес представляет изучение системно-структурного подход к анализу генезиса отклоняющегося поведения таких лиц. Установлено, что более трех четвертей преступлений против личности совершается лицами, связанными с потерпевшим родственными, интимными, приятельскими и другими близкими отношениями, и преступление является конечной фазой конфликта, который возник в результате этих отношений. То есть, в данном случае психологические исследования личности преступника и потерпевшего дают возможность выявить подлинные мотивы и причины конфликтной ситуации, наметить пути их преодоления, и таким образом осуществить индивидуальную профилактику.

Актуальным для криминальной психологии являются психологическое исследование «неустойчивых личностей», основными характеристиками которых является внутренняя и внешняя социальная нестабильность, неадекватная агрессивность, склонность к возбуждению или торможению, маниакальности или депрессии. Для таких личностей характерны: неспособность достаточно глубоко и полно освоить морально-нравственные и культурные традиции, выработать соответствующие социальные навыки поведения той среды, в которую такая личность оказалась внедренной. Неустойчивые личности испытывают высокое социальное напряжение, частые колебания в настроении, безмотивную раздражительность и легко вступают в конфликт с окружающей социальной средой. У таких лиц не так уж редко происходит перенос локальной конфликтной ситуации с конкретного человека на всю окружающую их социальную среду, что в психологии носит название иррадиации конфликта.

Для такого вида конфликта характерна такая особенность как то, что у данных субъектов накопление напряжения (фрустрация), связанного с конфликтом в быту или на работе, легко переносится (т.е. происходит его разрядка) на лиц, которые к первоначальной ситуации никакого отношения не имели (случайные прохожие, соседи, супруги и т.п.). Нередко у неустойчивых личностей агрессивные правонарушения начинаются именно с конфликта. При изучении их поведенческих расстройств необходимо знать, что различают следующие конфликты:

- конфликты «парные» – это те конфликты, в которых принимают участие чаще всего соседи, знакомые по работе, родственники и супруги. Все они, как правило, связаны с неумением той или иной стороны наладить нормальные взаимоотношения, а реализация их в агрессивной форме объясняется низким уровнем правосознания, морали, невоспитанностью, неумением достичь компромисса, психологической несовместимостью и т.п.

- конфликты «групповые» – болеехарактерны для некоторых малочисленных групп молодежи. Корни этих конфликтов связаны с отрицательными местными традициями и обычаями, а также слабой воспитательной работой, незаполненным досугом и низкой правовой культурой части молодежи, участвующей в такого рода конфликтах.

- конфликты «толпы» – заражение конфликтной ситуацией в толпе (например, на футбольных матчах) нередко перерастает в групповые хулиганские действия с участием довольно большого числа участников. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, низким уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к национализму и шовинизм, находящихся в неорганизованной толпе. Неприязненные отношения к окружающим и ситуации, а также хулиганские проявления одного человека для таких лиц могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания, и спровоцировать массовые беспорядки.

Указанная особенность у таких лиц формируется в очень раннем возрасте как результат позиции, которую занимает ребенок (будущий преступник) в семье. Суть позиции – «отвергание», неприятие ребенка родителями, прежде всего матерью. Это означает определенное отношение матери к ребенку, когда она либо не может, либо не умеет своевременно и полно удовлетворить его потребности, в первую очередь естественные (в пище, тепле, чистоте). В результате ребенок оказывается в ситуации хронического дефицита, постоянного неудовлетворения потребностей и вынужденно зависит от матери потому, что только она могла бы их удовлетворить. Ребенок живет как бы на предельном уровне, он никогда не испытывает удовлетворения своих потребностей и полной безопасности, но в то же время не доходит до стадии полного лишения этих жизненно важных условий. Такое положение вызывает экстремальность жизнесуществования, и несет в себе потенциально смертельную угрозу для него. Она и является возможным зарождением будущих преступлений (например, убийств, насилия и др.) как актов индивидуального поведения. То есть, тема жизни и смерти начинает звучать для людей, которые находятся в негативной ситуации «отвергания», уже в самом начале их жизни.

При изучении личности преступника важно знать также, что толкнуло его на правонарушение и, прежде всего, исследовать причину (мотив) этого. Мотив – побуждающая причина, которая характеризует субъективную сторону преступления. Его установление необходимо для определения состава правонарушений, имеющих сходные признаки (например, хулиганство и причинение телесных повреждений). В ряде случаев выяснение мотива имеет значение для доказывания виновности обвиняемого. Кроме того, мотив преступления может учитываться как отягчающее или смягчающее уголовную ответственность обстоятельство, или свидетельствовать об отсутствии в действиях обвиняемого общественной опасности.

Сложность установления мотива преступления иногда приводит к утверждению о безмотивности или немотивированности преступления, что принципиально неверно, поскольку всякое сознательное поведение побуждается осознанными или неосознанными мотивами, или его подменой мотивировкой события, то есть ретроспективным словесным объяснением совершенного. Поэтому попытки установить мотив преступления только со слов обвиняемого, без учета его основных психологических особенностей, анализа поведения, могут привести к серьезным ошибкам.

В тоже время установление психического или эмоционального состояния обвиняемого в момент правонарушения необходимо для квалификации преступления, совершенного либо в состоянии патологического аффекта, либо физиологического или кумулятивного аффекта, эмоционального возбуждения или эмоционального напряжения.

Говоря об основаниях освобождения от уголовной ответственности, закон оперирует понятием общественной опасности лица, совершившего преступление. В это понятие включаются, прежде всего, психологические особенности направленности личности обвиняемого (подсудимого) и наиболее устойчивые черты характера, которые влияют на совершение преступления и способствуют или препятствуют совершению новых общественно опасных действий.

Об изменении (уменьшении или увеличении) общественной опасности лица, совершившего преступное деяние, можно судить по тем изменениям в его психическом состоянии, которые произошли после совершения преступления. В числе смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств закон называет жизненные ситуации, побуждения и признаки действий, для правильной оценки которых требуется учитывать психологические качества обвиняемого.

К числу смягчающих ответственность обстоятельств закон относит влияние на обвиняемого угрозы, стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств, различного рода зависимость (личная, служебная или материальная). Ни одно из этих обстоятельств не может быть установлено только по объективным признакам, без учета субъективных (психологических) особенностей обвиняемого. Влияние угрозы на обвиняемого зависит не только от ее содержания, реальности, направленности, но и от психических качеств того, кому угрожают: твердости его характера, смелости, эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, отношения к запретам и социально охраняемым ценностям. Они могут восприниматься одними как терпимые, другими как непереносимые. Как на смягчающее ответственность обстоятельство закон прямо указывает на психическое состояние (сильное душевное волнение или аффект, чистосердечное раскаяние и др.).

К числу отягчающих ответственность обстоятельств закон относит особую жестокость и издевательств, проявившиеся при совершении преступления, корыстные и низменные побуждения, Это диктует необходимость исследования такой важной стороны психологии человека, как содержание побуждений и целей поступков. Закон не раскрывает и не ограничивает содержание понятия «низменные побуждения», подразумевая, очевидно, что к этой категории могут быть отнесены любые побуждения, противоречащие морали (например, зависть, месть, злопамятность и пр.). То есть, перед следователем (судьей) стоит задача не только установить содержание побуждения, но и дать ему морально-этическую оценку.

Одним из важнейших условий осуществления воспитательной функции следователя является неукоснительное соблюдение им основных принципов предварительного следствия: законности, полноты, всесторонности, современности и объективности расследования (проведенного в указанное законом время), обеспечение обвиняемому права на защиту, недопустимости разглашения данных предварительного следствия (могущие нанести моральный ущерб обвиняемому или его семье, родственникам, друзьям, сослуживцам). Использование же положительных черт личности обвиняемого может служить важным психологическим средством воздействия при восстановлении утраченных или формировании новых взглядов, убеждений обвиняемого, соответствующих правовым и моральным требованиям общества. В процессе воспитательного воздействия на обвиняемого необходимо добиваться, чтобы моральные принципы стали внутренней потребностью его поведения.

Таким образом, следователю (судье и адвокату) необходимо исследование личности преступника для определения его психологических особенностей и их проявлений на всех этапах предварительного расследования и судебного разбирательства. Только в этом случае возможно полноценное установление истины по делу, и воспитательное воздействие может дать свои положительные результаты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.