Очная ставка – она проводится следователем между лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия. Весьма сложной и важной является при этом роль следователя. С одной стороны, он обязан объективно отразить в протоколе основное содержание очной ставки, с другой – для следователя как организатора раскрытия преступления не бывает безразличной положительное или негативное разрешение той или иной точки зрения. Следователь должен уметь подготовить и провести очную ставку таким образом, чтобы она, в конечном счете, привело к установлению истины по делу.
На результаты очной ставки влияют многие факторы, но возникающие противоречия можно разделить на две группы (внутренние и внешние).
– Внутренние факторы, определяют причину противоречий в показаниях лиц, привлеченных к очной ставке, с учетом их социально-психологических особенностей; причиной противоречия в показаниях может быть заблуждение одного человека или группы лиц, и в этом случае главная задача следователя ликвидировать это заблуждение на очной ставке, не усугублять ее; но с другой стороны, причиной противоречий могут быть заведомо ложные показания одного или обоих участников очной ставки или лиц, в чьих показаниях содержатся преднамеренные искажения истины. Следователю необходимо установить мотивы заведомой лжи, которые могут быть весьма разнообразны (стремление избежать уголовной ответственности или смягчить её, нежелание выдавать соучастников, родственные чувства, боязнь мести, подкуп, стыд, ложно понятое чувство товарищества и т.п.).
– Внешние факторы, которые также связаны с противоречиями на очной ставке, но оказывают влияние на эти противоречия со стороны внешней ситуации. К ним относятся действия самого следователя (как организатора очной ставки), правильный выбор времени очной ставки (это может оказаться условием, определяющим её успех), уровень подготовленности к очной ставке, то есть техническая готовность к этому следователя и психологическая готовность всех её участников.
Противоречия на очной ставке могут быть связаны с прошлым преступным опытом допрашиваемого гражданина. В этом случае следователю следует подробно познакомиться с его старыми уголовными делами и оперативными материалами для установления причины противоречий. Нередки случаи, когда одной из главных причин противоречий на очной ставке являются неприязненные отношения между её участниками. По сути, конфликт на очной ставке является продолжением конфликтной ситуации. К проведению очной ставки в подобном случае следует подходить очень осторожно, предварительно изучив конфликт и его причины, психологические особенности данных лиц.
Противоречия на очной ставке могут вызываться ролевыми позициями её участников, и это объясняется в значительной степени конфликтом, который связан со статусом той или иной роли (например, водитель и инспектор ГИБДД, участковый инспектор и бытовой хулиган и т.п.). Они могут быть вызваны, наконец, своеобразием темперамента и психического состояния того или иного допрашиваемого.
При проведении очной ставки по многоэпизодным делам большое значение имеет подготовка для предъявления необходимых материалов: вещественных доказательств, медицинских или бухгалтерских документов, фотографий, видеофрагментов, выдержек из протоколов, экспертных заключений и т.д. Всё это должно быть систематизировано таким образом, чтобы в нужный момент следователь мог быстро предъявить эти материалы, участникам очной ставки, не тратя времени на их поиск.
Нужно заранее продумать и решить вопрос о фиксации результатов очной ставки. Лучше, если она будет записана на видеокамеру или диктофон. Именно так сохраняется большей части информации и в значительной степени разрешается проблема возможного оспаривания тех или иных высказываний участников очной ставки. При невозможности сделать аудио или видеозапись рекомендуется поручить протоколирование очной ставки другому должностному лицу, чтобы исполнение этой обязанности не отвлекала следователя от решения её вопросов.
При всем этом, во время данного процессуального акта следователю необходимо контролировать собственное психологическое состояние. Острая конфликтная ситуация, высокая эмоциональная напряжённость очной ставки требуют от него, как её организатора, определенного волевого тонуса и хорошей эмоциональной устойчивости. Перед очной ставкой у следователя должна быть светлая голова, ровное, спокойное настроение и полная уверенность в торжестве истины над ложью. Если такое психологическое состояние отсутствует, очную ставку следует отложить, ибо в противном случае сам следователь может её провалить.
К факторам, влияющим на устранение противоречий, относится оптимальное и удачное планирование очной ставки. При этом в плане следует предусмотреть различные позиции её участников и варианты проведения в зависимости от этого.
Также рациональным при проведении очной ставки следует признать определение числа эпизодов, которые при этом будут рассмотрены. Далее следует определить порядок разрешения основных вопросов участникам. И в частности, кого первым и по каким эпизодам следует выслушать. Кроме того, необходимо предусмотреть дополнительные вопросы, их формулировку, вопросы участников очной ставки друг другу, предъявление им дополнительных материалов и т.д. Планирование очной ставки производится с учётом анализа всех факторов, которые изложены выше.
Кроме того, устное изложение ситуации, тех или иных событий на очной ставке обычно дополняется деталями и нюансами, интонационными и экспрессивными оттенками речи, которые придают ему убедительность и жизненную достоверность. Психологически впечатление живой речи тем выше, чем последовательнее и логичнее она, чем решительнее и увереннее лицо, которое её произносит. Это обстоятельство необходимо иметь в виду при определении очерёдности эпизодов по одному и тому же вопросу и при подготовке конкретного решения очной ставки.
Сила психологического воздействия очной ставки кроется, прежде всего, в «эффекте присутствия». Во время очной ставки показания даются не только в присутствии следователя, но и другого человека, с которым допрашиваемый, как правило, в той или иной степени знаком. Она часто играет роль кульминационного, переломного пункта в их дальнейшем поведении на следствии.
При подготовке и проведении очной ставки с участием обвиняемого целесообразно изучить психологические особенности, характеризующие обычные для него приемы и способы общения с другими людьми. Нужно быть готовым к попыткам обвиняемого подавить волю второго участника очной ставки, если известно, что обвиняемый по характеру властен, агрессивен, стремится к лидерству в отношениях с людьми. Поэтому, большое значение имеет выяснение характера межличностных отношений обвиняемого в семье, на работе, в кругу друзей, состояние прошлых отношений со вторым участником очной ставки, наличие моральной или материальной зависимости обвиняемого от него, не испытывает ли последний слепого доверия или страха и т. п. В острой конфликтной ситуации очной ставки ее участники, прежде чем говорить «да» или «нет», нередко должны сделать выбор, с кем они и за что им бороться.
Таким образом, будущие юристы должны сделать выводы:
- психологическая действенность очной ставки выражается, прежде всего, в непосредственном впечатлении, которое оказывает живая речь одного её участника на другого;
- показания, произнесённые дающих их лицом непосредственно в присутствии изобличаемого гражданина, более впечатляют, чем те же показания, оглашенные следователем из материалов уголовного дела;
- следователь как организатор очной ставки должен способствовать тому, чтобы восторжествовала истина над ложью и победила справедливость.
7.5. Психология воспроизведения показаний на месте и следственного
эксперимента
Проверка показаний на месте регулируется уголовно-процессуальным кодексом, как самостоятельное следственное действие, или нормами, относящимися к следственному эксперименту.
Воспроизведение показаний на месте. Оно содержит в себе элементы ряда следственных действий. По своей психологической характеристике оно ближе всего к допросу и осмотру места происшествия. И в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.
Как известно юристам, сам по себе повторный рассказ обвиняемого (или другого процессуального лица) о событии преступления на месте его совершения естественно, никакой дополнительной доказательственной силой не обладает. Поэтому более убедительным будут те же сведения, изложенные таким лицом на месте преступления, где устный рассказ сопровождается воспроизведением ситуации.
Главная цель воспроизведения показаний – получить дополнительную информацию, к уже имеющимся данным, после допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению. Как установлено, при этом у допрашиваемого гражданина путем ассоциативных связей улучшается память об обстоятельствах криминальной ситуации и на отдельные ее детали. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, субъект уголовного процесса может вспомнить такие факты и детали, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать.
Следователь в ходе воспроизведения показаний может получить информацию большую, нежели при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает. От восприятия информации на уровне символа-слова следователь в ходе воспроизведения показаний переходит к восприятию информации на уровне конкретных образов. Это позволяет ему более глубоко и всесторонне воспринимать и осмысливать исследуемое деяние или событие.
При воспроизведении показаний следователь нередко ставит перед собой задачи по проверке достоверности той или иной версии, выдвинутой им самим или обвиняемыми. В ходе этой проверки следователь от анализа мысленных моделей, которые создало его воображение, переходит в значительной степени к воспроизведению, анализу и проверке реальной ситуации или ее элементов.
Поскольку воспроизведение показаний производится только с согласия допрошенного лица, следователь должен проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия и выявить противоречия в собранных по делу доказательствах, которые иным способом выявить было трудно или невозможно. Проверка показаний на месте может быть осуществлена только в том случае, если лицо, чьи показания проверяются, дал согласие рассказать о тех или иных совершённых им деяниях (или воспринимаемых им), продемонстрировать их при необходимости, дать требуемые пояснения и т.д.
Чаще всего встречаются следующие основания для проведения проверки показаний на месте:
- установление самого места происшествия;
- констатация пути следования;
- определение местонахождения имеющих значение для следствия предметов;
- выявление неизвестных следствию лиц;
- уточнение отдельных эпизодов и деталей происшествия, которые могут быть установлены при сопоставлении показаний обвиняемого, потерпевшего или свидетеля с объективной обстановкой на местности или в помещении;
- подтверждение фактов о возможной осведомленности лиц, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.
Здесь возможны различные варианты. Лица, чьи показания проверяются, указывают, где, например, спрятаны похищенные ценности, находятся выброшенные орудия преступления, расположены следы их действий.
Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя определенных организаторских способностей.
При подготовке к воспроизведению показаний – следователю необходимо учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект. В первую очередь, он должен правильно выбрать время воспроизведения показаний (близкое ко времени правонарушения). Обвиняемого же после дачи им правдивых показаний следует готовить к выезду на место происшествия (если в этом есть необходимость). Следует помнить, что промедление в течение несколько дней, а тем более недель, может привести к утрате психологического контакта с обвиняемым и даже к изменению им своей позиции. И нередко это происходит под негативным влиянием окружающих его в камере лиц.
Кроме того, необходимо, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия – лица, чьи показания проверяются. Это поможет наладить необходимый психологический контакт, позволит избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.
Во время проведения воспроизведения показаний – существенное значение здесь имеет надлежащий психологический контакт между обвиняемым (если необходимо то и подозреваемым, потерпевшим и свидетелем), с одной стороны, и следователем, с другой.
Особенно это относится к взаимоотношениям следователя с подозреваемым (обвиняемым), которому нужно разъяснить, что участие в проверке направлено не на ухудшение его положения, а на то, чтобы все обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью, что позволит справедливо разрешить уголовное дело и установить истину. В разговорах с обвиняемым следует подчёркивать, что проверка даст возможность отмести от них ложные обвинения, которые кто-либо (например, соучастник преступления) возводит на него.
Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас окружающие (например, сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела граждане) на позицию лица, чьи показания подлежат проверке. Есть люди, которые охотно рассказывают о совершённых преступлениях или проступках наедине со следователем, и вместе с тем испытывают большие психологические трудности, рассказывая о том же в присутствии группы лиц. Предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым лицом определённую работу: разъяснить цель и задачи данного процессуального действия, порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто будет участвовать в этом следственном действии, какие функции они будут выполнять.
Поскольку одна из задач следствия при производстве проверки показаний состоит в стимулировании дачи обвиняемым (подозреваемым, потерпевшим, свидетелем) правдивых показаний и предотвращении их отказов от дачи показаний, то элемент изобличения лица, чьи показания проверяются, должен отсутствовать, либо сведён к минимуму. Неразумно конфликтовать с обвиняемым по мелким, несущественным деталям, с которыми можно разобраться потом, на очередном допросе.
В ходе непосредственно самой проверки показаний – следователь должен одновременно руководить большой группой людей (своими помощниками, специалистами, конвоем, понятыми), воспринимать значительное количество информации, анализировать её, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно фиксировать собранную информацию. Ему необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (например, наличие посторонних лиц, ненужная для данного действия аппаратура и т.д.).
Ряд проблем психологического плана будущим юристам следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Необходимо подбирать их заблаговременно. Они должны знать, что участие в проверке требует длительного времени, и располагать им. Иначе в ходе проверки показаний на месте может возникнуть нервозность, когда потерпевший (свидетель) может заявить о том, что опаздывает на поезд, не успевает взять ребёнка из детского сада и т.д. Всё это, естественно, осложняет работу следователя.
Далее, следователю полезно встретиться и поговорить с каждым своим помощником и другими участниками проверки показаний на месте до появления обвиняемого (подозреваемого, потерпевшего, свидетеля). Это позволит ему подробно разъяснить существо предстоящего следственного действия, определить каждому объем обязанностей и выполняемые задачи, охарактеризовать личность человека, чьи показания подлежат проверке.
Если речь идёт о подозреваемом или обвиняемом, участники проверки показаний должны быть предупреждены о недопустимости проявления чувств презрения, негодования, жалости и т.д., ибо одно неосторожно брошенное слово может моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и сделать невозможным дальнейшее проведение этого следственного действия.
Определённые психологические трудности возникают у следственных ра-ботников в период проверки показаний на месте при большим разрыве во времени от события преступления. В этом случае необходимо учитывать изменения ландшафта или обстановки. Очень важно не торопясь принять все возможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали и т.д., которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.
После проведения проверки показаний – следователем подводятся итоги данного следственного действия, его анализ, и на основе проведенного мероприятия намечаются возможные дальнейшие пути предварительного следствия.
Следственный эксперимент – это воспроизведение в опыте обстоятельств расследуемого события максимально приближённое к проверяемому деянию и лицу. Это касается и используемых в эксперименте материальных объектов, и условий, в которых они должны проявить те или иные свои качества и свойства.
Многое из того, что рассмотрено выше относится и к следственному эксперименту. Наиболее сложным при этом является подбор участников. К проведению эксперимента обычно привлекается значительный круг лиц. Кроме следователя и понятых, в эксперименте могут участвовать обвиняемый (подозреваемый), потерпевший, свидетель, эксперты различных отраслей знания, а так же помощники следователя и технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.
Психологическая сторона является особенно сложной в экспериментах на восприятие. Это объясняется тем, что восприятие, как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности, есть сложное сочетание различных образований: функциональных, операционных и мотивационных. Результаты экспериментов на восприятие (как и на возможность совершения отдельных действий) зависят как от общих субъективных качеств (возможностей) лица, показания которого проверяются, так и от психофизиологического состояния его организма в момент проведения эксперимента.
Индивидуальные особенности порогов ощущения человека бывают частично врождёнными, а частично приобретёнными в процессе жизни, производственной и иной деятельности. Причём отклонения от психофизиологической нормы здесь оказываются порой весьма значительными. (Например, горняки, специализирующиеся на добыче угля, различают более семидесяти сорока оттенков чёрного цвета). Поразительного развития достигает цветоразличение у текстильщиков, сталеваров и других специалистов. Известно, что около 18% мужчин страдают дефектами цветоощущения. При этом характерно, что многие из них и не подозревают об этом своём качестве. Поэтому на допросе они могут совершенно искренне заблуждаться в определении цветов. В процессе же проведения следственного эксперимента можно довольно быстро разобраться в причине их противоречивых показаний и таким образом внести ясность в дело.
Следственная практика показывает, что наиболее трудна для подозревае- мых (обвиняемых, потерпевших, свидетелей) экспериментальная проверка восприятия пространства и пространственных представлений. Сложность этого рода экспериментов обусловлена нередко их психофизиологическим состоянием, а у ряда лиц даже врожденной или наследственно обусловленной природой восприятия пространства. Психофизиологический механизм восприятия пространственных отношений является системным, образующимся из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма. В зависимости от объективного характера признаков пространства (протяжённость, направление, величина, форма, местоположение и т.д.) в их восприятии участвуют различные анализаторы. При этом деятельность каждого из них всегда относительна к деятельности других. В восприятии пространственных признаков и отношений участвуют и зрение, и слух, и обоняние, и другие органы чувств.
Существенной особенностью восприятия пространства (с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) является бинарный эффект, возникающий в процессе взаимодействия одноимённых парных рецепторов. Известно, что пространственное восприятие объектов, например, одним глазом, значительно отличается от такого, в котором участвуют оба глаза человека. И это касается не только зрения, но и деятельности всех других парных рецепторов. Изучение, например, слуховой ориентировки в пространстве показывает, что и она связана с определённым взаимодействием обоих слуховых органов. Аналогичная картина выявлена психофизиологами и при исследовании обоняния и его пространственно различительных функций. Бинарные эффекты обнаружены также в кинестезии, опорно-двигательном аппарате, органах осязания, тактильной чувствительности и других частях тела.
Следует также иметь в виду, что системным является не только восприятие пространства, но и восприятия времени. Как и пространство, оно воспринимается совокупностью различных анализаторов. Именно это обязывает следователя при оценке пространственных и временных представлений обвиняемого, а так же при проверке его показаний экспериментальным путём учитывать состояние всех органов чувств, а не только, скажем, зрения или слуха. Проведение этого следственного действия требует тщательной психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он мог бы обрести внутреннюю убеждённость в необходимости воспроизведения тех же действий, в тех же условиях и с помощью тех же средств (инструментов, приспособлений и т.п.), что и в момент совершения преступления.
При проведении следственного эксперимента следователь в первую очередь должен установить с обвиняемым надлежащий психологический контакт (если он к этому моменту не был установлен). Непреложным условием проведения следственного эксперимента является чистосердечное признание обвиняемого в совершенном им преступлении, что будет свидетельствовать о внутренней его готовности к этому следственному действию. Если обвиняемому предстоит демонстрация таких действий, которые потребуют от него высокого мастерства (например, изготовление фальшивых денег, вскрытие сложных запирающихся устройств и т.п.), то следователю не запрещается несколько «подогреть» тщеславие обвиняемого, естественно, не забывая при этом о воспитательном на него воздействии.
Как уже отмечалось выше, при подготовке следственного эксперимента необходимо учитывать не только общие физические и психические данные, характеризующие его участников, но и их психосоматическое состояние на момент проведения опытов. Заболевание, тревога, опасение и даже простое утомление могут существенно снизить восприятие происходящих процессов. Известно, например, что при насморке сильно понижается порог ощущения запахов; отмечена зависимость от возраста человека темпа и последовательности в формировании восприятия величины, формы и цвета, и т.д.
Обычно при эксперименте применяются те предметы материального мира, которые оказались в орбите интересующее следствие преступное деяние. Это в наибольшей мере обеспечивает получение экспериментальным путём того же результата, что и при фактическом развитии проверяемого события. Однако иногда этого сделать не удаётся: одни существенные для дела предметы оказываются сильно повреждёнными либо вовсе уничтоженными в ходе самого преступления; другие с течением времени изменили свои первоначальные качества и свойства, третьи – недостаточны по количеству. Во всех этих случаях следователь вынужден при постановке эксперимента заменять подлинные предметы их моделями.
Следует указать (и это психологически очень важно), что под моделью, пригодной для использования в экспериментальном исследовании, следует понимать такую материальную систему, которая, отображая интересующий следствие объект, способна замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об этом объекте. Модель в этих условиях выступает как аналог оригинала. А чтобы быть принципиально пригодным средством использования вместо оригинала, она должна быть сходна с ним во всех существенных признаках и свойствах. Поэтому можно сказать, что моделирование в эксперименте представляет собой опосредованное изучение объекта путём оперирования с его моделью.
Более сложным при постановке следственного эксперимента является воссоздание условий, в которых протекало проверяемое событие (явление, факт). Это касается места, времени и иных обстоятельств, которые в своё время оказали влияние на ход интересующее следствие деяние, и которые также должны обнаружить себя в эксперименте. Изучение практики расследования уголовных дел показывает, что обвиняемые, свидетели, потерпевшие в своих показаниях нередко ссылаются, например, на темноту или, наоборот, очень яркую освещённость, которые помешали им рассмотреть происходящее событие. К этому нельзя не прислушаться. При проверке такого рода показаний экспериментальным путём должны быть обязательно воспроизведены те же самые условия освещённости, которые имели место в момент совершения преступления, учтена длительность пребывания проверяемого в затемнённом (или сильно освещённом) месте и т.д. Изучая событие, связанное с резким изменением освещённости, следует иметь в виду явление так называемой физиологической адаптации, учитывать её особенности и закономерности (например, если освещённость была умеренной, приблизительно 10 люкс, адаптация практически заканчивается через 20 минут, а если большей, то примерно через час; при выходе же из тёмного помещения на свет приспособление глаз происходит быстрее и через 3 – 5 минут человек обычно видит всё нормально, однако в первый момент отсутствие адаптации резко даёт о себе знать).
Своеобразно воздействие на человека сильного источника света (например, свет фар встречного автотранспорта). Следует иметь в виду, что влияние столь сильного источника света затрудняет на некоторое время не только зрительное восприятие, но и нарушает двигательные реакции, увеличивает продолжительность и количество пауз при выполнении отдельных операций. Весьма характерно и то, что зрительное восприятие отдельных предметов в ряде случаев зависят не столько от общей освещённости, столько от резкости освещения наблюдаемого предмета и места, в котором находится наблюдатель. Например, человек может хорошо рассмотреть через окно все предметы, находящиеся в слабо освещённой комнате, если на улице темно, и ничего не увидит через то же окно в яркий солнечный день. В последнем случае, чтобы рассмотреть комнату, надо очень близко прильнуть к окну и заслонить доступ к глазам бокового света. Это обстоятельство, как показывает практика, иногда не учитывают обвиняемые, а также лжесвидетели. Поэтому их показания легко опровергаются при проведении следственного эксперимента.
Таким образом, в следственной практике при воспроизведении показаний на месте и проведении следственного эксперимента имеют большое значение психологические особенности, как следователя, так и обвиняемого, свидетеля и других лиц. И решение при данном процессуальном действии психологических проблем во многом способствует установлению истины по уголовному делу и совершении преступления.