Следственные работники знают, что осмотр места происшествия, как правило, относится к первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных преступлениях (например, против личности) расследование начинается именно с этого. Успех или неуспех его в значительной степени предрешает данное следственное действие. Только на основании осмотра места происшествия происходит выдвижение первоначальной версии совершенного правонарушения. С другой стороны, ошибки, допущенные следователем при производстве осмотра, нередко отрицательно сказываются на дальнейшем ходе расследования, толкают следствие на ложный путь или заводят его в тупик.
Осмотр места происшествия – это самостоятельное следственное действие, имеющее целью обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вместе с тем осмотр (в качестве познавательного приема) может быть и составной частью других следственных действий: задержания, обыска, выемки, наложения ареста на имущество, следственного эксперимента, проверки показаний на месте. Так, при задержании подозреваемого осматривается его одежда, находящиеся при нем или изъятые при личном обыске вещи. При обыске изымаются обнаруженные орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, которые могут иметь значение для дела. При выемке осматриваются изымаемые предметы, документы, ценности и т.п. При наложении ареста осмотру подлежит имущество, которое включается в опись.
Обязательность осмотра при проведении названных следственных действий вытекает из требования закона, который прямо указывает на то, что необходимые для расследования предметы и документы, а также все описываемое имущество должны быть перечислены в протоколе или приложенной к нему описи с точным указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости.
Прибывает на осмотр места происшествия, как правило, оперативно-следственная группа. Ее возглавляет и руководит ее работой следователь, которому необходимо помнить о целесообразности сочетания профессионального и жизненного опыта участников такой группы, их психологической совместимости, готовности сотрудничать, помогать друг другу, сохранять в любых ситуациях благожелательность, выдержку, самообладание, взаимное уважение, умение быстро преодолевать возникающие конфликты.
Осмотр места происшествия относится к тем немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует, так сказать, публично, в присутствии других людей. Это требует определенной психологической подготовки и, в частности, умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания, и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать служебную дисциплину и деловую атмосферу сотрудничества.
С момента начала осмотра поисковая деятельность членов оперативно-следственной группы обеспечивает выделение (вычленение) на месте происшествия криминалистически значимой информации, отражающей динамику события преступления, личность преступника, личность потерпевшего, способ совершения преступления, предметы преступного посягательства и т.д.
Производство осмотра места происшествия для следователя имеет свои психологические особенности:
- осмотр совпадает обычно с острым недостатком информации, при этом нередки случаи, когда при этом необходимо получить ответ на главный вопрос - имело ли место событие преступления вообще?
- обязательное комплексное решение вопросов по установлению: было ли совершено преступление или произошел несчастный случай или самоубийство и т.п., кто совершил преступление, когда, по каким причинам, где было совершено преступление, каков механизм действия преступника и т.п.
- необходимость получения информации путем наблюдения за обстановкой на месте происшествия, с последующим анализом её результатов; иными словами, информация при осмотре места происшествия следователем получается на уровне конкретных образов, она ассоциируется и направленно отбирается в мыслительные модели – версии, которые обретают словесно-логическую форму (при переходе информации из одной формы в другую она частично утрачивается и искажается, что неизбежно влияет на полноту и объективность выдвинутой версии);
- добытая в ходе осмотра информация закрепляется в протоколе осмотра, в котором она излагается в довольно сложной форме, как бы в синтезированном виде;
- протоколу осмотра места происшествия прилагаются фотографии, схемы и рисунки с приложениями, вещественные доказательства, наиболее полно отражающие результаты осмотра в форме образов;
- получение следователем и его группой информации не от людей, а от вещей, что является противоположностью допроса;
- в условиях не очевидности преступления данное следственное действие представляет собой сложную следственную ситуацию, успешное разрешение которой обеспечивается реализацией организационной, поисковой и реконструктивной стороной деятельности следователя при расследовании преступления.
Криминалистический поиск при осмотре места происшествия реализуется путем планомерного, целенаправленного, системного восприятия обстановки (наблюдения). Чтобы она была максимально эффективной, надо соблюдать определенные правила и уже до начала осмотра получить общее представление о случившемся.
Для успешного осмотра следователь должен обладать прединформационным блоком о событии происшествия. Обычно он получает ее до непосредственного вступления в контакт и взаимодействия с материальной обстановкой: в процессе сбора сведений о происшествии в результате предварительного опроса потерпевших и очевидцев.
Явные признаки преступления обычно характеризуются тем, что резко выделяются из общего фона, то есть, находясь среди разнообразных и зачастую многочисленных предметов того места, где произошло событие, привлекают внимание своей необычностью или несоответствием привычному порядку вещей и обстоятельств.
При предварительном осмотре вопрос об относимости к происшествию (т.е. связи отдельных частей и элементов обстановки, их отношений к событию) решается предположительно. По сути, происходит предварительное целостное, непосредственное соотнесение материальной обстановки (людей) с окружающей местностью. Следователь не только выделяет обстановку в целом (в общих чертах) на местности, но и уясняет ее частные и общие координаты. Решение перечисленных задач во многом зависит от психологического восприятия сложности и условий обстановки.
Обычно в начале осмотра следователь мысленно определяет его предполагаемые пространственные границы. Если эти границы намечены правильно, то уже это обстоятельство в значительной степени предопределяет успех выявления необходимых следов, а позднее и выдвижение оптимальных версий. Неправильное определение пространства, в котором могут находиться следы преступления, приводит к значительным просчетам, вплоть до построения ошибочных версий.
Следует помнить, что многие следователи при осмотре места происшествия ограничивают его пространство плоскостью (т.е. плоскостью пола осматриваемой комнаты или квартиры, асфальтового покрытия, на котором остались следы транспортного происшествия и т.д.). При этом нередко забывают, что всякое пространство имеет три измерения, и, в частности, при осмотре места происшествия, кроме поисков следов в определенной плоскости, их следует еще искать выше и ниже уровня, и в этом направлении активизировать свое внимание.
Психологически процесс поисковой деятельности следователя может быть представлен в следующей последовательности.
На первом этапе – происходит выделение криминального (основного) узла: трупа со следами насилия, взломанного сейфа, оружия и боеприпасов, опрокинутого автомобиля и т.д. Восприятие основного узла активизирует поисковую доминанту следователя и его группы, которая, в свою очередь, способствует концентрации всех психических процессов на раскрытии преступления или реконструкции происшедшего события по его следам.
На втором этапе – поисковая деятельность следователя в отборе (вычленении) информации организована, очевидно, по бинарному принципу: да – нет. То есть, в первую очередь вычленяется криминалистически значимая информация и ее носители, которые входят в уже известный следователю ряд и обладают известными ему признаками. Этот процесс вычленения начинается с их опознания. Наиболее результативным является вычленение (восприятие) достаточно крупных блоков, что делает процесс вычленения и последующей переработки информации более экономичным. Такое восприятие положительно влияет на процесс оперативной памяти и мышления, которые включаются в переработку информации на уровне реконструктивной деятельности.
Даже опытному следователю при осмотре места преступления, совершенного в условиях не очевидности, редко удается вычленить все следы, полностью отражающие динамику совершенного преступного деяния. Это связано с тем, что при непосредственном осмотре обстановка места происшествия воспринимается как совокупность множества предметов, следов и других материальных образований, где каждый объект имеет присущие ему формы, размеры, проявляет свои качества и пространственные связи во множестве объектов, составляющих место происшествия. То есть обстановка кажется целостной структурой.
На третьем этапе – предпринимается попытка объяснить системно-структурные связи, определяющие единство элементов и предметов. При этом обнаруживается, что часть объектов в данном множестве случайна. Их внешние связи с другими элементами и предметами в целом не составляют единой композиции. Так как только внутренняя упорядоченность, закономерность связей и отношений представляют системную целостность. Но пока же закономерности структуры не раскрыты, наблюдаемыми остаются множеством объектов, не сведенных в единую систему. Как правило, уже на этом этапе удается выделить часть следов, которые отражают отдельные фрагменты прошлого события.
На четвертом этапе – реконструктивная сторона деятельности следователя по самой своей сути заключается в упорядочении путем анализа и синтеза полученной в результате поисковой деятельности информации.
Успех раскрытия большинства преступлений, совершенных в условиях не очевидности, в значительной степени зависит от своевременно и верно выдвинутой версии (рабочей гипотезы), которая рождается на стыке реконструктивной и поисковой деятельности. Созданная следователем система определяется мысленно, с воспроизводством им картины преступления. Эта более или менее образная динамика событий представляет собой форму существования рабочей версии.
Обычно в мышлении следователя, особенно на первом и втором этапах расследования, создается несколько вероятных моделей складывающихся по уголовному делу версий. Степень адекватности этих моделей реальной ситуации может быть различной. Более того, нередки случаи, когда ни одна из них не соответствует объективной обстановке, фактическому положению, и лишь в дальнейшем, на более поздних этапах, следователю удается ретроспективно создать модель, адекватную реальной ситуации правонарушения. Сущность ее заключается в имеющейся у следователя мозаике признаков, соответствующей предмету доказывания для данной категории преступления. Чем богаче такая мозаика и выше возможность у следователя использовать свое умение и профессионализм, и наложить и сопоставить эти качественные признаки предметов с получаемой извне информацией, тем результативнее его так называемое «версионное мышление».
Деятельность сверхсознания (интуиции) проявляется на зрелых этапах профессионального творчества, и оно не контролируются сознанием и волей. Неосознаваемость этого представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания. При чем, за сознанием остается функция отбора этих гипотез путем их логического анализа и синтеза. Выявление негативных обстоятельств, которые опровергают выдвинутую гипотезу, создает предпосылку к активизации поисковой доминанты и построению контура для новой гипотезы (версии) совершенного преступления.
То есть, для успешного осмотра места происшествия следователю и его помощникам рекомендуется решить следующее три психологические задачи (именно в той последовательности, которая указана ниже).
Первая задача – собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.
Вторая задача – проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версию, которая объяснила бы происшедшее событие.
Третья задача – сопоставить каждую выдвинутую версию со всей обстановкой места происшествия и в ходе этого объективно отметить все противоречия (негативные обстоятельства).
Если при решении второй задачи невозможно выдвинуть хотя бы одну, достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь поторопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации). При проверке выдвинутой версии выявление противоречия, обязывает вернуться вновь к решению сначала первой, а затем второй задачи.
Однако бывают случаи, когда новая информация не поступает и вместе с тем есть основания думать, что решение задачи находится внутри данной совокупности фактов. В этих случаях созданную ранее систему обстоятельств необходимо мысленно рассыпать, расчленить снова на отдельные элементы и еще раз пересмотреть каждый из этих элементов по другим, не отраженным ранее признакам и связям. В этом проявляется основное психологическое свойство, открывать новые признаки объекта через включение его в новые связи. В новых связях одни и те же предметы, как известно, могут выступать в новом качестве.
Таким образом, психологические особенности следователя при осмотре места происшествия заключаются в преодоление привычных стереотипов восприятия различных предметов и объектов, умение разглядеть за этими стереотипами носителей нужной информации, рождающими рабочую версию правонарушения. И если в ходе проверки обнаруживается несостоятельность первоначальной версии, то продолжить поиски недостающих данных и связей. На основе этого анализа построит новую систему обстоятельств, а вместе с нею и новую версию правонарушения.
Психология допроса
Допрос обвиняемого производится следователем немедленно после предъявления ему обвинения. Он предлагает обвиняемому дать показания по существу обвинения. В тоже время следователь должен учитывать, возникающие при этом психологические проблемы.
В частности то, что человек является сложной саморегулирующейся системой, находящейся в постоянном динамическом равновесии с окружающей средой и контактирующим с ними людьми и какими-либо предметами (что в значительной степени индивидуально для каждой личности). Иными словами, у каждого человека при общении с другим человеком имеются свои диапазоны темпа и ритма беседы, своеобразная реакция на различные аргументы, свое ролевое положение и т.п.
Не учитывая все эти характеристики, практически невозможно с успехом вступить в контакт с незнакомым человеком. Следует отметить, что есть немало общительных, так называемых коммуникабельных людей, которые не задумываются о своих успехах в общении с другими людьми, так как интуитивно находят правильную линию поведения. Однако и эти люди весьма разнообразны в подходе к тому или иному человеку. Это в полной мере может относиться к талантливым следователям. Однако их творческие находки невозможно сделать достоянием коллег, так как они сами порой не могут объяснить, почему с одним человеком они говорят быстро, а с другим медленно, одному предъявляют все доказательства в течение нескольких минут, а другого длительно готовят к предъявлению основного доказательства.
Одной из ведущих характеристик допроса является закономерность его динамики, установление последовательных этапов, выявление особенностей каждого из этих этапов, раскрытие внешних и внутренних, прежде всего психологических факторов, их определяющих. Все это в должной мере относится к допросу не только обвиняемых, но и потерпевших и свидетелей. Психологически допрос обвиняемого или других процессуально значимых лиц, проводимый следователем, состоит из пяти стадий.
Первая стадия – вводная, в ходе которой следователь получает от допрашиваемого (субъекта уголовного процесса) анкетные данные (фамилию, имя, отчество, год рождения, семейное положение и т.п.). Но это только внешняя сторона. Психологическим подтекстом этой части, ее внутренним содержанием является определение неосознаваемой обоими собеседниками линии дальнейшего поведения по отношению друг к другу.
Вторая стадия – переход к психологическому контакту. Обычно на этой стадии следователь задает незначительные для существа дела вопросы. Речь может идти о трудовом и жизненном пути допрашиваемого гражданина и т.д. Но главной задачей этой части является установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым. На этой стадии определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, состояние собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте.
Третья стадия – получение от субъекта уголовного процесса основной информации, необходимой для расследования и раскрытия преступления. При правильно организованном допросе благодаря приемам, основанным на индивидуальном подходе к личности допрашиваемого, следователю удается решить эту главную задачу. Но и после получения показаний допрос как следственное действие еще далеко не окончено.
Четвертая стадия – сопоставление следователем полученной информации от допрашиваемого лица со сведениями, которые уже имеются в деле, и устранение путем дополнительных вопросов всех неясностей и неточностей.
Пятая стадия – фиксация следователем полученной в результате допроса информации и предоставление ее уже в письменном виде допрашиваемому гражданину, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает.
В ходе допроса между следователем и допрашиваемым лицом происходит обмен информацией, в котором можно выделить два психологических аспекта:
- словесный обмен информацией между допрашиваемым и допрашивающим, в том числе и констатация допрашивающим правдивости, логичности и последовательности ответов допрашиваемого, совпадающих с первоначальным изложением им криминальных событий;
- получение информации о психологическом состоянии допрашиваемой личности путем наблюдения, допрашивающего за его поведением и ее динамикой (жесты, знаки, мимика, вегетатика), микродвижения конечностями (лицом, туловищем) и т.д.
Для достижения полноценного общения следователю необходимо умело пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации. В свою очередь средства коммуникации на допросе разделяются на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные), слуховые и зрительные. Вербальное средство (речь) является универсальным средством общения людей, так как в результате ее использования менее всего теряется смысл передаваемых значений. Невербальное же средство выполняет вспомогательную функцию по отношению к вербальным средствам, которая состоит в том, чтобы повысить семантическую значимость информации вербального сообщения (жестом, мимикой). Они могут также и самостоятельно передавать содержательную информацию. В этом случае они выступают в роли знака.
В следственной деятельности значение невербальных средств полифункционально. Это связано с рядом их особенностей:
- повышают значимость вербальной информации;
- позволяют быстро и скрыто получить оперативную информацию (т.е. реализуют принципы экономичности и избыточности) и тем самым снизить неопределенность ситуации, повысить ее детерминированность для следователя);
- в совокупности с вербальными средствами или самостоятельно усиливают их доказательное значение;
- выполняют ориентировочную функцию, причем можно предположить, что в одних случаях они являются пусковыми ориентирами, в других – корректирующими.
В результате анализа допроса и полученной таким образом информации у следователя иногда появляются так называемые улики поведения в отношении обвиняемого.
Иными словами, анализируя внешние факторы поведения допрашиваемого гражданина и сличая его отрицательный ответ на поставленный вопрос о виновности, следователь приходит к выводу, что «в действительности он виновен и его словесные утверждения лживы». Естественно, что такой вывод следователя, основанный на одном его внутреннем убеждении, не является доказательством, тем более что вывод может быть ошибочным. С другой стороны, обычный жизненный опыт, профессионализм следователя и научные данные психофизиологии свидетельствуют о том, что внутреннее состояние допрашиваемого человека довольно тесно связано с внешними факторами его поведения, о которых уже говорилось выше.
Существуют методики, с помощью которых проводится диагностика причастности человека к тем или иным событиям и, в особенности, к преступлению, путем наблюдения, анализа его жестов и мимики и получения различных психофизиологических показателей.
Прежде всего, можно говорить о констатации изменений психофизических (вегетативных) показателей самим следователем путем внимательного наблюдения за поведением допрашиваемого лица (покраснение или побледнение кожных покровов, потоотделение и т.д.). При этом от развитой у многих опытных следователей профессиональной интуиции следует постепенно переходить к чувственной интуиции, основанной на научно обоснованном анализе результатов наблюдений за поведением допрашиваемого и особенно его мимики.
Мимика человека – есть органический сплав биологического и социального. В этом заключается ее выдающееся значение как объективного фактора внешнего выражения личности. С развитием общества мимические функции все более совершенствуются, дифференцируются, обогащаются все новыми и новыми нюансами. На следствии особенно важно познание произвольных и непроизвольных компонентов мимики. К последним относятся те из них, которые, не подчиняясь волевому управлению, как бы открывают следователю проявления психики допрашиваемой личности.
Взгляд допрашиваемого лица – имеет большое значение, поскольку глаза не без основания считают «зеркалом души», при этом следует обращать внимание на его установку:
- близкая установка взгляда направляется всегда на нечто конкретное, подлежащее немедленному познанию;
- взгляд, неопределенно устремленный вдаль, свидетельствует об отсутствии у человека активного интереса к конкретному окружению;
- взгляд исподлобья, устремленный вверх при опущенной, склонившейся вниз голове, говорит о негативизме личности, ее недоверчивости, замкнутости; кроме того, тот же взгляд следует расшифровать как внешнее выражение покорности, сочетающееся со стремлением замаскировать от собеседника свои истинные переживания.
Все описанные выше состояния взгляда допрашиваемого свидетельствуют об отсутствии психологического контакта и должны насторожить следователя, заставить его пересмотреть избранную им тактику.
Сужение глазной щели – в обычных условиях этот мимический знак определяет состояние значительного утомления человека, при котором в связи с понижением тонуса ослабляется мышца, поднимающая верхнее веко. В психофизиологическом аспекте это воспринимается как свидетельство усталости, вялости, равнодушия.
Мимическое исполнение глазной фракции, как правило, следует рассматривать совместно с лобной мимикой.
Лобная мимика –ее основное выражение заключается в сморщивании лба и подъеме бровей. Некоторые исследователи определяют лобную мышцу как мускул внимания. В мимическом ее аспекте различают два вида активного внимания: смотрение и наблюдение. Для смотрения характерны горизонтальные морщины лба, они является пассивно-воспринимающей функцией. Для наблюдения (это более активная функция) более типичным следует признать появление на лбу вертикальных складок, что свидетельствует о собранности и целеустремленности человека.
Ротовая мимика – расслабление мышц рта говорит о снижении активности личности, также об изумлении, неожиданности или нервном потрясении Явление расслабленной ротовой щели может также свидетельствовать о врожденной недостаточности мимики. Следует всегда обращать внимание на углы рта. В состоянии депрессии они опускаются, а при переживании психологического возбуждения – выравниваются, происходит выпрямление конфигурации рта.
Своеобразна мимика так называемого внутреннего смеха при закрытом рте. Для такого состояния характерно радостное выражение глаз и с трудом удерживаемое движение нижней части лица. В психологическом аспекте состояние внутреннего смеха следует рассматривать, как сознательное подавление положительной эмоциональной вспышки с целью уклониться от контакта с собеседником (следователем).
В общем, следует отметить, что мимику нужно воспринимать и анализировать как комплексное целое, где можно выделить следующие аспекты: подвижность, быстрота смены мимических формул и темп чередования их переходов. Именно такой комплексный анализ позволяет следователю понять состояние допрашиваемого лица, заподозрить случаи симуляции тех или иных состояний и выйти победителем в мимической диагностике.
Интерес представляют и принципы работы полиграфа (лайдетектора), или так называемого разоблачителя лжи построенного на регистрации сомато-вегетативных изменений (неконтролируемых волевым усилием), возникающих под влиянием личностно значимых раздражителей у человека.
Но главным остается психологическая подготовка следователя. Он должен уметь организовать свое психологическое состояние и владеть им. Хороший следователь обладает навыками управления и контроля за своей волей, эмоциями и действиями. Он также обязан уметь управлять в рамках закона и эмоциями допрашиваемого гражданина (например, в начальной стадии допроса тонкими профессиональными приемами гасить вспышки ненависти, зла, отчаяния). Следователю нередко приходится во время допроса выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого переходить к диалогу. Это в первую очередь относится к потерпевшим и свидетелям, которые в силу ряда причин могут находиться в угнетенном состоянии. Следователю целесообразно использовать различные параметры беседы, применять те или иные тактические приемы (в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого лица). Поэтому психологические уровни контакта при допросе условно делят на следующие.
Первый уровень – динамический, это темп, ритм и уровень напряженности; он связан с такими темпераментными особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность допрашиваемого.
Второй уровень – аргументации, это выбор аргументов, он производится с учетом возраст, специальность, интеллект, жизненный опыт и, главное – типа высшей нервной деятельности допрашиваемого.
Третий уровень – это условное определение социально-психологических отношений, он связан с ролевыми позициями допрашиваемого гражданина.
Выбор правильной тактики допроса во многом психологически зависит от определения следователем у допрашиваемого лица типа его высшей нервной деятельности и темперамента. Ведь одни и те же аргументы на людей действуют с различной силой. Следует особо подчеркнуть, что вся динамическая сторона допроса, по сути, связана с темпераментом, восприятием и мыслительными особенностями допрашиваемого гражданина. Если следователь хочет добиться успеха, он должен с учетом этого планировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженности проведения диалога.
При допросе холериков и сангвиников (сильных и подвижных типов) темп, ритм и напряженность допроса могут быть достаточно высокими, вводная стадия допроса и часть контакта могут быть сокращены до минимума, переход от одной темы к другой осуществляться без предварительной подготовки.
При допросе флегматиков (сильных, уравновешенных и инертных типов) следует учитывать такие динамические характеристики, как медлительность, в сочетании с силой нервных процессов: у такого человека сравнительно длительный период втягивания. Поэтому динамику допроса таких лиц характеризует сравнительно большая вводная часть и стадия контакта, медленный переход от освещения одного эпизода к другому, сравнительно замедленный ритм беседы.
При допросе меланхоликов (слабых, уравновешенных и тормозных типов) необходимо помнить, что одной из характерных их реакций на разные жизненные трудности (а допрос, как правило, относится к одной из таких трудностей) является склонность к охранительному запредельному торможению. Они требуют особого подхода, так, при очень высоком ритме и напряженности допроса у меланхоликов может возникнуть состояние вялости и апатии. Следует знать, что слабость нервной системы у них обычно сочетается с ее высокой чувствительностью, и поэтому меланхолики гораздо тоньше других типов реагирует на похвалу или порицание их деятельности. Одним из свойств меланхоликов является тревожность. Как известно, у тревожных людей сравнительно легче вызвать отрицательные эмоции. Их легко напугать, у них легче вызвать неудовлетворение, чем положительные эмоции.
Следователю необходимо принимать во внимание и тот факт, что все люди, как известно, обладают высшей формой отражения объективного мира – второй сигнальной системой (речью). И в психологии условно, в зависимости от преобладающих свойств нервной системы у человека (И.П.Павлов, 1949) подразделяют на три специфические типы (художественный, мыслительный, средний). В зависимости от преобладающих особенностей этого у людей превалирует манера диалога во время допроса, которые необходимо учитывать следователю
Для художественного (образного) типа человека более сильным аргументом будет сам факт правонарушения (например, представленный в виде видео или кинофрагмента, фотодокумента). При допросе такого лица наиболее действенными аргументами будут образные восприятия: предъявление фотографий, вещественных доказательств, фоторобота, рисунков и т.п. Зато статистические данные и описательная часть на него большого впечатления не произведут, хотя за ними стоят десятки подобных жертв. На них большое эмоциональное воздействие оказывают такие действия следователя как предъявление для опознания трупов и очные ставки (например, подозреваемого с потерпевшим или свидетелем). Давая показания, эти лица подробно описывают малознакомую местность, дают сравнительно точный словесный портрет того или иного лица. При необходимости восстановить в памяти ту или иную ситуацию, тот или иной эпизод, целесообразно вывозить таких лиц на место происшествия для воспроизведения показаний в конкретной обстановке.
Для мыслительного (абстрактного) типа человека, наоборот, сильно и убедительно действуют статистические данные, ознакомление с материалами ревизии, заключением экспертизы. Для них целесообразен логический анализ доказательств, обобщение конкретных фактов и их последствий. В своих показаниях эти лица склонны анализировать события с описанием причинно-следственных связей. При необходимости восстановления в памяти у этих лиц тех или иных фрагментов, им рекомендуется последовательно воспроизвести весь материал, связанный с исследуемым событием и интересующий следствие.
Для среднего типа человека характерно промежуточное положение между выше указанными типами людей, с большими или незначительными отклонениями ту (образную) или иную (мыслительную) сторону. Таких людей большинство.
Большоезначение при допросе следует придавать проблеме межчеловеческих отношений между допрашиваемым лицом и допрашивающим его следователем, которые возникают в ходе данного следственного действия. Это одна из важнейших проблем психологии допроса. Правильное разрешение этой проблемы зависит во многом от уровня профессиональных знаний, жизненного опыта и психологических навыков следователя. Характер отношений между следователем и обвиняемым влияет на результаты допроса, во многом определяет его успех или неудачу. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый свою причастность к преступлению скрывает только потому, что не доверяет следователю, относится к нему неприязненно или даже враждебно. Например, при опросе осужденных, отбывающих наказание за убийства в исправительных учреждениях, было установлено, что большинство из них, несмотря на доказанность вины, не дали на следствии правдивых показаний из-за отсутствия нормальных («уважительных») отношений со следователями (Ю.М.Антонян, 1998).
Знание психологии необходимо следователю и для определения ролевых позиций с допрашиваемым им лицом и установлению с ним необходимых психологических контактов. Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории «мы», а в следователе видит представителя другой группировки «они», то это не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия и, естественно, не способствует выполнению главной задачи допроса, – получению наиболее полной и объективной информации по делу. Отношение к следователю как к «чужому» или «врагу», не вызывает у допрашиваемого желания сообщить ему всю известную информацию о преступлении, тем более что часто речь может идти о весьма интимных вещах. Особенно это видно на допросе обвиняемого. Находящийся под стражей и приведенный из камеры к следователю человек уже в силу этого своего положения склонен делить окружающих на «мы» (обвиняемые по одному делу, их родственники, не привлеченные соучастники, другие заключенные) и «они» (в первую очередь, следователи, прокуроры, оперативные работники и т.п.). В сложной ситуации следователю нужно знать все основные социальные роли, которые исполнял допрашиваемый гражданин в жизни. И научиться направлять его к занятию такой ролевой позиции, которая бы наиболее соответствовала ситуации данного допроса и давала возможность установить с ним психологические контакты.
Способов, с помощью которых следователь может достигнуть психологический контакт с допрашиваемым лицом, множество. Однако все они подчиняются следующим общим закономерностям:
- необходимо обращение к лучшим сторонам гражданина, то есть к социально положительным его ролевым позициям;
- этически и тактически недопустимо использование негативных сторон личности допрашиваемого лица, даже если они хорошо известны.
Следователь должен хорошо знать ту положительную область человеческих отношений, на базе которой у него возможен психологический контакт с допрашиваемым лицом. Возникновение в ходе допроса психологической общности «мы» показывает обвиняемому (потерпевшему, свидетелю), что его допрашивает высококомпетентный, чуткий и внимательный человек, который пытается установить истину. И это является первым шагом следователя в социально правильном направлении по установлению ролевой позиции и психологического контакта с допрашиваемым лицом, а также признании степени вины обвиняемого в инкриминируемом деянии.
Отношение обвиняемого к совершенному преступлению, предъявленному обвинению и возможному наказанию зависит от психологической установки, которой следователь руководствовался еще в период расследования уголовного дела. Поэтому, следователь должен подвергать изучению и анализу не только мотивы, обусловленные ситуацией расследования (желание избежать ответственности, смягчить предстоящее наказание, озлобленность против соучастников, стремление быстрее освободиться от внутреннего напряжения, облегчить себе условия содержания под стражей и т.п.). Он должен обращать внимание на сформировавшиеся в течение жизни обвиняемого направленность его личности, ценностные ориентации, нравственно-этические представления, сохраняющие и в условиях расследования свою мотивирующую роль.
В зависимости от позиции обвиняемого на допросе следователь обязан добиваться такой ситуации, которая характеризуется признанием им объективно установленных фактов и готовностью давать правдивые показания. Но и такая ситуация, разумеется, не гарантирует полной откровенности обвиняемого. Он может добросовестно заблуждаться, ошибаться, неправильно понимать сущность тех или иных событий, наконец, обвиняемый, чистосердечно признавая свою вину, может подсознательно стремиться к ее преуменьшению. То есть, подготовка следователя к допросу даже в бесконфликтной ситуации должна включать знание психологии обвиняемого (как и других процессуальных лиц) и прогнозирование ошибок, которые он может допустить произвольно или непроизвольно. Прежде всего, это данные об уровне его мышления, умении анализировать явления действительности, состоянии памяти. Такое прогнозирование позволяет следователю предвидеть ошибки в истолковании внутреннего содержания событий, мотивов и целей поведения других людей и собственных побуждений, в описании деталей событий. Учет таких особенностей обвиняемого, как завышенная самооценка, не критичность к собственной личности, недоброжелательное отношение к окружающим, позволяет предвидеть вольное или невольное стремление обвиняемого к смягчению своей вины. Затрудняют работу следствия (да и суда), встречающиеся в практике следственной работы самооговор, ложное признание, а то и просто ложь. Рассмотрим их психологические особенности.
Самооговор обвиняемого – может возникнуть при кажущейся бесконфликтности в ситуации допроса. Ее вероятность усиливается, если обвиняемый отличается повышенной внушаемостью, податливостью к внешнему воздействию, неумением отстаивать свою позицию, слабоволием, склонностью к развитию депрессии, апатии, недостаточной выносливостью к психическому напряжению. В тоже время установлено, что наиболее типичными мотивами самооговора являются стремление избавить от наказания действительного виновника (которое формируется под влиянием родственных или приятельских чувств), либо продиктовано групповыми интересами (как это иногда бывает среди преступников-рецидивистов), или же достигается угрозами и воздействием заинтересованных лиц в отношении тех, кто находится в какой-либо зависимости от них (наркоман, несовершеннолетний и т.п.). Нельзя исключить возможность и того, что обвиняемый оговаривает себя из боязни огласки каких-либо компрометирующих сведений или из желания получить от заинтересованных лиц определенную материальную выгоду.
Ложное признание – психологически обычно продиктовано стремлением обвиняемого уклониться от ответственности за более тяжкое преступление. Таким путем он рассчитывает усыпить бдительность, создать себе алиби по другому делу либо доказать наличие обстоятельств, смягчающих или исключающих его ответственность и т.п. Иногда обвиняемый путем «нагромождения» ложных признаний старается запутать и затянуть расследование, предполагая впоследствии отказаться от своих показаний, когда возможность обнаружения действительно совершенного им преступления будет утрачена или затруднена.
Ложь – наиболее распространена в сочетании с правдой и увязыванием с фактами реальной действительности, которые используются в качестве опорных точек для вымысла либо трансформируются в выгодном для обвиняемого свете: одни из них преднамеренно заменяются другими, производится смещение их во времени или пространстве, придается тому или иному факту иная окраска, по другому расставляются акценты и т.п. Такие ложные показания, основанные на реальных фактах, требуют тесной увязки и согласования подлинного и вымышленного. Без этого они будут выглядеть достаточно правдоподобно. Стремление допрашиваемого гражданина придать своим показаниям видимость максимальной правдоподобности протекают часто в условиях дефицита времени и психологического напряжения во время допроса. Это обстоятельство является одной из причин возникновения в ложных показаниях неувязок и расхождений в установлении истины.
Полный вымысел сравнительно легко опровергается. Детализация и последующая проверка места, времени и других обстоятельств вымышленного события неминуемо ведут к разоблачению лжи.
Невозможно перечислить все доступные следователю и допустимые им приемы воздействия на обвиняемого. Важно отметить только, что следователь не должен прибегать к запугиванию, унижению человеческого достоинства, необоснованным обещаниям и т.п.
Допрос – это борьба за истину. Силу в этом следователю дают профессиональные знания и практика, большой жизненный опыт, психологические умения и навыки, интуитивная способность к постижению истины. Одно из первых мест в этом занимает психология диалога, при которой системный анализ дал возможность выявить использование трех уровней диалоговой формы на предварительном следствии.
Первый – это коммуникативный уровень, характерный для процесса общения с подозреваемым (обвиняемым). Это уровень выяснения отношений следователя с допрашиваемым гражданином. Здесь происходит трансформация различных форм: конфронтация, спор, полемика, психологический контакт, диалог и сотрудничество. Именно благодаря этому следователь может получить уникальную информацию о преступном событии, которой никто другой в данный момент не владеет. Далее встает вопрос о проверке достоверности этой информации и построении общей структуры доказательств по делу.
Второй – это уровень реконструктивной деятельности, для которой характерно снятие концептуальной неопределенности и проверка полученного результата (детекция ошибок).
Третий – это кульминационный уровень диалога с допрашиваемым лицом, который необходим для снятия комплекса противоречий, внутреннего напряжения или разрядки.
Таким образом, в современных условиях следователь, проводя допрос для установления истины по делу, использует самые разнообразные области человеческих знаний, которые позволяют ему расширить и увеличить каналы информации. Психофизиология, логика и паралингвистика, уголовный процесс, криминалистика и криминология – эти науки в комплексе с психологией применяются следователем при получении необходимых сведений для раскрытия преступления. Задача юридической психологии как науки заключается, в частности, в подведении психологической базы к различным методам и приемам проведения допроса.