Техники, которые я вам сейчас хочу предложить, очень мощ ные и используются для разрушения негативного реагирования на прошлые или продолжающие происходить события. Причем не важно, что послужило причиной такого реагирования — ваше соб ственное поведение или поведение других людей. Цель — разру шить причинно следственные связи, которые вызвали или продол жают вызывать негативные переживания.
«Растрескивание». Кратчайший способ разрушения негативного восприятия событий и людей
Вашему вниманию предлагается методика под названием «Ра! стрескивание», позволяющая раз и навсегда избавиться от нега! тивного восприятия какого!либо человека или события. Прежде чем применять методику, подумайте, действительно ли то, от реагирования на что вы хотите избавиться (событие, человек), совершенно бесполезно для вас и не содержит информации, кото! рую можно было бы использовать в будущем для собственного лич! ностного или духовного развития. Если полезная информация име!
ется, выделите ее и поместите в контекст новой картины, от!
бросив в разрушаемую картину только ненужное.
Уединитесь в спокойном помещении, где вас никто и ничто не потревожит. Примите удобное положение. Можете закрыть глаза. Постройте мысленный образ события (человека), от реагирования на которое вы бы хотели избавиться, нарисованным на закаленном стекле — таком, которое, разбиваясь, рассыпается на тысячи мел ких и неопасных осколков. Изо всех сил стукните по этому стеклу воображаемым молотком и пронаблюдайте, как неприятный образ рассыпается и исчезает.
Если с первого удара воображаемое стекло не разбивается, при чиной этому служат два источника сопротивления. Первый может состоять в крепости самого содержания картины. В этом случае, чтобы разрушить образ, вам нужно просто взять молоток поболь ше. Вторым источником сопротивления может быть наличие ка кой либо ценности разрушаемого образа для вас. В этом случае еще раз проанализируйте проблемную ситуацию.
Агрессоры всегда были и всегда будут. Более того, мы сами тоже для кого"то агрессо" ры и терминаторы. Помните об этом!
В особо тяжелых случаях или если у вас недостаточно развито
воображение, проведите процедуру с использованием реальных предметов — стекла и молотка. При этом, естественно, заранее по заботьтесь о безопасности своих действий как для себя, так и для окружающих — людей и среды.
Отделение своего поведения от внешних обстоятельств и поведения других людей*
При общении с манипуляторами, да и просто с людьми, зачас! тую случается, что вы, вопреки своему желанию, вынуждены вес! ти себя так, как диктует ситуация, а после испытываете сожа! ление о своем поведении, чувство вины или стыда. Методика раз! рушает зависимость от манипулятора и привычку поступать в соответствии с поведением других людей.
1. Уединитесь в комнате, где вам никто и ничто не помешает. Примите любое удобное положение. Вспомните вызвавшее негатив ные переживания событие и соответствующее ему ваше поведение. Создайте об этом событии фильм. ПЕРВЫМ кадром фильма будет ситуация, которая на один момент предшествовала началу вашего проблемного поведения, а ПОСЛЕДНИМ — момент, следующий за моментом завершения вашего «неправильного» поведения, когда напряжение уже начало спадать. Понаблюдайте, что происходит вокруг вас: что делают и говорят люди, какие слышны звуки, как выглядит место действия. Обратите внимание, как вы реагируете на этот фильм сейчас, в данный момент. Не беспокойтесь по поводу того, что чувства эти не совсем приятные. Через несколько минут вы навсегда избавитесь от них.
2. Берем первый кадр. Выделите на картинке себя. Неважно, каким способом — цветом, светом, размером, главное, чтобы вы отчетливо выделялись на общем фоне. Скажем, если весь кадр чер но белый, сделайте себя цветным. Пару раз прокрутите вперед и обратно маленький отрезок в начале фильма.
3. Начиная с первого кадра, прокрутите фильм с выделенным изображением себя вперед на УДВОЕННОЙ скорости. Контекст фильма — окружающие обстоятельства и действующие лица (то есть все, кроме вас) — должны выступать в качестве фона и дви гаться на ЗАМЕДЛЕННОЙ скорости. Вы (последний кадр вашего
«неправильного» поведения) должны появиться в конце фильма раньше, чем появится последний кадр контекста. Подождите, пока контекст не догонит ваше изображение. Короче говоря, ваше уско
* В специальной литературе это именуется субъект объектным разотожде
ствлением.
ренное поведение займет четверть общего времени фильма. Завер
шив свои действия, вы будете наблюдать, как на замедленной ско рости развертываются и завершаются еще три части фильма, име ющие отношение только к контексту.
4. Прокрутите фильм обратно — от последнего кадра к первому. Теперь вы движетесь на ЗАМЕДЛЕННОЙ скорости, а контекст — на УДВОЕННОЙ.
5. Затем прокрутите фильм на обычной скорости и проверьте, как вы теперь относитесь к своему бывшему «неправильному» по ведению и что в связи с этим чувствуете.
6. Если вы считаете, что изменения, которые произошли в ва шей реакции на ситуацию, недостаточные, прокрутите фильм еще раз, наблюдая и чувствуя себя изнутри, но при этом сделайте себя больше размером, красивее, привлекательнее, значительнее. По
лучите удовольствие от вашей новой реакции на фильм!