Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. – Минск.: «Вышэйшая школа», 2004. – 206 с.
5.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов; под ред. В.В. Тарасова. — 4-е изд., доп. и испр. — М.: Академический Проект, 2007. — 496с.
Ильин А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. - М.: ЭКСМО, 2003.
Преподаватель: доцент кафедры экологии человека гуманитарного факультета
АЛЬШЕВСКАЯ СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА.
Лекция 1. Введение в курс «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» (ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ)
Вся история человечества - это история борьбыс разного рода опасностями, стихийными бедствиями и ситуациями, которые всегда угрожали человеку во всех сферах его деятельности (производство, транспорт, научные изыскания и пр.)
Человеческая цивилизация вынуждена постоянно решать проблемы безопасности.
Известно четыре основных вида систем безопасности:
1. Система личной безопасности
2. Коллективной безопасности
3. Система Государственной безопасности
4. Система глобальной (международной) безопасности
Государство (и все мировое сообщество в целом) располагает организованной системой прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС. Это структуры МЧС, ГО, Красного крестаи пр.
Обучение населения навыкам личной и коллективной безопасности проводится всей системой обучения в семье, детском дошкольном учреждении, школе, среднем и высшем учебном заведении, по месту работы. Каждый гражданин сам должен уметь выживать в экстремальных обстоятельствах, при необходимости уметь оказывать первую само- и взаимопомощь, спасать материальные ценности.
Основным направлением обучения студентов в вузах является изучение дисциплины «Защита населения….»
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Чтобы выжить в этом мире, надо бороться, но бороться не ПРОТИВ, С КЕМ-ТО или ЧЕМ-ТО, а ЗА, за разумное, грамотное и бережное отношение к Земле, на которой живем; к делу, которое выполняем, к природе и друг к другу. Но, к сожалению, пока с каждым годом растет число опасных природных явлений, стихийных бедствий и эпидемий, промышленных и транспортных аварий, Набирает силу глобальный экологический кризис.
Постоянно возникающие ЧС наносят огромный ущерб экономике стран и здоровью жителей планеты. Особое место занимают ЧС, связанные с радиационным загрязнением окружающей среды и поражением людей. В результате Чернобыльской катастрофы радиоактивному загрязнению подверглась четвертая часть территории Беларуси (23%), каждый пятый житель республики оказался в зоне радиоактивного загрязнения. Авария на Чернобыльской атомной электростанции стала самой тяжелой из всех аварий, случившихся за весь период существования атомной энергетики. А масштабы медико-биологических, экологических, социально-экономических последствий огромны.
По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате катастроф и стихийных бедствий погибло более 30 млн. человек, и пострадало – около 1 млрд. Ежегодный материальный ущерб составил более 100 млрд. в долларах.
На земле каждый год происходят около 10 тыс. наводнений и свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары, извержения вулканов, ураганы, смерчи, цунами. В последние годы стихийные бедствия происходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 8 раз.
Критические ситуации сами по себе вынуждают людей, анализировать свои поступки, учиться выживанию. Но это с одной стороны. А с другой стороны не секрет, что в современной обществе стало появляться всѐ больше ЧС, творцом которых стал сам человек.
Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опасности. С развитием химии связано усиление опасности токсических воздействий на человека.
В прошлом веке только в авиакатастрофах погибло около 100 тыс. человек. На водном транспорте - в 1904 г пожар на пароходе "Генерал Слокум" (свыше 1 тыс. чел.). 1912 г. затонули "Титаник(1500 чел), 1939 г. - "Индигарка» (1500 чел).
И даже многие опасные стихийные бедствия – результат бездумного вмешательства человека в природное равновесие и окружающую среду (антропогенные воздействия).
• Наряду с этим отмечается низкий уровень знаний населенияо правилах поведения в ЧС, приемах самозащиты и выживания в условиях ЧС и ликвидации их последствий,
• Низкий уровень знаний и отсутствие навыков оказания населением первой медицинской само- и взаимопомощина месте происшествия