Стекло — переохлажденный расплав сложного состава из смеси силикатов и других веществ. Отформованные стеклянные изделия подвергают специальной термической обработки — обжигу.
Оконное стекло выпускают в листах размером 1600×2550 мм пяти сортов.
По толщине стекло делят на одинарное (толщиной 2 мм); полуторное (2,5 мм); двойное (3 мм); утолщенное (4-10 мм).
Витринное стекло выпускают полированным и неполированным в виде плоских или гнутых листов толщиной 6-12 мм. Применяют его для остекления витрин и проемов.
Стекло листовое высокоотражающее — это обычное оконное стекло, на поверхность которого нанесена тонкая полупрозрачная отражающая свет пленка изготовленная на основе окиси титана. Стекло с пленкой отражает до 40 % входимого света, светопропускание 50-50 %. Стекло уменьшает просмотр с наружной стороны и снижает проникание внутрь помещения солнечной радиации.
Стекло листовое радиозащитное — это обычное оконное стекло, на поверхность которого нанесена тонкая прозрачная экранирующая пленка. Экранирующую пленку наносят на стекло в процессе его формирования на машинах. Светопропускание не ниже 70 %.
Армированное стекло — изготавливают на поточных линиях методом непрерывного проката с одновременным закатыванием внутрь листа металлической сетки. Это стекло имеет гладкую, узорчатую поверхность, может быть бесцветным или цветным.
Стекло теплопоглощающее обладает способностью поглощать инфракрасные лучи солнечного спектра. Оно предназначено для остекления оконных проемов с целью уменьшения проникания солнечной радиации внутрь помещений. Это стекло пропускает лучи видимого света не менее чем на 65 %, инфракрасных лучей не более 35 %.
Стеклянные трубы изготавливают из обычного прозрачного стекла способом вертикального или горизонтального вытягивания. Длина труб 1000-3000 мм, внутренний диаметр 38-200 мм. Трубы выдерживают гидравлическое давление до 2 МПа.
Ситаллы получают путем введения в расплавленную стеклянную массу специального состава катализаторов кристаллизации. Из такого расплава формируют изделия, затем их охлаждают, в результате чего расплавленная масса превращается в стекло. При последующей тепловой обработке стекла происходит его полная или частичная кристаллизация — образуются ситаллы. Они имеют большую прочность, малую среднюю плотность, высокую износостойкость. Их применяют при облицовке наружных или внутренних стен, изготовление труб, плит для полов.
Стемалит представляет листовое стекло различной фактуры, покрытое с одной стороны глухими керамическими кристаллами разного цвета. Изготавливают его из неполированного витринного илипрокатного стекла толщиной 6-12 мм. Применяют его для наружной и внутренней облицовки зданий, изготовления стеновых панелей.
* * *
СРО №41
(к АРМу №28)
Выучите стихотворение В. Высоцкого «Вершина»
Здесь вам не равнина – здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть, –
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал –
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
И пусть говорят – да, пусть говорят!
Но нет – никто не гибнет зря,
Так – лучше, чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд, –
Пройдут тобой не пройденый маршрут
Отвесные стены – а ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай.
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени. Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони – ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди.
Владимир Высоцкий
Прочитайте текст, переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
Александр Белл
Александр Белл – американский ученый, изобретатель и бизнесмен, основоположник телефонии.
Телефон, самое знаменитое из изобретений Белла, сделал его богатым. Но большая часть научных трудов и изобретений Белла была посвящена усовершенствованию средств общения для глухонемых. Он читал лекции и занимался с глухонемыми учениками, многих из которых научил говорить…
Александр Белл родился 3 марта 1847 года в шотландском городе Эдинбурге. В 13 лет Белл окончил Королевскую школу в Эдинбурге. А в свои 16 лет получил должность учителя красноречия и музыки в Академии Уэстон-Хауз. В 1870 году Беллы обосновались в городе Брэнтфорд, провинция Онтарио.
Еще в Шотландии Белл начал интересоваться возможностью передачи сигнала по каналам электросвязи. В Канаде он продолжил заниматься изобретательством, в частности создал электрическое фортепиано, приспособленное для передачи музыки по проводам.
В 1876 году он получил патент, описывающий «метод и аппарат для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн». Фактически речь шла о телефоне.
В 1877 году он вместе с двумя партнерами основал компанию «Белл телефон», а год спустя в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, представил работу первого телефонного коммутатора. В этом же году Белл женился на своей ученице Мейбел Хаббард, а в 1882 году он стал гражданином США. Национальное географическое общество США создано при участии Белла.
Белл скончался 2 августа 1922 года в своём поместье близ города Баддек. После его смерти все телефоны Соединённых Штатов были отключены на минуту молчания в честь памяти Белла.
* * *
СРО №44
(к АРМу №30)
Выучите стихотворение Р. Рождественского «Вдогонку комете Галлея»
Когда ты еще раз примчишься, комета,
устав от скитаний во мгле,
С орбиты сойди и побудь до рассвета
на этой спокойной Земле...
Когда ты еще раз примчишься, комета,
то четное множество тайн —
от тайны Шекспира до тайны Гомера —
на наших глазах разгадай...
Посол ниоткуда. Письмо без конверта.
Космический свет вечевой...
Когда ты еще раз вернешься, комета,
застань эту Землю живой.
СРО №45
(к АРМу №30)
Подготовьте презентацию на тему «Будущее Земли и человечества», используя материал текстов [cм. с. 232-234]