Москву и Санкт-Петербург всегда противопоставляли друг другу. Действительно, они совсем не похожи: “строгий, стройный вид” Петербурга, как писал о нем А.С.Пушкин, его геометрически четкие линии, классическая архитектура европейского стиля, плоская, ровная местность – и расположенная на холмистой местности Москва, ее извилистые улицы, соседство древнерусской архитектуры с более поздними классическими образцами. Петербург строился по плану, Москва, основанная князем Юрием Долгоруким, веками строилась стихийно. Москве исполнилось 865 лет осенью 2012 года, и история Российского государства отразилась в ее облике – Петербургу исполнилось 310 лет в 2013 году, и в его облике отразилась история Российской империи.
Само строительство Санкт-Петербурга было вызовом Москве. Петр I создавал его как европейскую столицу новой России, противостоящей Московской Руси. При Петре I Петербург был символом молодой, прогрессивной России, Москва считалась оплотом традиций и консерватизма, и вместе с тем она оставалась в русском сознании исконно русским центром, «матушкой Москвой». Так стало в России две столицы.
Российская империя укреплялась, и Петербург, имперская столица, стал восприниматься многими как город придворной аристократии, город чиновников-бюрократов, бездушный и холодный, а хлебосольная Москва – как средоточие русской души.
Сегодня Москва и Санкт-Петербург сохраняют свое значение и свои традиции. Москва, хотя внешне она быстро и успешно европеизируется, остается городом с русским национальным колоритом. В Москве реставрируются и воссоздаются многие древнерусские архитектурные памятники, церкви, возрождаются национальные традиции праздников. Москва – самый богатый город России и одна из самых дорогих столиц мира.
Петербург стремится вернуть облик «блистательного Санкт-Петербурга» конца XIX века, поддерживать традиционно высокий уровень культуры, искусства и науки. Однако новое в жизни и облике городов связано с властью коммерции. По мнению деятелей культуры и большинства жителей, коммерческий дух не украшает ни Москву, ни Санкт-Петербург, но они переживут и этот период. Наверное, нет смысла спорить, какой город лучше: Россию невозможно представить и без Москвы, и без Петербурга.
Текст 19.
***
Каждый народ имеет свои традиции, привычки, неписаные правила бытового и общественного поведения, шкалу ценностей, которые обусловлены его мировосприятием и умонастроением - менталитетом, сложившимся под влиянием многих исторических факторов. Народный характер многогранен, однако в национальных стереотипах закреплены две-три черты, которые являются или считаются наиболее типичными для того или иного народа.
Когда говорят о русских, часто называют взаимоисключающие черты: духовность, широта, щедрость – с одной стороны, а с другой стороны – лень, неорганизованность, бесхозяйственность. Общеизвестно долготерпение русского народа, вместе с тем много говорится о его бунтарстве и анархизме, о чем свидетельствует российская история. Все это отмечают в своем народе сами русские. Русская литература запечатлела многосторонность и поляризованность национального характера. Достоевский глубже других проник в психологию русского человека, при этом он противопоставлял его европейцам и порой в недостатках русской натуры видел парадоксальное продолжение ее достоинств. Герои Достоевского нередко даже бравируют этим: «... в катехизис добродетелей и достоинств цивилизованного западного человека вошла в виде главного пункта способность приобретения капиталов. А русский не только не способен приобретать капиталы, но даже расточает их как-то зря и безобразно», - говорит устами одного из своих героев великий писатель, но говорит это без осуждения.
Очень много строк, написанных с большой и трепетной любовью, поэты и писатели посвятили своей стране.
Люблю Россию я, но странною любовью.
Не победит ее рассудок мой... - признавался М.Ю.Лермонтов.
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
Так писал уже в XX веке Александр Блок.
Н.А.Некрасов, любимый в народе классик XIX века, выразил свое понимание России, может быть, самое точное:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В наше время широкую известность получили строки Федора Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.
Текст 20.
Экология культуры
Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, если не уничтожена порода животных или вид растений целиком. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне.
Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.
«Запас» памятников культуры, крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью.
Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.
Это не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком". А это значит только то, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на изучении корней, из которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Так же точно следует сказать, что следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание.
(Д.Лихачёв. Заметки о русском)
Текст 21.
***
— Боже, какая красота! Этот человек умеет чувствовать радость жизни!
— Точно. В его произведениях столько света, тепла, солнца. В каждой картине – солнечные краски. Он любит этот мир.
— Да. Обрати внимание на эту картину! Ты только посмотри, как художник передает движение воздуха! Я буквально чувствую, что мы поднимаемся в горы, а вокруг – жара.
— Да, воздух как живой. Но мне больше нравится изображение ручья вот на той картине. Посмотри, вода тоже как живая, а трава и цветы – их так и хочется взять в руки. И еще – небо. Такого голубого неба я давно не видел. Какие сочные, яркие краски! Жаль, что я сам не могу так писать. Могу только восторгаться творениями других.
— Как хорошо, что ты уговорил меня пойти сегодня сюда. И как жаль, что скоро этих картин здесь уже не будет. Кстати, вот и сам художник идет. Давай подойдем к нему и выразим свой восторг. Он будет рад. Пойдем, поблагодарим художника за доставленное удовольствие и пожелаем дальнейших успехов в творчестве.
Текст 22.
Валентин Серов
Валентин Серов — один из самых известных художников конца XIX — начала XX века.
Он родился 7 января 1865 года. Отец Серова был профессором консерватории, автором популярных опер. Мать была студенткой консерватории. Их близкими друзьями были знаменитые музыканты, художники, ученые.
Когда Серову было шесть лет, неожиданно умер отец. В их шумном доме сразу стало тихо и скучно. Осенью 1875 года Серов поступил в гимназию и одновременно продолжал учиться рисовать. Серову не было еще и шестнадцати лет, когда его учитель, известный русский художник Илья Репин, сказал: «Ну, пора поступать в Академию».
В 1880 году Серов стал студентом Петербургской академии художеств, но учеба в Академии (про-грамма, преподаватели) быстро разочаровали Серова, а за несколько месяцев до окончания он бросил Академию, хотя ему обещали дать медаль и деньги для продолжения учебы за границей. Но Серову уже надоело чувствовать себя учеником, ему захотелось независимости.
В 23 года Серов решился показать свои картины на всероссийской выставке в Москве. Все его работы были приняты, хотя молодым начинающим художникам было трудно попасть на эту выставку. Кроме того, все картины Серова были куплены прямо на выставке. А одна из его работ была куплена знаменитым коллекционером П. Третьяковым, который поместил ее в в Третьяковской галерее.
Огромный успех на выставке сделал Серова не просто известным, но и модным художником. Он получал множество заказов на портреты. И художник не отказывался от заказов, даже если люди, которых он рисовал, не всегда ему нравились. Для него главным было понять и показать внутренний мир человека со всеми его плюсами и минусами. Неудивительно, что люди, которых рисовал знаменитый Серов, часто были недовольны своим портретом и называли его «злым художником». Он был очень честным человеком, прямым по характеру.
Умер Валентин Серов 22 ноября 1911 года. На его похоронах много говорили о таланте художника, но еще больше говорили о том, что Серов был совестью русских художников.
Текст 23.
***
Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда в красный и синий, оружие - в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краской.
Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. «Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям», - сказал один ученый.
Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово «мел»), лучшую желтую – из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть «фреска». А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке – этот способ потом назывался «темпера», так работали средневековые иконописцы.
(М.Гаспаров)
Текст 24.
Большой театр
Большой театр – один из старейших музыкальных театров России. Трудно подсчитать, сколько спектаклей было поставлено, сколько поколений актеров сменилось, сколько миллионов зрителей, побывав здесь, приобщилось к великому чуду искусства.
А начинался театр так: в 1776 году московский губернский прокурор П. В. Урусов получил от правительства привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений...» Он построил театральное здание, которое получило название «Петровский театр», так как стояло на углу улицы Петровки. Это был первый в Москве постоянный театр. В нем ставились оперы, драмы и балеты.
В 1825 году на месте старого Петровского театра был построен новый. Его назвали Большой театр, и действительно, он вполне оправдывал это название: здание было вторым в Европе по величине после знаменитого миланского «Ла Скала». В 1853 году, после пожара, помещение театра было значительно перестроено. Архитектор Альберт Кавос сохранил общую схему здания, но сильно изменил его пропорции – театр был надстроен и стал выше.
В 1921 году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены начались в 1921 году и продолжались в течение двух лет. В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания
При перестройке зал был расширен, его форма несколько изменена для улучшения акустики. Охваченный пятью ярусами, театр имеет 2150 мест. Большой театр стал таким, каким его знают сегодня все любители искусства.
В марте 2010 года Большой театр начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира, а в 2012 году началась трансляция балетных постановок на канале "YouTube" на территории России.
Текст 25.
***
С известной русской балериной Майей Михайловной Плисецкой я встретилась во Франции. Она выступала в Парижском театре оперы и балета. Когда я разговаривала с ней, я узнала, что для Майи Плисецкой вопроса «Кем быть?» не было, потому что еще не научившись хорошо ходить, она уже танцевала. Она всегда знала, что будет балериной.
Плисецкая родилась в московской семье, где все занимались искусством. С детства она слышала рассказы о жизни театра, об искусстве, музыке.
Майя училась в Московской балетной школе у опытных педагогов. Майя была очень талантливой девочкой. Природа дала ей все: легкие ноги, красивые руки, музыкальность. Все это ставило девочку на первое место в классе. Преподавателям работать с ней было просто и интересно.
Но природные способности иногда мешали Майе. Она очень долго не могла понять, что танец – это, прежде всего труд, тяжелый труд каждый день. И она очень переживала, когда в танце что-то не могла сделать.
Так было много лет назад. Шли годы. Майя Плисецкая училась не только танцевать, но и работать, работать постоянно, ежедневно.
У Плисецкой был талант и огромная работоспособность, поэтому она стала одной из самых известных балерин мира. Однажды Майю спросили: «Сколько лет вы учились танцу?» Она ответила: «Всю жизнь и каждый день».
Текст 26.
День открытых дверей
В театральном институте день открытых дверей. Толпа абитуриентов нетерпеливо гудит на улице. Из дверей главного входа неожиданно появляется пожилой актер с благородным лицом. Следом, слегка отстав, торопится ассистент.
—Дорогие друзья! — хорошо поставленным голосом обращается актер к абитуриентам.— Вы мечтаете посвятить себя прекрасной профессии...
— Пятьдесят человек на место! — испуганно шепчет ему на ухо ассистент.
Толпа у института немного увеличивается. Некоторые абитуриенты ловко залезли на окружающие институт деревья.
— Народ очень благодарен вам,— продолжает актер,— потому что мы несем ему светлое, чистое...
— Сто человек на место! — в панике шепчет ассистент.
— Мы представляем наше искусство во всем мире,— почти вдохновенно вещает актер.
— Двести человек на место! — в отчаянии заламывает руки ассистент.— Что мы будем делать с ними на экзаменах?
Ветки деревьев, потрескивая, совсем согнулись под тяжестью абитуриентов...
— Бывает, конечно, и так,— продолжает пожилой актер,— что многим приходится всю жизнь играть только за сценой.
— Сто пятьдесят человек на место,— с облегчением бормочет ассистент.
Пожилой актер трагически вздыхает: — Бывают, конечно, некультурные зрители, которые после спектакля грубо сводят счеты с актером ... Вот когда я играл Полония, сторонники Гамлета устроили мне легкое сотрясение мозга...
— Пятьдесят человек на место! — открыто ликует ассистент.
Пожилой актер тяжело вздыхает и с горечью говорит: — Режиссеры кричат на нас целыми днями... И на зарплату нашу, честно говоря, не разживешься.
С деревьев медленно сползали последние абитуриенты.
— Полчеловека на место! — радостно восклицает ассистент...
Вскоре перед институтом осталась одна девушка.
— Вы определенно будете актрисой! — торжественно произнес пожилой актер.— Раз уж вы не испугались трудностей. (По Л. Корсунскому.)
Текст 27.
Фестивальная жизнь
Несмотря на кризисную ситуацию, в России регулярно проводятся кинофестивали. В последнее время их количество даже увеличилось. Фестивали способствуют популяризации отечественного кино среди зрителей; они нужны и кинематографистам: здесь режиссеры знакомятся с творчеством друг друга, открывают для себя новых актеров. Во время встреч со зрителями деятели кино имеют возможность почувствовать их настроение, понять их интересы и ожидания, а также объяснить свое понимание задач и специфики сегодняшнего кино. Фестиваль – достаточно объективный показатель уровня развития киноискусства, он же высвечивает и главные недостатки, проблемы отечественного кино. Наконец, фестиваль – всегда праздник и для зрителей, и для создателей фильмов.
В России возродился международный Московский кинофестиваль. Он еще не достиг высокого уровня, но главное, что традиция продолжается. Самым известным и представительным российским кинофестивалем является «Кенотавр», который ежегодно проводится в Сочи и собирает много участников и зрителей. Этот фестиваль открыл для широкого показа фильмы «Кавказский пленник», «Барышня-крестьянка» (по повести А.С.Пушкина), «Брат», имеющие большой успех у зрителей. В Санкт-Петербурге проходят отечественные фестивали «Виват, Россия!» и «Фестиваль фестивалей», на который отбираются фильмы, уже признанные лучшими. Получил известность и петербургский фестиваль документального кино «Послание к человеку». Особое место занял кинофестиваль в городе Выборге - «Выборгский кинофестиваль», благодаря теплой, непринужденной атмосфере, широкому отклику всего населения этого небольшого городка, праздничному настроению, созданному организаторами. В Гатчине, под Петербургом, проводится интересный фестиваль «Литература и кино», вызвавший международный резонанс. В нем участвуют кинематографисты бывших союзных республик, а также польские и канадские деятели кино. Все это дает надежду, что российское кино впереди ждут большие успехи.