В зависимости от назначения здания подразделяют на гражданские, промышленные и сельскохозяйственные.
К гражданским зданиям относят здания, которые предназначены для обслуживания бытовых и общественных потребностей людей. Эти здания разделяют на жилые (дома, общежития) и общественные (административные, учебные, торговые, учреждения здравоохранения и др.). Жилые здания предназначаются для постоянного или временного пребывания людей. Общественные здания предназначаются для осуществления в них определенных функциональных процессов, связанных с образованием, здравоохранением, отдыхом и т.п.
Промышленные здания (заводы, фабрики, электростанции) предназначаются для осуществления в них производственных процессов.
К сельскохозяйственным зданиям относят животноводческие строения (птичники, конюшни, коровники, теплицы, овощехранилища и др.).
Гражданские здания, возводимые обычно по типовым проектам, называют зданиями массового строительства. К ним относят жилые дома, ясли и детские сады, школы, небольшие магазины и др.
Крупные общественные здания государственного или культурного значения (здания правительственных учреждений, театры, музеи и т.п.) называют уникальными. Их строят обычно по индивидуальным проектам.
В зависимости от материала, из которого выполнены стены, здания подразделяют на кирпичные, бетонные, железобетонные, деревянные, саманные и др.
По виду и размеру строительных изделий и способу выполнения строительных работ различают здания из мелких штучных элементов, сборные из крупноразмерных элементов – крупноблочные и крупнопанельные, а также из монолитного железобетона. Стены, перекрытия, покрытия, перегородки, лестницы крупноблочных зданий монтируют из крупных блоков. Крупнопанельные здания монтируют из сборных крупноразмерных плит (панелей). Из панелей собирают стены, перегородки, перекрытия и др.
По этажности гражданские здания подразделяют на малоэтажные, многоэтажные, здания повышенной этажности и высотные.
Конструктивной схемой здания называют систему вертикальных (стены, столбы) и горизонтальных (перекрытия, покрытия) элементов, которые воспринимают все нагрузки на здание и обеспечивают ему устойчивость.
Различают две основные конструктивные схемы зданий – с несущими стенами и каркасную. В зданиях с несущими стенами нагрузки от перекрытий и крыши воспринимают стены. В каркасных зданиях все нагрузки передаются на каркас, который представляет собой систему связанных между собой вертикальных колонн и горизонтальных балок, называемых прогонами или ригелями.
* * *
СРО №26
(к АРМу №18)
Выучите стихотворение
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной
Упоительной и безотрадной.
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной.
Выдающейся и заурядной.
Откровенной, нелицеприятной.
А бывает просто суетной.
Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолетной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной...
Правда же бывае только правдой
СРО №27
(к АРМу №18)
Подготовьте реферат на тему «Казахстан – центр экотуризма».
* * *
СРОП №10
(к АРМу №19)
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему:«Только в труде велик человек»
СРО №28
(к АРМу №19)
Прочитайте текст, переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
В настоящее время мы на каждом шагу встречаемся с небывалым взаимопроникновением различных сфер научного познания. Становятся практически неуловимыми границы между точными и гуманитарными науками, между наукой и искусством. Прокладываются неожиданные мосты между ранее далёкими друг от друга областями знаний, деятельности, увлечений. Похоже, что людей перестаёт удовлетворять их узкопрофессиональная деятельность. Одарённый математик вдруг бросается в лингвистику, а то и в литературоведение; опытный врач начинает заниматься вычислительными машинами, изучает университетский курс высшей математики... Отметим, что во многих случаях мы здесь наблюдаем не «профессионализм» в одной области и «дилетантизм» в другой, а, можно сказать, два «параллельных» профессионализма, взаимно поддерживающих и взаимно обогащающих друг друга. Вместо замкнутости, ограниченности мы всё чаще встречаем необыкновенную разносторонность.
Когда-то, в очень далёкие времена, когда учёных было мало, существовал тип учёного-универсала, одновременно философа, геометра, художника, литератора, изобретателя. В дальнейшем история культуры пошла в направлении всё более узкой специализации, чёткого разграничения различных отраслей. По-видимому, сегодня мы возвращаемся (разумеется, на другом уровне) к некоей синтетической культуре, объединяющей ранее разобщённые направления.
Почему именно сейчас? Потому что сейчас, как никогда, необходима не разработка отдельных узких вопросов, а комплексное изучение разносторонних проблем, в частности, проблемы управления, где в качестве ведущих факторов выступает не только техника, технология, материальные ценности, но и причудливый мир людских склонностей, настроений и взаимоотношений.
В наше время происходит универсальная математизация науки. Математические методы проникают не только в физику, технику, где они господствовали с давних времён, но и в экономику, биологию, социологию, психологию, литературоведение, эстетику.
С первого взгляда это вторжение точных наук в чисто гуманитарные области может показаться односторонним. Вроде бы точные науки наступают на гуманитарные, а последним остаётся только почтительно посторониться. На самом деле это совсем не так. Здесь происходит не одностороннее наступление, а взаимное проникновение и влияние двух сфер. Проникая в ранее чуждые им области, сами математические методы трансформируются, становятся не такими жёсткими, приобретают несвойственные им прежде «гуманитарные» черты, точные науки на глазах «гуманитаризуются». А некоторые исследования, выполненные с помощью математических методов, самым непосредственным образом смыкаются с искусством.
* * *
СРО №29
(к АРМу №20)
1. Составьте тексты поздравлений (3) на знаменательные события (на свадьбу, день рождения, юбилей) [ cм. образец 1-11 на с. 235-236 ].
2. Выучите стихотворение
Друг, как любовь, возникает спонтанно, Как стужа в июле, как гром в январе. И чаще является он, как ни странно, Не в юности нашей, а в мудрой поре. Вчера ещё он – незнакомый прохожий, Ни «здравствуй» при встрече, ни после – «пока». И вдруг, вы, казалось, ни в чём не похожи, Слились воедино, как в русле река!
Когда всё не так и душа изнывает, И солнечный день, словно тёмная ночь, Друг искренне нашей беде сострадает, И словом, и делом стремится помочь. Как радужный свет от вечерней зарницы Ваш друг, как бы ни был от вас далеко, На крики отчаянья всё бросит, примчится И вы, окрылённый, вздохнёте легко.
СРО №30
(к АРМу №20)
Подготовьте презентацию о национальных казахских обычаях и традициях, используя материал текстов [см. с. 231-232]
* * *
СРОП №11
(к АРМу №21)
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Может ли творческий человек быть доволен собой?»
СРО №31
(к АРМу №21)
Прочитайте текст, переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
Изобретатель радио
Александр Степанович Попов родился 4 марта 1859 года на Урале в маленьком поселке Пермской губернии. В семье его отца, местного священника Степана Петровича Попова (1827—-1897), кроме Александра было ещё 6 детей. Жили более чем скромно.
После окончания общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии (1877 год) Александр успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета.
Окончив университет в 1882 году, А. С. Попов получил приглашение остаться там для подготовки к профессорской деятельности по кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он поступил преподавателем физики, математики и электротехники в Минный офицерский класс в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Одновременно в 1889—1898 годах в летнее время заведовал главной электростанцией Нижегородской ярмарки. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний.
С 1901 года Попов — профессор физики Электротехнического института императора Александра III. Также Попов был Почётным инженером-электриком (1899) и почётным членом Русского технического общества (1901).
В 1905 году учёный совет института избрал А. С. Попова ректором. Скоропостижно скончался 31 декабря 1905. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
* * *
СРО №32
(к АРМу №22)
Выучите стихотворение Б.Окуджавы «Живописцы»
Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти словно листья.
Словно листья,
словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим поТверской.
Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось!
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...
Что гадать нам: удалось — не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, нашу зиму и весну...
Ничего, что мы — чужие.
Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню. .
СРО №33
(к АРМу №22)
Подготовьте реферат на тему: «Великий художник».
* * *
СРОП №12
(к АРМу №23)
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «О вкусах не спорят»
СРО №34
(к АРМу №23)
Прочитайте текст, переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.