Много удивительных превращений претерпевает кусок дерева, прежде чем станет белыми, блестящими листами бумаги.
Срубленные в лесу стволы деревьев очищают от коры и сучьев и распиливают на бревна. На целлюлозно-бумажном комбинате их режут и рубят в мелкую щепу, которую затем погружают в небольшие котлы и варят в растворе сернистой кислоты и сернистокислого кальция. Щепа превращается в сплошную волокнистую массу. После этого она поступает в мешальные бассейны, откуда подается на бумагоделательные машины. Поток жидкой массы попадает на движущую сетку. Сквозь сетку вода стекает, и бумажная масса постепенно густеет. И вот между валами прессов появляется длинная лента бумаги. Её подают в сушильную часть машину. После просушки бумагу глазируют и разрезают на листы.
В мировом производстве бумаги большая часть приходится на долю ели. В наш век бурного прогресса цивилизации потребность в бумаге исключительно велика и ее нужно огромное количество. Статистики подсчитали: за один год во всех странах мира вырабатывают столько бумаги, что, если из нее сделать один целый лист обычной толщины, он будет иметь фантастические размеры – в него можно завернуть весь земной шар!
Бумага – это только часть продукции, получаемой из древесины. Из древесины приготовляется и целлюлоза. После химической и механической обработки из целлюлозы получают вискозный раствор. Проходя под давлением сжатого воздуха через мельчайшие отверстия в прядильных машинах, вискоза превращается в тонкие шёлковые нити, из которых потом изготавливают искусственный шёлк. Замечательные свойства вискозы дали возможность химикам делать искусственную шерсть и искусственный мех. Из вискозного волокна изготовляют также корд для автомобильных шин.
Если обработать целлюлозу смесью азотной и серной кислот, получится нитроклетчатка – основа для изготовления бездымного пороха, лака, фото- и киноплёнки. Из материалов, полученных в результате химической обработки целлюлозы, делают портфели, сумки, чемоданы, покрытия для мебели и сидений в автомобилях и автобусах.
Не только древесина, но и её отходы превращаются в ценные продукты. Из хвои получают духи, из опилок спирт.
* * *
СРО №11
(к АРМу №8)
Выучите наизусть стихотворение Б.Окуджавы «Когда метель кричит как зверь».
Когда метель кричит, как зверь —
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь, —
Пусть будет дверь открыта.
А если ляжет дальний путь,
Нелегкий путь, представьте,
Дверь не забудьте распахнуть,
Открытой дверь оставьте.
И, уходя, в ночной тиши
Без долгих слов решайте:
Огонь сосны с огнем души
В печи перемешайте.
Пусть будет теплою стена
И мягкою скамейка...
Дверям закрытым — грош цена,
Замку цена — копейка.
СРО №12
(к АРМу №8)
Подготовьте презентацию об одном (на ваш выбор) изобретении XX-XXI вв, расскажите о времени и цели его создания / открытия, о его пользе и вреде для человека [ см. с. 227-228]
* * *
СРОП №5
(к АРМу №9)
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Что такое счастье?»
СРО №13
(к АРМу №9)
Прочитайте текст, переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
В IV веке до н. э. греческий мыслитель Аристотель описал ряд терминов и понятий рыночной экономики, такие как товар, стоимость, потребительная стоимость, деньги, которые до сих пор составляют основу теории и практики рынка. Кстати, именно Аристотель первым ввел понятие «экономика», соединив греческие слова «ойкос», что означает дом, хозяйство, и «номос» — закон. Таким образом, изначально экономика определяется как законы, правила ведения хозяйства. Аристотель называл имущество, природные ресурсы, товары естественным богатством, а деньги — искусственным. Он также ввел понятие «хрестоматика», т. е. искусство делать деньги. Слово «деньги» (деньга) заимствовано из тюркского. Татарское «тэнгэ» — «серебряная монета, рубль».
Деньги — очень сложная вещь. В истории были случаи, когда пытались построить экономику без денег, но ничего из этого не получилось. Деньги существуют так же давно, как и сама человеческая цивилизация. Еще в V веке до нашей эры персидский царь Дарий совершил экономическую революцию в своем государстве, введя в обращение монеты.
Деньги — это предмет, который каждый человек держал в руках и знает, что это такое. О них сказано очень много, написано много научных трудов и художественных произведений, песен и пословиц, поговорок и острот: «С деньгами не шутят, а без них тем более», «Человек с деньгами — это зло, а без них он еще злее», «Не в деньгах счастье», «Как только люди придумали деньги, так тут же встали перед проблемой, где их взять».
Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и потратить. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Деньги — это предмет, который каждый человек держал в руках и знает, что это такое. О них сказано и написано очень много. Деньги — могучая общественная сила, способная творить добро и зло, о чем образно писал Шекспир:
Тут золота довольно для того,
Чтоб сделать все чернейшее белейшим.
Все гнусное — прекрасным,
всякий грех—правдивостью,
все низкое — высоким.
Трусливого — отважным храбрецом.
Все старое — и молодым, и свежим.
* * *
СРО №14
(к АРМу №10)
1. Составьте тексты деловых бумаг (письмо-предложение, рекомендательное письмо, письмо-соболезнование, служебная записка) [cм. образец 1-4 на с. 238-239].
2. Выучите наизусть стихотворение
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!
И каждому делу, и каждой работе
На каждой бахче, и на каждом заводе.
И в поле, и в море, и в небе по праву
Высокая честь и народная слава!
А всё начинается в школе за партой,
У классной доски и над контурной картой.
С нелёгкой задачки, с домашних заданий
К вершинам труда и отважных дерзаний.
Сегодня ты школьник, а завтра – рабочий,
Колхозник, учёный, моряк или зодчий.
Для каждого нужное дело найдётся,
Кто с детства всерьёз за работу берётся.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!
СРО №15
(к АРМу №10)
Подготовьте реферат на тему «Из истории моей профессии»
* * *
СРОП №6
(к АРМу №11)
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Жизненный успех. Как я его понимаю»
СРО №16
(к АРМу №11)
Прочитайте текст, переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
Русские меценаты
В 1991 году в Москве отмечали сто пятьдесят лет со дня рождения русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, который очень много сделал для развития русской культуры.
Русские богатые люди были очень щедры, они строили больницы, церкви, приюты, школы, музеи. На свои средства строили города на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.
Среди русских купцов и промышленников было много меценатов: братья Третьяковы — основатели Третьяковской галереи в Москве, Савва Тимофеевич Морозов, который участвовал в создании Московского Художественного театра, и многие, многие другие. В доме Морозова собирались актеры, художники, писатели. Его дом был центром культурной жизни Москвы. Известным меценатом был и Савва Иванович Мамонтов.
Савва Мамонтов родился в семье крупного промышленника. Его отец занимался строительством Российской железной дороги. Сын продолжил дело отца. Но круг интересов Саввы Ивановича, человека культурного и образованного, был очень широким. Уже в юности Савва Иванович увлекался искусством, музыкой, мечтал стать певцом. После учебы в Петербургском горном институте и Московском университете молодой Мамонтов поехал в Италию. В Италии он брал уроки пения. Однако стать певцом он не смог. Отец хотел, чтобы сын продолжал его дело, и Савва вернулся в Россию. В России Мамонтов занимался строительством Ярославской железной дороги. Но в доме его, как и в доме Саввы Морозова, собирались люди искусства: писатели, художники, артисты. В его подмосковном имении Абрамцево жили и работали известные русские художники Виктор Васнецов, Илья Репин, Михаил Врубель, Василий Поленов, Валентин Серов.
Крупный промышленник Савва Мамонтов был человеком удивительно талантливым. Он был и певцом (у него был прекрасный бас), и скульптором, и поэтом, и драматургом. В его домашнем театре в Абрамцеве в числе других пьес ставили и пьесы Мамонтова. Нередко сам Мамонтов играл в своем театре. В 1895 году Мамонтов открыл Русскую частную оперу. В 1896 году он пригласил в свою оперу начинающего певца Федора Шаляпина. Именно на сцене этого театра Шаляпин создал все свои основные партии: Ивана Сусанина, Бориса Годунова и другие. Мамонтов открыл зрителю огромный талант Шаляпина, помог молодому Федору стать всемирно известным певцом Федором Шаляпиным. Многие художники конца XIX — начала XX века вспоминали, какую роль в их жизни сыграла помощь и поддержка Саввы Мамонтова. Роль русских меценатов в культурной жизни России велика. Не случайно русская культура начала XX века получила название Серебряный век (после Золотого пушкинского века).
* * *
СРО №17
(к АРМу №12)
1. Напишите протокол заседания эдвайзерской группы [ cм. образец 5 на с. 239 ].
2. Выучите стихотворение Б. Окуджавы «Строитель»
Строитель, возведи мне дом,
без шуток, в самом деле,
чтобы леса росли на нем
и чтобы птицы пели.
Построй мне дом, меня любя,
построй, продумав тонко,
чтоб был похож он на себя
на самого, и только.
Ты не по схемам строй его,
ты строй не по стандарту,—
по силе чувства своего,
по сердцу, по азарту.
Ты строй его — как стих пиши,
как по холсту — рисуя.
По чертежам своей души,
от всей души, рискуя.
СРО №18
(к АРМу №12)
Подготовьте презентацию на тему «Город будущего», используя материал текстов [ см. с. 228-229 ]
* * *
СРОП №7
(к АРМу №13)
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Каким должен быть настоящий руководитель?»
СРО №19
(к АРМу №13)
Прочитайте текст, переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану..