Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная работа в школе



 

Социальная работа в американских государствен­ных школах осуществлялась первоначально доброволь­цами. В начале XX столетия возникло понятие «наве­щающий на дому учитель». Первое время эта категория педагогов финансировалась приютами для беженцев или другими частными ассоциациями и агентствами. В 1913–1921 гг. «навещающих на дому учителей» ста­ли приглашать для работы в школы. Их задача заклю­чалась в том, чтобы оказывать помощь в предупрежде­нии отставания и правонарушений, способствовать улучшению посещаемости.

Принятие законов об обязательном образовании отражало осознание обществом значения образования, признание того, что каждый ребенок не только имеет право, но и обязан учиться. В соответствии с законом об обязательном образовании было увеличено число «на­вещающих на дому учителей».

В 20-х годах основное внимание в школьной соци­альной работе стало уделяться вопросам адаптации ребенка. Ставилась задача уменьшения числа право­нарушений и улучшения психического здоровья не столько посредством совершенствования школьных и социальных условий, сколько благодаря помощи ребен­ку в плане его личностного развития. В эти же годы росла популярность учения 3. Фрейда. Школьные социальные работники стали больше заниматься вопросами психи­ческого здоровья, чем социальными вопросами.

Депрессия 30-х годов привела к сокращению чис­ла социальных работников в школах. Оставшиеся в школах социальные работники занимались распреде­лением продуктов, жилья, одежды. Когда эти вопросы перешли в ведение федерального правительства, соци­альные работники стали выполнять функции оказания психологической помощи и эмоциональной поддерж­ки детям, испытывающим затруднения. Эта тенденция наблюдалась в 40-е и 50-е годы.

В 60-е годы в школьной социальной работе возрос интерес к социальным вопросам. В эти годы увеличи­лось число школьных социальных работников, возрос­ло значение групповой формы работы в школах. Поня­тие «навещающий на дому учитель» сменилось поня­тием «школьный социальный работник».

70-е годы ознаменовались возросшей экспансией социальной работы в условиях школы. Обострились такие социальные проблемы, как правонарушения, бедность, расовые волнения, плохое обращение с деть­ми. Законодательные акты, принятые в 60–70-х годах, предполагали расширение сферы деятельности соци­альных работников в школах. В 1978 г. были разработа­ны стандарты профессиональной деятельности школь­ного социального работника. В соответствии с ними, основными объектами социальной работы в школе ста­ли ученики, родители, учителя.

В современной американской школе социальные работники выполняют различные функции. Прежде всего, они занимаются вопросами прогулов. Работа с детьми, пропускающими занятия, является примером индивидуальной работы с клиентом-учеником. Соци­альные работники консультируют учащихся, имеющих те или иные проблемы: подростки могут чрезмерно дистанцироваться, вести себя агрессивно, снизить свою успеваемость; встречаются случаи беременности дево­чек-подростков. В этих обстоятельствах социальный ра­ботник проводит индивидуальную работу с подростком.

Другим видом социальной работы в школе является работа с родителями. Социальный работник часто обща­ется с родителями, чтобы получить дополнительную информацию о ребенке, помочь родителям поближе познакомиться со школой и понять ребенка, узнать об установках родителей по отношению к школе. Соци­альный работник может дать родителям советы по пово­ду их поведения, наиболее эффективного в отношениях с ребенком. В случаях необходимости он направляет родителей в различные агентства, например, агентства семейной службы.

Школьные социальные работники ведут группы, в которых обсуждают с детьми различные проблемы. Предметом обсуждения могут быть темы, не вызываю­щие возражений родителей (например, как общаться со сверстниками), но часто поднимаются и такие про­блемы, как злоупотребление алкоголем, предупрежде­ние беременности, сексуальные нарушения. По поводу таких тем иногда возникают дебаты, так как некото­рые родители считают, что их (например, сексуальные темы) следует обсуждать только дома. Поэтому соци­альные работники, занятые разработкой новых про­грамм для дискуссионных групп, предварительно об­суждают их с педагогическим коллективом, получают разрешение школьной администрации, заручаются поддержкой родителей.

Школьные социальные работники взаимодей­ствуют с учителями школы: консультируют их об индивидуальных особенностях того или иного ребенка, об отношениях в классе, делятся с ними своими пси­холого-педагогическими знаниями.

Социальные работники участвуют в выявлении учеников, нуждающихся в материальной помощи, для получения ими бесплатных или частично оплачиваемых завтраков, бесплатного горячего молока. В некоторых школах среди нуждающихся детей распределяются книги, одежда, письменные принадлежности.

Во многих школах социальные работники появи­лись только после принятого федеральным правитель­ством закона, учреждающего специальное образование для некоторых категорий детей (1975). В соответствии с этим законом, социальные работники входят в брига­ду специалистов, обследующих детей, направленных на обучение по специальным программам по причинам: нарушения речи, каких-либо физических недостатков, снижения способности к обучению, умственной отста­лости или других нарушений развития, эмоциональных нарушений, беременности.

Социальный работник, состоящий в специальной бригаде, должен определить, проявляются ли наруше­ния в домашней обстановке или в более широком соци­альном окружении. В соответствии с законом о специ­альном образовании, проявление аномального поведения только в условиях школы не является признаком эмоци­ональных нарушений. Плохое поведение в школе (в то время как дома и в более широком окружении ребенок хорошо ведет себя) свидетельствует о том, что проблема заключается в школе, а не в ребенке. В данном случае социальный работник должен проконсультироваться с учителями школы, чтобы определить, что следует изме­нить в школьной программе дляудовлетворения потреб­ностей ребенка.

Школьный социальный работник принимает учас­тие в подготовке ребенка к обследованию. В соответ­ствии с законом о специальном образовании, родители должны дать письменное согласие на обследование. Осуществляемое бригадой специалистов, такое обсле­дование является примером прикладного исследования. Каждый член бригады заинтересован в получении информации о ребенке в рамках своей специальности. В течение 90 дней со дня направления на обследование мультидисциплинарная бригада должна определить, нуждается ли ребенок в специальных услугах и, если нуждается, то какой вид услуг предпочтителен. Такое заключение имеет серьезные последствия для ребенка.

Социальный работник изучает историю развития ребенка, особенности его поведения дома и в обществе. Он собирает информацию, помогающую ему опреде­лить, нормально ли развивается ребенок. Что чувствова­ли родители в связи с рождением ребенка? Начал ли ребенок ходить и говорить в том же возрасте, что и боль­шинство детей? Какие беспокойства, огорчения (если таковые были), связанные с ребенком, испытывали ро­дители в прошлом? Как ребенок относится к родителям? Как он ведет себя дома? Какого рода воспитательные воздействия лучше всего влияют на ребенка? Имеются ли братья или сестры? Если да, то в какой последова­тельности рождались дети в семье? Как ребенок отно­сится к ним ? Имеет ли ребенок трудности в общении со сверстниками? Если да, то какие? Какие беспокойства доставляет ребенок родителям сейчас ? Как обстоят дела со школой? Это только некоторые вопросы, на которые должен ответить социальный работник.

Иногда родители испытывают тревогу в связи с обследованием своего ребенка. Это связано с тем, что предоставление ими некоторой информации, полезной для оценивания ребенка, поднимает волнующие воп­росы и оживляет болезненные воспоминания. В этих обстоятельствах социальный работник должен исполь­зовать свои коммуникативные навыки и убедить роди­телей в том, что в любую идущую от них информацию будут посвящены лишь специалисты, проводящие обследование. Гарантия конфиденциальности помогает родителям преодолеть свой страх. Иногда социальный работник несколько раз встречается с родителями ре­бенка, так как для того, чтобы добиться от родителей доверия и сотрудничества, требуется время. Соци­альный работник при необходимости берет у родите­лей разрешение на сбор медицинской и прочей диаг­ностической информации.

В то время как социальный работник принимает участие в обследовании, другие члены бригады также выполняют свои функции. Психолог использует пси­хологические тесты, предназначенные для выявления эмоциональных нарушений, оценки уровня интеллек­туального развития. Педагог наблюдает за поведением ребенка в классе, делая отметки в документе относи­тельно количества времени, уходящего у ребенка на учебную работу, в сопоставлении с количеством вре­мени, которое он тратит бесцельно.

Собрав все данные, члены мультидисциплинарной бригады встречаются с родителями. На этой встрече бригада выносит свое решение по поводу того, нужда­ется ли ребенок в специальном образовании. Родители должны дать письменное согласие на то, чтобы их ре­бенок получил специальное образование. Они могут отказаться от этого, а также могут добиваться решения, в соответствии с которым их ребенок не нуждается в специальном образовании.

Школьная социальная работа – это значительная и развивающаяся сфера деятельности. Ее жизненность ил­люстрируется тем фактом, что, начиная с 70-х годов, в различных штатах появились новые организации соци­альных работников, в стране были проведены 3 кон­ференции по школьной социальной работе. Стали из­даваться .журналы – «Социальная работа в системе образования» и «Журнал школьной социальной работы».




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.