Как влияет темперамент на деятельность космонавтов? Чтобы ответить на этот вопрос, проводились тщательные исследования. Оказалось, что развитие навыков управления кораблем во многом связано с особенностями темперамента человека
Космонавты с холерическим темпераментом быстро овладевали профессиональными навыками. В то же время в начале тренировок они допускали много ошибок, склонны были опережать события. Они лучше осваивали задания, включающие особые случаи полёта, чем обычные упражнения. В период предварительной подготовки они задавали массу вопросов, живо обсуждали детали задания. На учебном корабле они работали быстро. Их отчётные доклады были живыми, образными. Однако людям такого типа свойственны торопливость и недостаточная концентрация внимания.
Ярким примером такого типа космонавтов является Л. Леонов. Холерический темперамент и у Г. Титова. Навыки пилотирования он выработал быстро, ошибок допускал немного и в основном за счёт торопливости. Когда же навыки у него сформировались, он трудился весело и безошибочно.
Представителем сангвинического типа темперамента можно считать Ю. Гагарина. Во время тренировок и подготовки к полёту он показывал высокую точность при выполнении различных заданий.
Флегматическим темпераментом среди космонавтов отличался А. Николаев. В процессе предварительной подготовки вопросов он задавал мало, но эти вопросы всегда касались существа, уточняли важные детали. Работал он спокойно, аккуратно, неторопливо, и его отчётный доклад был объективным, детальным, систематизированным. Неторопливость, сосредоточенность, чёткие, лаконичные доклады — всё это характеризовало его работу. Целеустремлённость, наблюдательность, серьёзность, склонность к обобщению полученного материала дали основание называть Николаева в отряде космонавтов «мудрым».
Людям меланхолического типа обычно присущи застенчивость, нерешительность, робость. Их пугает новая обстановка, новые люди, они смущаются и теряются, общаясь с людьми, и поэтому склонны замыкаться в себе. Меланхолики не могут быть космонавтами, поскольку представителям этой профессии приходится работать на пределе физических и психических возможностей. Но при развитии космонавтики доступ к полётам меланхоликам в качестве научных сотрудников и других специалистов, конечно, не будет закрыт раз и навсегда.
(По В. Лебедеву)
Задание 2. Составьте план текста
ПИСЬМО
Задание. Напишите эссе на тему:
О выдающемся деятеле искусства (артисте, художнике, музыканте, писателе или композиторе)
Билет №20
АУДИРОВАНИЕ
Задание 1. Послушайте текст №20. Заполните тест
№
да
нет
1
Для жизни человека важна только экологическая среда.
2
Убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной.
3
Утраты в природе восстановимы.
4
Она залечивает раны, нанесённые ей извне.
5
Запас памятников культуры, крайне ограничен в мире.
Задание 2. Перескажите основное содержание текста.
ГОВОРЕНИЕ
Задание 1. Примите участие в дискуссии на тему: Что важнее талант или трудолюбие?
Как ни странно, в детстве каждый точно знал, что ему нужно. Девочки мечтали о профессии врача, учителя, мальчики хотели стать лётчиками и капитанами дальнего плавания… Но шло время, мечты менялись… И вот дети выросли. Заканчивают школу. Что же делать? Ждать выпуска, а потом пойти в любой вуз или колледж, на предприятие и уже там узнать о том, что представляет собой профессия, которую получишь? Или разобраться заранее?..
Поразмыслив, таким образом, столичные школьники решили провести диспут на тему «Твоя будущая профессия».
На диспут пригласили известного писателя Валентина Рушкиса, чьё творчество непосредственно связано с этим темой. Постепенно их атака расшевелила и тех, кто поначалу относился к этой затее скептически. Разоткровенничались все…
- Почему обязательно вуз? Разве на свете нет профессий, не требующих высшего образования?
- Путь к интересной работе лежит через знания…
- Самое интересное – получить профессию «в наследство» от отца или матери…
Много мыслей было высказано. И хотя определить судьбу один диспут, безусловно, не может, он заставил серьёзно задуматься о многом, особенно после выступления писателя: «Склонности к той или иной профессии у молодых людей выявляется, по моему мнению, обычно очень рано, примерно в пятом-шестом классе школы. Поэтому подчас ещё в довузовский период молодой человек приобретает некоторый профессиональный кругозор, получает общее представление о будущей работе, успевает даже собрать библиотечку из более или менее серьёзных научно-популярных и специальных книг, собирает вырезки о любимой профессии из газет… В этом случае у него, совсем ещё молодого по возрасту, появляется весьма импонирующая нам, окружающим, деловая взрослость.
Инфантильность в возрасте, близком к совершеннолетию, – большой недостаток. То, что я назвал деловой взрослостью, - залог успешного и глубокого освоения профессии. Ведь избранной специальностью надо владеть в совершенстве, знать её до тонкостей, уметь всё делать своими руками. Когда механик на слух и безошибочно определит характер и место неисправности в машине и уверенно устраняет неполадки, - это столь же красиво, изящно и эстетично, как и виртуозная игра на музыкальном инструменте.
Профессионализм – то хорошее качество, которое надо всемерно в себе развивать»