Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Уровень (выше среднего)

АЛМАТЫ


УДК 811.161.1:378 (075.8)

ББК 81.2 Рус.-923А13

Главный редактор: Кусаинов Амирлан Айдарбекович, доктор технических наук, профессор, академик Международной инженерной академии (МИА) и Национальной инженерной академии (НИА РК), иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Американского общества инженеров-строителей (ААСЕ).

Составители: Абилова Б.А., Гакрама К.М., Нурмахова Ж.К., Куандыкова Д.М., Садыканова С.С.

Практический русский язык. – Учебное пособие для студентов неязыковых групп. 4 уровень – выше среднего. –Алматы: КазГАСА, 2015. – 241 с.

 

Составитель:Нурмахова Жамиля Кдырбаевна,кандидат филологических наук.

 

Настоящее учебное пособие предназначено для практического руководства в обучении русскому языку в неязыковых группах и разработано в соответствии с тенденциями реформ в системе высшего образования, коммуникативно-ориентированной методики формирования речевой компетенции.

Практический курс русского языка для неязыковых групп состоит из 3-х частей.

I часть учебного пособия содержит методику оценки знаний и умений студентов в русской речевой коммуникации: в аудировании, говорении, чтении, письме.

II часть содержит 30 активных раздаточных материалов занятий, состоящих из диалога, монолога, ролевых игр, текстов и заданий к ним, упражнений для практического общения в сферах социально-бытовой, учебной и профессиональной коммуникации.

III часть состоит из экзаменационных тестов, лексического материала по всем видам речевой деятельности и заданий на СРО

Учебное пособие создано коллективом авторов КазГАСА и КАУ и предназначено для преподавателей языковых дисциплин (русского, казахского, английского языков). Базируется на принципах «Универсальных критериев комплексной оценки знаний по русскому языку», разработанных тем же составом авторов в 2007 году. Материалы учебного пособия апробированы на студентах и учащихся КазГАСА и КАУ.

Настоящее учебное пособие по русскому языку не заменяет, а дополняет учебники русского языка, утвержденные МОН РК.

 

 

ISBN © Казахская головная архитектурно-строительная академия, 2015

Условные обозначения:

аудирование пословицы и поговорки
говорение (монолог) фразеологизмы
говорение (диалог) афоризмы и крылатые выражения
говорение (дискуссия) страничка поэзии
чтение улыбнитесь
письмо ответьте на вопросы
лексический тренинг запомните
грамматический комментарий тесты для самоконтроля

Сокращения:

АРМ активный раздаточный материал
СРО самостоятельная работа обучающегося
СРОП самостоятельная работа обучающегося с преподавателем
ВРД виды речевой деятельности
ЛСГ лексико-семантическая группа



Предисловие

Основными целями пособия являются совершенствование у обучающихся способностей:

- к речевому общению в социально-культурной и профессиональной сферах;

- к выполнению речевых действий и совершенствованию определенных умений и навыков (аудирование, говорение, чтение, письмо)

Структура пособия включает в себя следующие блоки учебного и дидактического материала:

  • универсальные критерии комплексной оценки знаний по русскому языку;
  • активный раздаточный материал;
  • лексико-грамматический материал по видам речевой деятельности.

Активный раздаточный материал построен в соответствии с критериями комплексной оценки знаний по русскому языку и содержит задания по четырем видам речевой деятельности. Каждому занятию соответствует лексическая и грамматическая тема. Лексический материал выдержан в общей тематике учебного пособия всех томов и носит сквозной характер. Авторы в то же время делают упор на расширение лексического минимума в контексте научного стиля речи. Тем самым осуществляется переход к овладению профессиональным русским языком.

Система упражнений способствует легкому чтению и восприятию текстов, развитию устной речи, совершенствованию навыков говорения и письма. Грамматические правила даются в простой и доступной для понимания форме. При объяснении и в упражнениях на закрепление грамматического материала авторы стремились учесть типичные ошибки, связанные с трудностью употребления тех или иных форм и конструкций, и привлечь к ним особое внимание учащихся.

Грамматический материал дан в пособии с учетом нарастания трудностей языкового и коммуникативного характера и предъявляется в таблицах и речевых образцах. Таблицы являются также своеобразным справочником, к которому учащиеся могут обращаться при возникших затруднениях как в процессе формирования грамматических навыков на уроке, так и при выполнении домашних заданий. В пособие включены разнообразные типы упражнений – языковые, условно-речевые, речевые. Значительное место отводится упражнениям творческого характера, развивающим навыки употребления грамматических конструкций в разговорной речи.

Языковые упражнения дают учащимся возможность автоматизировать навыки образования различных грамматических форм, речевые упражнения развивают навык употребления их в диалогической и монологической речи.

Авторы стремились унифицировать подачу материала. Именно поэтому задания сведены в основном к таким типам: заполните пропуски, ответьте на вопросы, выберите нужный вариант, составьте диалог (монолог) по опорным словам (по заданной теме, ситуации) и др. Большинство упражнений включает образцы, использование которых позволит автоматизировать употребление в предложении даже нового материала и предупредить возможные ошибки.

В учебном пособии каждый уровень содержит задания на формирование умений и навыков в устной и письменной речи, наряду с этим здесь представлены материалы для самостоятельной и внеаудиторной работы учащихся (СРОП и СРО).

Задания на СРОП включают в себя выполнение творческих видов работ (написание различных по жанрам и видам эссе), а также предусматривают консультации по сложным вопросам и предлагают дополнительные материалы по теме занятия, способствующие более глубокому их изучению.

Задания на самостоятельную работу обучающегося (СРО) включают в себя упражнения на закрепление и автоматизацию введенного грамматического и лексического материала, (чтение наизусть, пересказ, расширение словарного запаса, выполнение лексических и грамматических упражнений, выполнение рефератов, видеопрезентаций и др), а также работу по профессионально-ориентированным текстам специальности (чтение, пересказ, перевод, составление плана, тезисов, аннотаций и др.). По каждому заданию указывается рекомендуемая литература со ссылкой на источник.

Учебное пособие дополнено хрестоматийным материалом, который нацелен на формирование социокультурологической компетенции студентов и включает в себя пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова, образцы личных и деловых писем, поздравления, пожелания, а также тексты о национальных обычаях и традициях казахского народа.

Главная особенность учебного пособия – весь материал, что содержится в каждой части Лингвокомплекса должен быть отработан, понят и востребован учащимися. Это необходимо для достижения практического результата – свободной речевой коммуникации обучающегося.


 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ  
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРИЯ Лексико-грамматические задания (компьютерное тестирование)
ПРАКТИКА Критерии оценки и хронометраж практического блока
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Примеры
ЧАСТЬ II СБОРНИК АКТИВНОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА (АРМов)
Раздел Лексическая тема Грамматическая тема
Образование Неповторимая студенческая жизнь Собирательные числительные (двое-десятеро, оба-обе)
Высшее образование за рубежом Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника.
Старейший российский университет Основные правила компрессии текста.
Проблемы высшего образования План и его составление в научной сфере. Виды планов как сред­ство самоконтроля и самооценки субъекта речи.
Развитие науки Гипотезы и открытия Сложные прилагательные и существительные, образованные от количественных и порядковых числительных
Наука и жизнь Тезирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки
Человек и машины Разделительные Ъ и Ь. Буква Ы после приставок
Роль науки в жизни общества Правописание Ы и И после Ц
Выдающиеся ученые современности Приставки ПРЕ- и ПРИ- ЛСГ глаголовстремиться/стараться/постараться
профессия Мир профессий Конспектирование. Виды конспектирования
Выбор профессии НЕ с различными частями речи
Профессия и характер Составление конспектов
Личность и коллектив Композиционно-смысловая структура научного текста
Хобби Увлечения современной молодежи Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат
Предназначение Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей
Страны, города, люди Край контрастов Языковые и речевые стандарты-клише для написания аннотации
Две столицы Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания.
«Золотое кольцо» России Реферирование научных текстов. Виды продуктивных репродуктивных рефератов.
Русский характер Языковые и речевые стандарты-клише для написания реферата
Культура на рубеже эпох Вводные слова и сочетания
Искусство в жизни человека Служенье муз не терпит суеты Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии
Души прекрасные порывы Языковые и речевые стандарты-клише для написания рецензии
Скульптура и архитектура Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва.
Театр Правописание союзов
Таланты и поклонники Языковые и речевые стандарты-клише для написания отзыва
Кино Полные и краткие прилагательные
Фестивальная жизнь Употребление некоторых форм глагола
СМИ Четвертая власть Правописание сложных существительных и прилагательных
Человек и природа Экология и мы Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.
Проблемы больших городов Прямая и косвенная речь
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ тестЫ и лексический материал
1 Блок МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Тесты
2 Блок МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОМБИНИРОВАННОГО ЭКЗАМЕНА 1. Билеты
2. Тексты для аудирования
3. Пословицы и поговорки
4. Афоризмы и крылатые слова
5. Фразеологические сочетания
3 блок   МАТЕРИАЛ ДЛЯ СРО 1. Задания на СРО и СРОП
2. Материал для видеопрезентаций
3. Поздравления, пожелания, письма
4. Образцы деловых бумаг
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
             

 




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Введение

 

В настоящее время для учебных заведений Республики Казахстан разработана технология обучения языкам, в которой выделяется 6 уровней: A1, A2, B1, B2, C1, C2. Изучив опыт отечественной и зарубежной теории и практики преподавания языков, с целью оценки знаний и умений обучающихся, преподавателями языковых дисциплин КазГАСА и КАУ под руководством Президента КазГАСА, проф. Кусаинова А.А. были разработаны и обоснованы 5 уровней в знании языков:

I уровень -начинающий– (F, 0-20%) – соответствует А1 и А2

II уровень- ниже среднего– (D, 21 по 40 %) – А2 и В1

III уровень- средний – (С, 41 – 60 %) – В1 и В2

IV уровень- выше среднего – (B, 61-80 %) – B2 и С1

V уровень -продвинутый – (A - 81 до 100%) – C1 и С2.

В основу выделения уровней положены следующие параметры:

1) коммуникативные задачи, которые обучающийся может решать средствами того или иного языка;

2) сферы, ситуации общения, в рамках которых решаются эти коммуникативные задачи;

3) предметно-содержательная сторона общения;

4) эффективность решения коммуникативных задач;

5) качество речевой деятельности.

Разработанная шкала комплексной оценки является универсальным уровневым сводом критериев знаний, умений и навыков, которыми должен владеть обучающийся.

Все тестовые материалы делятся на две группы:

а) позволяющие оценить глубину освоения теоретического материала;

б) позволяющие определить уровень практических знаний, умений и навыков. Итоговая оценка может быть представлена в общем виде:

Х∙П,

где Х - абсолютная оценка уровня теоретических знаний одного из пяти уровней. Она выражается по буквенной шкале (А, В, С, D, F).

П - это относительная характеристика практического владения языком, которая выражается в процентах (от 0 до 100%).

Все задания для экзаменующегося делятся на два блока.

Первый блоктеоретический – охватывает лексико-грамматический материал, который представлен в виде 20 закрытых тестов на каждый уровень. В I части учебного пособия в качестве примера дается по 20 тестовых заданий на каждый уровень.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.