Главный редактор: Кусаинов Амирлан Айдарбекович, доктор технических наук, профессор, академик Международной инженерной академии (МИА) и Национальной инженерной академии (НИА РК), иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Американского общества инженеров-строителей (ААСЕ).
Практический русский язык. – Учебное пособие для студентов неязыковых групп. 4 уровень – выше среднего. –Алматы: КазГАСА, 2015. – 241 с.
Составитель:Нурмахова Жамиля Кдырбаевна,кандидат филологических наук.
Настоящее учебное пособие предназначено для практического руководства в обучении русскому языку в неязыковых группах и разработано в соответствии с тенденциями реформ в системе высшего образования, коммуникативно-ориентированной методики формирования речевой компетенции.
Практический курс русского языка для неязыковых групп состоит из 3-х частей.
I часть учебного пособия содержит методику оценки знаний и умений студентов в русской речевой коммуникации: в аудировании, говорении, чтении, письме.
II часть содержит 30 активных раздаточных материалов занятий, состоящих из диалога, монолога, ролевых игр, текстов и заданий к ним, упражнений для практического общения в сферах социально-бытовой, учебной и профессиональной коммуникации.
III часть состоит из экзаменационных тестов, лексического материала по всем видам речевой деятельности и заданий на СРО
Учебное пособие создано коллективом авторов КазГАСА и КАУ и предназначено для преподавателей языковых дисциплин (русского, казахского, английского языков). Базируется на принципах «Универсальных критериев комплексной оценки знаний по русскому языку», разработанных тем же составом авторов в 2007 году. Материалы учебного пособия апробированы на студентах и учащихся КазГАСА и КАУ.
Настоящее учебное пособие по русскому языку не заменяет, а дополняет учебники русского языка, утвержденные МОН РК.
самостоятельная работа обучающегося с преподавателем
ВРД
виды речевой деятельности
ЛСГ
лексико-семантическая группа
Предисловие
Основными целями пособия являются совершенствование у обучающихся способностей:
- к речевому общению в социально-культурной и профессиональной сферах;
- к выполнению речевых действий и совершенствованию определенных умений и навыков (аудирование, говорение, чтение, письмо)
Структура пособия включает в себя следующие блоки учебного и дидактического материала:
универсальные критерии комплексной оценки знаний по русскому языку;
активный раздаточный материал;
лексико-грамматический материал по видам речевой деятельности.
Активный раздаточный материал построен в соответствии с критериями комплексной оценки знаний по русскому языку и содержит задания по четырем видам речевой деятельности. Каждому занятию соответствует лексическая и грамматическая тема. Лексический материал выдержан в общей тематике учебного пособия всех томов и носит сквозной характер. Авторы в то же время делают упор на расширение лексического минимума в контексте научного стиля речи. Тем самым осуществляется переход к овладению профессиональным русским языком.
Система упражнений способствует легкому чтению и восприятию текстов, развитию устной речи, совершенствованию навыков говорения и письма. Грамматические правила даются в простой и доступной для понимания форме. При объяснении и в упражнениях на закрепление грамматического материала авторы стремились учесть типичные ошибки, связанные с трудностью употребления тех или иных форм и конструкций, и привлечь к ним особое внимание учащихся.
Грамматический материал дан в пособии с учетом нарастания трудностей языкового и коммуникативного характера и предъявляется в таблицах и речевых образцах. Таблицы являются также своеобразным справочником, к которому учащиеся могут обращаться при возникших затруднениях как в процессе формирования грамматических навыков на уроке, так и при выполнении домашних заданий. В пособие включены разнообразные типы упражнений – языковые, условно-речевые, речевые. Значительное место отводится упражнениям творческого характера, развивающим навыки употребления грамматических конструкций в разговорной речи.
Языковые упражнения дают учащимся возможность автоматизировать навыки образования различных грамматических форм, речевые упражнения развивают навык употребления их в диалогической и монологической речи.
Авторы стремились унифицировать подачу материала. Именно поэтому задания сведены в основном к таким типам: заполните пропуски, ответьте на вопросы, выберите нужный вариант, составьте диалог (монолог) по опорным словам (по заданной теме, ситуации) и др. Большинство упражнений включает образцы, использование которых позволит автоматизировать употребление в предложении даже нового материала и предупредить возможные ошибки.
В учебном пособии каждый уровень содержит задания на формирование умений и навыков в устной и письменной речи, наряду с этим здесь представлены материалы для самостоятельной и внеаудиторной работы учащихся (СРОП и СРО).
Задания на СРОП включают в себя выполнение творческих видов работ (написание различных по жанрам и видам эссе), а также предусматривают консультации по сложным вопросам и предлагают дополнительные материалы по теме занятия, способствующие более глубокому их изучению.
Задания на самостоятельную работу обучающегося (СРО) включают в себя упражнения на закрепление и автоматизацию введенного грамматического и лексического материала, (чтение наизусть, пересказ, расширение словарного запаса, выполнение лексических и грамматических упражнений, выполнение рефератов, видеопрезентаций и др), а также работу по профессионально-ориентированным текстам специальности (чтение, пересказ, перевод, составление плана, тезисов, аннотаций и др.). По каждому заданию указывается рекомендуемая литература со ссылкой на источник.
Учебное пособие дополнено хрестоматийным материалом, который нацелен на формирование социокультурологической компетенции студентов и включает в себя пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова, образцы личных и деловых писем, поздравления, пожелания, а также тексты о национальных обычаях и традициях казахского народа.
Главная особенность учебного пособия – весь материал, что содержится в каждой части Лингвокомплекса должен быть отработан, понят и востребован учащимися. Это необходимо для достижения практического результата – свободной речевой коммуникации обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника.
Старейший российский университет
Основные правила компрессии текста.
Проблемы высшего образования
План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.
Развитие науки
Гипотезы и открытия
Сложные прилагательные и существительные, образованные от количественных и порядковых числительных
Наука и жизнь
Тезирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки
Человек и машины
Разделительные Ъ и Ь.Буква Ы после приставок
Роль науки в жизни общества
Правописание Ы и И после Ц
Выдающиеся ученые современности
Приставки ПРЕ- и ПРИ-ЛСГ глаголовстремиться/стараться/постараться
профессия
Мир профессий
Конспектирование. Виды конспектирования
Выбор профессии
НЕ с различными частями речи
Профессия и характер
Составление конспектов
Личность и коллектив
Композиционно-смысловая структура научного текста
Хобби
Увлечения современной молодежи
Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат
Предназначение
Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей
Страны, города, люди
Край контрастов
Языковые и речевые стандарты-клише для написания аннотации
Две столицы
Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания.
«Золотое кольцо» России
Реферирование научных текстов. Виды продуктивных репродуктивных рефератов.
Русский характер
Языковые и речевые стандарты-клише для написания реферата
Культура на рубеже эпох
Вводные слова и сочетания
Искусство в жизни человека
Служенье муз не терпит суеты
Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии
Души прекрасные порывы
Языковые и речевые стандарты-клише для написания рецензии
Скульптура и архитектура
Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва.
Театр
Правописание союзов
Таланты и поклонники
Языковые и речевые стандарты-клише для написания отзыва
Кино
Полные и краткие прилагательные
Фестивальная жизнь
Употребление некоторых форм глагола
СМИ
Четвертая власть
Правописание сложных существительных и прилагательных
Человек
и природа
Экология и мы
Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.
Проблемы больших городов
Прямая и косвенная речь
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ тестЫ и лексический материал
1 Блок
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Тесты
2 Блок
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОМБИНИРОВАННОГО ЭКЗАМЕНА
1. Билеты
2. Тексты для аудирования
3. Пословицы и поговорки
4. Афоризмы и крылатые слова
5. Фразеологические сочетания
3 блок
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СРО
1. Задания на СРО и СРОП
2. Материал для видеопрезентаций
3. Поздравления, пожелания, письма
4. Образцы деловых бумаг
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Введение
В настоящее время для учебных заведений Республики Казахстан разработана технология обучения языкам, в которой выделяется 6 уровней: A1, A2, B1, B2, C1, C2. Изучив опыт отечественной и зарубежной теории и практики преподавания языков, с целью оценки знаний и умений обучающихся, преподавателями языковых дисциплин КазГАСА и КАУ под руководством Президента КазГАСА, проф. Кусаинова А.А. были разработаны и обоснованы 5 уровней в знании языков:
I уровень -начинающий– (F, 0-20%) – соответствует А1 и А2
II уровень- ниже среднего– (D, 21 по 40 %) – А2 и В1
III уровень- средний – (С, 41 – 60 %) – В1 и В2
IV уровень- выше среднего – (B, 61-80 %) – B2 и С1
V уровень -продвинутый – (A - 81 до 100%) – C1 и С2.
В основу выделения уровней положены следующие параметры:
1) коммуникативные задачи, которые обучающийся может решать средствами того или иного языка;
2) сферы, ситуации общения, в рамках которых решаются эти коммуникативные задачи;
3) предметно-содержательная сторона общения;
4) эффективность решения коммуникативных задач;
5) качество речевой деятельности.
Разработанная шкала комплексной оценки является универсальным уровневым сводом критериев знаний, умений и навыков, которыми должен владеть обучающийся.
б) позволяющие определить уровень практических знаний, умений и навыков. Итоговая оценка может быть представлена в общем виде:
Х∙П,
где Х - абсолютная оценка уровня теоретических знаний одного из пяти уровней. Она выражается по буквенной шкале (А, В, С, D, F).
П - это относительная характеристика практического владения языком, которая выражается в процентах (от 0 до 100%).
Все задания для экзаменующегося делятся на два блока.
Первый блок – теоретический – охватывает лексико-грамматический материал, который представлен в виде 20 закрытых тестов на каждый уровень. В I части учебного пособия в качестве примера дается по 20 тестовых заданий на каждый уровень.