Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. Менее агрессивное или саморазрушающее поведение




 


 

·

·

·

·


 

Менее агрессивное или саморазрушающее поведение

Больше позитивных чувств к себе, школе и семье

Способность лучше справляться со стрессом

Меньшее одиночество и социальная тревожность


 

Результативное обуздывание эмоиий

 

· Большее чувство ответственности

· Повышается способность обращать и сосредоточивать вни­

мание на выполняемом задании

· Уменьшается импульсивность; повышается самоконтроль

· Улучшение оценок в тестах достижений

 

Эмпатия: считывание эмоиий

 

· Более развитое умение вставать на точку зрения другого

человека

· Усиление эмпатии и восприимчивости к чувствам других

людей

· Способность более внимательно слушать других людей

 

Налаживание и поддерживание взаимоотношений

 

· Способность лучше анализировать взаимоотношения и

понимать друг друга

· Большее умение разрешать конфликты и обсуждать разно­

гласия

· Умение лучше разрешать проблемы во взаимоотношениях

· Большая уверенность в себе и большие навыки общения

· Большая популярность и общительность; дружелюбие и

большая включенность в дела сверстников

· Большая востребованность у сверстников

· Большая заинтересованность и предупредительность

· Большая приверженность общественной жизни и большее

умение вписаться в группы

· Большие коллективизм, сотрудничество и готовность по­

мочь

· Большая демократичность в отношениях с другими людьми


 


 

Дэниел Гоулман


 

Один пункт в этом списке заслуживает особого внимания:

программы эмоциональной грамотности улучшают оценки де­

тей за успехи в учебе и характеристики их поведения в школе.

И это отнюдь не отдельный вывод, в подобных исследованиях

он возникает снова и снова. В то время когда слишком многим

детям недостает способности справляться со своими огорчени­

ями или сосредоточивать внимание, сдерживать порывы, чув­

ствовать ответственность за свою работу или интересоваться

учебой, все, что подкрепит эти умения, будет способствовать

их обучению. В этом смысле эмоциональная грамотность предо­

ставляет школам большую возможность заниматься своим пря­

мым делом — учить детей. Даже во времена возвращения к ос­

новным принципам и сокращений бюджета можно привести

доказательство того, что эти программы содействуют обраще­

нию упадка образования в подъем и укреплению школ в вы­

полнении их главной миссии и поэтому вполне заслуживают

капиталовложений.

Помимо выгод с точки зрения образования, эти курсы обу­

чения, похоже, помогают детям лучше исполнять их роли в

жизни благодаря тому, что они становятся лучшими друзьями,

учениками, сыновьями и дочерьми, а в будущем скорее всего

станут лучшими мужьями и женами, работниками и работода­

телями, родителями и гражданами. Пока все мальчики и девоч­

ки не овладеют этими навыками и умениями одинаково твер­

до, улучшения в обществе будут напрямую связаны с их успе­

хами. «Нарастающий прилив поднимает все лодки, — как вы­

разился Тим Шрайвер. — Эти навыки и умения могут принести

пользу не только детям, имеющим проблемы, но и всем детям

вообще; это прививка, необходимая для жизни».

 

 

Характер, мораль и искусство демократии

 

Существует старомодный термин для обозначения комплек­

са умений и навыков, представляемых эмоциональным интел­

лектом: характер. Так вот этот характер, как определяет его

Амитай Этциони, социолог-теоретик из Университета Джорд­

жа Вашингтона, есть «психологическая сила, необходимая для


 

Эмоциональный интеллект


 


 

нравственного поведения». По мнению философа Джона Дьюи,

нравственное воспитание оказывается наиболее эффективным,

когда уроки преподаются детям в обстановке реальных собы­

тий, а не просто как абстрактные знания, то есть в режиме эмо­

циональной грамотности.

Принимая, что совершенствование характера служит фун­

даментом демократических обществ, рассмотрим, какими спо­

собами эмоциональный интеллект укрепляет этот фундамент.

Базис характера составляет самодисциплина. Добродетельная

жизнь, как заметили философы еще во времена Аристотеля,

основана на самоконтроле. Краеугольный камень характера —

это способность находить для себя мотивы и управлять самим

собой в чем угодно, будь то выполнение домашнего задания,

завершение работы или вставание утром с постели. Способ­

ность отсрочивать удовольствие, а также контролировать и на­

правлять в нужное русло побуждения к действию и составляет

основное эмоциональное умение, то, которое в прежние вре­

мена называлось волей. «Мы должны себя контролировать —

свои потребности и страсти, — чтобы со всеми поступать спра­

ведливо, — замечает Томас Ликона, рассуждая о воспитании

характера. — Потребуется воля, чтобы держать эмоции под кон­

тролем разума».

Способность не думать о себе и своих побуждениях прино­

сит пользу обществу и готовит почву для эмпатии, умения по-

настоящему слушать и вставать на точку зрения другого чело­

века. Эмпатия, как мы уже говорили, служит источником за­

ботливости, альтруизма и сострадания. Взгляд на вещи с пози­

ции другого помогает сломать необъективные стереотипы и тем

самым приучает к терпимости и приятию различий. Такие спо­

собности особенно востребованы в нашем обществе, которое

становится все более многонациональным, поскольку они по­

зволяют людям вести совместную жизнь в обоюдном уважении

и создавать возможность для продуктивного общественного

диалога. В этом и заключается главное искусство демократии.

Школы, как отмечает Этциони, играют главную роль в фор­

мировании характера путем прививания детям самодисципли­

ны и эмпатии, которые, в свою очередь, обеспечивают истин­

ную приверженность гражданским и моральным ценностям.


 


 

Дэниел Гоулман


 

Нанимаясь этим, недостаточно читать детям лекции о подоб­

ных ценностях; они должны применять их на практике, что и

происходит, когда дети усваивают необходимые эмоциональ­

ные и социальные навыки и умения. В этом смысле эмоцио­

нальная грамотность шагает рука об руку с нравственным раз­

витием, воспитанием характера и гражданственности.

 

 

Заключение

 

Когда я заканчивал эту книгу, мне на глаза попались не­

сколько тревожных газетных статей. В одной из них объявля­

лось, что огнестрельное оружие стало главной причиной смер­

ти в Америке, потеснив автокатастрофы. Вторая сообщала, что

в прошлом году количество тяжких убийств возросло на 3 про­

цента. Особенно встревожил сделанный в этой второй статье

криминологом прогноз о том, что мы переживаем временное

затишье перед «взрывом преступности», ожидаемым в ближай­

шее десятилетие. Основания, которые он привел, сводятся к

тому, что постоянно растет количество тяжких убийств, совер­

шаемых четырнадцати-нятнадцатилетними подростками, а эта

возрастная группа представляет пик мини-бума рождаемости.

В следующем десятилетии эта группа перейдет в возрастную

категорию от восемнадцати до двадцати четырех лет, то есть они

достигнут возраста, на который приходится максимум насиль­

ственных преступлений. На горизонте уже появились предвест­

ники: в третьей статье говорилось о том, что за четыре года —

между 1988 и 1992 годами, — поданным министерства юсти­

ции, произошел скачок на 68 процентов в числе несовершен­

нолетних, осужденных за убийство, нападения при отягчающих

обстоятельствах, разбой и изнасилование с применением фи­

зической силы, при этом только количество нападений при

отягчающих обстоятельствах возросло на 80 процентов.

Эти подростки принадлежат к первому поколению, воору­

женному не просто огнестрельным оружием, а автоматическим

оружием, легкодоступным для них, точно так же, как поколе­

ние их родителей было первым, получившим широкий доступ

к наркотикам. Ношение подростками огнестрельного оружия


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.