Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. ку рычать, а кошку выгибать спину дугой, угрожая тому, кто




 


 

ку рычать, а кошку выгибать спину дугой, угрожая тому, кто

посягает на ее территорию. Улюдей те же самые цепи вызыва­

ют напряжение голосовых связок, издающих пронзительный

вопль ужаса.

От миндалевидного тела еще один проводящий путь ведет

к «голубоватому месту» (locus ceruleus) в мозговом стволе, ко­

торое, в свою очередь, вырабатывает норэпинефрин (называе­

мый также норадреналином) и распределяет его по всему го­

ловному мозгу. Действие норэпинефрина проявляется в том,

что он усиливает общую реактивность получающих его зон го­

ловного мозга, повышая чувствительность сенсорных цепей.

Норэпинефрин заполняет кору головного мозга, мозговой ствол

и собственно лимбическую систему, приводя головной мозг в

напряженное состояние. И теперь даже обычный скрип двери

или половицы в доме может заставить вас задрожать от страха.

Большинство таких изменений проходит на подсознательном

уровне, так что вы не успеваете осознать, что чего-то испуга­

лись.

Но когда вы действительно начнете испытывать страх, то

есть когда тревога, которая прежде была подсознательной, ста­

нет осознанной, миндалевидное тело подаст команду на широ­

комасштабную реакцию. Оно даст сигнал клеткам мозгового

ствола изобразить на вашем лице испуг, заставить вас резко и

быстро вздрогнуть, застопорить не имеющие отношения к делу

начавшиеся движения мышц, увеличить частоту сокращений

сердца, поднять кровяное давление и замедлить дыхание (вы,

возможно, заметили, что при внезапном испуге задерживаете

дыхание, чтобы лучше расслышать, что же именно вас напуга­

ло). Но это только одна составляющая обширного тщательно

скоординированного комплекса изменений, производимых

миндалевидным телом и соединенными с ним отделами, когда

они ставят мозг «под ружье» в критический момент.

Тем временем миндалевидное тело вместе с соединенным с

ним гиппокампом дает соответствующие указания клеткам,

которые передают команду главным нейротрансмиттерам, к

примеру, «включить» секрецию допамина, в результате чего

ваше внимание переключается на причину страха — в данном

случае на странные звуки, — а мышцы приводятся в состояние



Дэниел Гоулман


 

готовности отреагировать надлежащим образом. В тот же са­

мый момент миндалевидное тело сигнализирует сенсорным

зонам зрительного восприятия и внимания о необходимости

убедиться в том, что глаза выискивают наиболее вероятный

источник опасности. Одновременно проводится «перетряхива­

ние» кортикальных мнемонических систем, чтобы как можно

быстрее вызвать знания и воспоминания, максимально соот­

ветствующие конкретному эмоциональному порыву, которые

получают приоритет перед менее важными для данной ситуа­

ции мыслями.

После того как все эти сигналы отправлены, вас охватыва­

ет вполне сформировавшийся страх: вы ощущаете характерную

тяжесть под ложечкой, сердце колотится, напрягаются мышцы

вокруг шеи и на плечах или дрожат руки и ноги; тело, «окаме­

нев», застывает на месте, пока вы, обратившись в слух, пытае­

тесь уловить хотя бы еще один подозрительный звук, а разум

мечется в поисках возможных скрытых опасностей и способов

ответной реакции. Вся эта последовательность — от удивления

к неуверенности, потом к мрачному предчувствию и, наконец,

к страху — может уложиться примерно в секунду. (Более по­

дробная информация содержится в книге Джерома Кейгана

«Пророчество Галена».)


 

 

Приложение Г

КОНСОРЦИУМ У.Т. ГРАНТА:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ

ПРОФИААКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

 

 

Главные компоненты эффективных программ включают:

 

Умение справляться с эмоииями


 

·

·

·

·

·

·

·

·


 

Идентификация и называние чувств

Выражение чувств

Оценка силы чувств

Управление чувствами

Отсрочка удовольствия

Контролирование побуждений

Ослабление стресса

Выяснение разницы между чувствами и поступками


 

Когнитивные способности

 

· Разговор с собой — ведение «внутреннего диалога» как спо­

соб справиться с темой или проблемой или подкрепить соб­

ственное поведение

· Считывание и толкование социальной информации, на­

пример, осознание влияния социума на поведение и рас­

смотрение себя с точки зрения более крупного сообще­

ства

· Осуществление шагов в направлении решения проблем и

принятия решений, например, сдерживание побуждений,



Дэниел Гоулллан


 

постановка задач, определение альтернативных действий,

прогнозирование последствий

· Понимание точек зрения других людей

· Понимание правил поведения (какое поведение приемле­

мо, а какое нет)

· Позитивное отношение к жизни

· Самоосознание, например, выработка реалистических ожи­

даний в отношении себя

 

Поведенческие навыки

 

· Невербальные — общение посредством зрительного кон­

такта, выразительности лица, тона голоса, жестов и так да­

лее

· Вербальные — четкое формулирование требований, дей­

ственное реагирование на критику, сопротивление негатив­

ным влияниям, умение выслушать других, помощь другим

людям, участие в положительных во всех отношениях груп­

пах равным по положению


 

 

Приложение Л

КУРС ОБУЧЕНИЯ

ПОЗНАНИЮ САМОГО СЕБЯ

 

Главные компоненты:

 

· Самоосознание: наблюдение за собой и осознание своих

чувств, создание словаря для чувств; выяснение связей меж­

ду мыслями, чувствами и реакциями

· Личное принятие решений: рассмотрение своих действий и

выяснение последствий этих действий; выяснение вопроса

о том, что управляет принятием решения — мысль или чув­

ство; практическое использование результатов этого ана­

лиза в таких областях, как секс и наркотики

· Умение владеть чувствами: мониторинг «внутреннего раз­

говора» для того, чтобы отлавливать негативную информа­

цию, такую как резкая критика самого себя; осознание того,

что скрывается за чувством (например, обида, которая ле­

жит в основе гнева); нахождение способа справиться со

страхами и тревогами, гневом и печалью

· Умение справляться со стрессом: осознание полезности

тренировки, методов управляемых представлений и ре­

лаксации

· Эмпатия: понимание чувств и забот других людей и разде­

ление их точки зрения; правильность восприятия различий

в отношении людей к одним и тем же вещам

· Коммуникации: результативные обсуждения чувств: науче­

ние хорошо слушать и задавать вопросы; умение проводить



Аэниел Гоулллан


 

различия между тем, что кто-то говорит или делает, и ва­

шими реакциями на это или суждениями об этом; вместо

осуждения говорить «А я бы сделал так...»

· Самораскрытие: умение ценить искренность и создавать

доверительные взаимоотношения; умение выбрать момент,

когда можно без всякого риска обсудить ваши сокровенные

чувства

· Проницательность: выявление моделей вашей эмоциональ­

ной жизни и реакций; распознавание аналогичных моде­

лей у других людей

· Личная ответственность: умение брать на себя ответствен­

ность; осознание последствий своих решений и поступков;

принятие своих чувств и настроений; доведение дел до кон­

ца согласно обязательствам (например, в отношении уче­

бы)

· Уверенность в себе: умение заявлять о своих заботах и пере­

живаниях без раздражения или небезучастно

· Групповая динамика: сотрудничество; понимание, когда и

как надо вести за собой, а когда быть ведомым

· Разрешение конфликтов: как честно бороться с другими деть­

ми, родителями, учителями; модель «победа/победа» для

обсуждения компромиссов


 

 

Приложение Е

СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

НАУЧЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Программа развития ребенка

 

Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат

Калифорния:

Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6;

оценка независимыми наблюдателями, сравнение с конт­

рольными школами.

 

Результаты:


 

·

·

·

·

·

·


 

Более ответственные

Более уверенные в себе

Более просоциальные и готовые помочь

Лучше понимающие других людей

Более тактичные и заботливые

Более просоциальные стратегии разрешения межличност­


ных проблем

· Более гармоничные

· Более демократичные

· Большее умение разрешать конфликты


 


 

Дэниел Гоулман


САСМ

 

Марк Гринберг, Проект «Ускоренный курс», Университет

штата Вашингтон.

Оценивался в школах Сиэтла, 1 —5-е классы; оценки выно­

сились учителями, подобранными для сравнения контрольны­

ми учащимися из числа 1) обычных учащихся, 2) глухих уча­

щихся, 3) учащихся, получающих специальное образование.

 

Результаты:

 

· Улучшение социальных когнитивных навыков

· Улучшение эмоционального состояния, осознания и пони­

мания

· Лучший самоконтроль

· Более удачное планирование при решении когнитивных

задач

· Дети больше думают, прежде чем действовать

· Более успешное разрешение конфликтов

· Более позитивная атмосфера в классе

 

Учашиеся с особыми потребностями

 

Улучшившееся поведение в классе с точки зрения:


·

·

·

·

·

·

·


Выносливости к фрустрации

Уверенных навыков общения

Ориентации на задание

Навыков и умений, присущих их сверстникам

Сопереживания

Общительности

Самоконтроля


 

Улучшение понимания эмоционального состояния


 

·

·

·

·


 

Осознание

Называние эмоции

Сокращение числа самоотчетов о печали и депрессии

Уменьшение тревожности и ухода в себя


 

Эмоциональный интеллект


 


Сиэтлский проект социального развития

 

Дж. Дэвид Хокинс, Группа исследования социального раз­

вития, Университет штата Вашингтон.

Оценивалась в начальных и средних школах Сиэтла по

результатам независимого тестирования и объективным кри­

териям в сравнении с не участвовавшими в программе шко­

лами.

 

Результаты:

 

· Более позитивная привязанность к семье и школе

· Мальчики менее агрессивны, девочки менее склонны к са­

моуничижению

· Меньшее число временных исключений и исключений уча­

щихся с низким уровнем успеваемости

· Меньше случаев приобщения к употреблению наркотиков

· Меньше правонарушений

· Более высокие баллы по результатам стандартизованных

тестов для оценки достижений

 

 

Йельско-нью-хейвенская программа

стимулирования развития социальной

компетентности

 

Роджер Вайссберг, Университет штата Иллинойс в Чи­

каго.

Оценивалась в средних школах Нью-Хейвена, в 5—8-х клас­

сах по результатам независимых наблюдений и отчетов учащих­

ся и учителей в сравнении с контрольной группой.

 

Результаты:

 

· Улучшение навыков решения проблем

· Большая вовлеченность в общение с равными себе

· Большее сдерживание побуждений


 


 

Дэниел Гоулллан


 

· Улучшившееся поведение

· Большая успешность в межличностных отношениях и боль­

шая популярность

· Возросшее умение справляться с трудностями

· Возросшее мастерство решения межличностных проблем

· Умение лучше справляться с тревожностью

· Сокращение числа случаев делинквентного поведения

· Развитие навыков разрешения конфликтов

 

 

Программа творческого полхода

к разрешению конфликтов

 

Линда Лантьери, Национальный центр по реализации про­

граммы творческого подхода к разрешению конфликтов (ини­

циатива организации «Педагоги за социальную ответствен­

ность»), город Нью-Йорк.

Оценивалась в школах Нью-Йорка, классы К-12, по оцен­

кам учителей до и после программы.

 

Результаты:


 

·

·

·

·

·

·


 

Меньше хулиганских действий в классе

Меньше словесных оскорблений в классе

Атмосфера, где проявляется большая заботливость

Большая готовность к сотрудничеству

Большая эмпатия

Лучшие навыки общения


 

 

Проект улучшения социального осознания

и решения социальных проблем

 

Морис Илайес, Университет Ратгерса.

Оценивался в школах Нью-Джерси, классы К-6, по оцен­

кам учителей, суждениям ровесников и школьным отчетам в

сравнении с неучаствовавшим контингентом.


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.