Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. реакции, и мы не можем знать, когда они прорвутся




 


 

реакции, и мы не можем знать, когда они прорвутся. «Лю­

бовь, — писал Стендаль, — подобналихорадке, которая возни­

кает и исчезает независимо от воли». Не только любовь, но и

все наши раздражения и страхи охватывают нас, вовсе не явля­

ясь нашим выбором. Поэтому они могут послужить нам неким

алиби. «Дело в том, что мы не выбираем эмоции, которые у нас

возникают», — замечает Экман, что позволяет людям оправды­

вать свои поступки тем, что они были во власти эмоций.

Точно так же, как есть два пути возникновения эмоций —

быстрый и медленный — один через непосредственное воспри­

ятие, другой через осмысление, — есть еще и эмоции, которые

возникают по требованию. Примером тому служат актерские

приемы с намеренным вызыванием чувств вроде слез, которые

наворачиваются на глаза, когда для достижения этого эффекта

призываются на помощь печальные воспоминания. Однако

актеры просто больше, чем остальные люди, поднаторели в

умышленном использовании второго пути к эмоциям — чув­

ствования через посредство размышления. Несмотря на то что

мы не можем выбрать, какие именно эмоции запустит та или

иная мысль, мы очень часто можем выбрать, и действительно

выбираем, о чем нам думать. Так же, как какая-нибудь сексу­

альная фантазия может привести к переживанию сексуальных

чувств, так и счастливые воспоминания приводят нас в хоро­

шее настроение, а грустные мысли погружают в задумчивость.

Но рациональный ум обычно не решает, какие эмоции мы

«должны» испытывать. Вместо этого чувства, как правило, при­

ходят к нам как fait accompli*. Что рациональный ум обычно

контролирует, так это протекание этих реакций. За нескольки­

ми исключениями мы не решаем, когда нам впадать в ярость,

печалиться и т.д.

 

Условная, по-детски невинная реальность

 

Эмоциональному уму свойственна ассоциативная логика;

он воспринимает элементы, которые символизируют реаль­

ность или вызывают воспоминание о ней, чтобы быть таким

* свершившийся факт (фр.).

 

15*


 


 

Дэниел Гоулман


же, как эта реальность. Вот почему сравнения, метафоры и об­

разы обращаются непосредственно к эмоциональному уму, точ­

но так же, как и искусство — романы, фильмы, поэзия, песни,

театр, опера. Великие духовные учителя, такие как Будда и

Иисус, трогали сердца своих учеников, говоря на языке эмо­

ций, обучая их с помощью притч, преданий и сказок. И в са­

мом деле, религиозные символ и ритуал не имеют почти ника­

кого смысла с рациональной точки зрения; они выражаются на

языке сердца.

Эта логика сердца — эмоционального ума — хорошо изло­

жена Фрейдом в его концепции мышления по типу «первично­

го процесса»*; логика религии и поэзии, психоза и детей, сна и

мифа (как сформулировал Джозеф Кемпбелл, «сновидения —

личные мифы; мифы — разделенные сновидения»). Первичный

процесс — ключ к пониманию смысла таких произведений, как

«Улисс» Джеймса Джойса: при мышлении типа первичного

процесса свободные ассоциации определяют течение повество­

вания; один объект символизирует другой; одно чувство вытес­

няет другое и представляет его; целое конденсируется в частях.

Времени не существует, нет никаких законов причины и след­

ствия. В первичном процессе нет даже такого понятия, как

«Нет»; возможно все. Отчасти психоаналитический метод пред­

ставляет собой искусство расшифровывать и разгадывать смысл

этих заменителей.

Если эмоциональный ум следует этой логике и ее прави­

лам, заменяя один элемент другим, то вовсе не обязательно

определять вещи с помощью их объективных особенностей:

какое значение имеет то, как они воспринимаются; вещи тако­

вы, какими кажутся. То, что что-то нам напоминает, может

оказаться гораздо более важным, чем то, что это «есть на самом

деле». В эмоциональной жизни отличительные черты факти­

чески могут походить на голограмму в том смысле, что одна-

единственная деталь заставляет вспомнить целое. Как указы­

вал Сеймур Эпштейн, в то время как рациональный ум уста­

навливает логические связи между причинами и следствиями,

 

* В психоанализе «первичный (психологический) процесс» — это

воображение, сновидения, грезы.


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.