Годовому отчету предшествует значительная подготовительная работа, которая обеспечивает своевременную полноту и объективность отражения данных находящихся в основных формах бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер планирует порядок составления годового отчета, затем после обсуждения этого плана в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издается приказ, где определяются сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители и проводится инструктивное совещание по вопросам связанных с годовой отчетностью.
Для обеспечения своевременного составления квартального и годового отчета вводят сводный график работ всех подразделений с указанием срока выполнения работ и исполнителя.
Также в число подготовительных работ входит изучение или инструкция о порядке заполнения отчетных форм. Важным этапом подготовительных работ является закрепление в конце отчетного периода всех оперативных счетов: 20,23,25,26,90,91,92,94,99,73.
До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, а также проводится правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов следует иметь в виду, что оперативные счета должны закрываться в определенной последовательности:
Ø Сначала закрывается 23 и 25,26 счет путем списания суммы затрат с К этих счетов в Д 20 счета.
Ø Затем закрывается 20 счет путем списания с/с проводкой с К 20счета в Д 43
Ø Закрытие 90 счетов проходит также в определенных последовательности, сначала определяется финансовый результат от операционных доходов и расходов, затем выявляется финансовый результат списывается на 99 счет.
В конце года счет 99 закрывается счетом 84. Для обеспечения реальности показывают отчетность производственная инвентаризация имущества и финансовых обязательств.
В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» передает составление годового отчета осуществляется полную инвентаризацию ОС и ТМЦ, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторам, с рабочими и служащими, а также расходами будущих периодов и резервов предстоящих расходов.
Проведение инвентаризации также обязательно при передаче государственного имущества в аренду его купли- продажи при ликвидации организации при смене руководителя или собственников, при установлении фактов хищения или порчи имуществ, при чрезвычайных обстоятельствах. Инвентаризации проводится инвентаризационной комиссией в составе главного бухгалтера или экономиста. МОЛ и специалиста который может дать компитентное заключение по отдельным вопросам. Следующим этапом подготовительных работ является закрытие ж/о при ведении учета по ж/о форме отчетность предприятия составляется на основе Главной книги. Последовательность учетных работ при закрытии ж/о следующие:
Ø Из листков –расшифровок вносят Д и К оборот в ж/о.
Ø Из ведомости №1 по Д счета 50 и ведомости №2 по К счета 51 переносят итоги в ж/о№3,10/1,13.
Ø Подсчитываются итоги в ведомостях аналитического учета №7,12,14,15,16,17, после чего итоговые данные отражаются в соответствующем ж/о.
Затем производятся записи из ж/о в Главную книгу. Записи в Главную книгу делаются на 1 число каждого месяца и только из ж/о. на основании Главной книги составляется баланс и другие отчетные таблицы по данным регистров ж/о форме.
21. Годовой отчет предприятия ,его составление и содержание
К годовой отчетности предприятия относят:
· Бухгалтерский баланс (ф№1)
· Отчет о прибылях и убытках (ф№2)
· Отчет о движении источников собственных средств (ф№3)
· Отчет о движении собственных средств (ф№4)
· Приложение к бухгалтерскому балансу (ф№5)
· Отчет о целевом использовании использованных средств (ф№6)
· Пояснительная записка
· Аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту)
Бухгалтерский баланс заполняется по данным синтетического учета, то есть по данным Главной книги. В бухгалтерском балансе ОС и НМА отражаются по остаточной стоимости, материалы и ГП в балансе показываются только по фактической стоимости. В балансе отраженно все имущество предприятия и источники его формирования.
Отчет о прибылях и убытках заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счетам 90, 91, 92, 99, 68
Имеет 3 раздела:
1 раздел – доходы и расходы от основного вида деятельности
2 раздел – операционные доходы и расходы
3 раздел – внереализационные доходы и расходы.
В нем отражена выручка от реализации, расходы от полученной прибыли, а также чистая прибыль.
Отчет о движении источников собственных средств -заполняется на основании данных синтетического учета по счетам 80, 82, 83, 84, 86, 96. В нем отражается движение всех доходов организации.
Отчет о движении денежных средств- заполняется на основании данных по счетам 50, 51, 52, 55. В нем отражается остаток денежных средств в кассе и на счетах, а также поступление и расход денежных средств.
Приложение к бухгалтерскому балансу составляется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам 01, 02, 04, 05, 58, 20, 25, 26, 29, 23, 60, 62, 70, 71, 67, 73. В нем отражена информация по имуществе предприятия, его поступлении и выбытии, о финансовых положениях, о начисленных зп, об отдельных расходах совершенных в отчетном периоде, о дебетовой и кредитовой задолженности.
Отчетным периодам для организации является финансовый год, который совпадает с календарным, то есть с 1.01 по 31.12. срок сдачи годовой отчетности- в течении 90 дней после окончания отчетного периода.
22. Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности: его содержание, порядок составления и предоставления.
Бухгалтерский баланс-способ обобщенного отражения фактического состояния на определенную дату в денежном измерители стоимости хозяйственных средств и их источников.
Структура бухгалтерского баланса характеризуется следующим образом баланс делится на 2 части: актив, пассив, которые подразделяются на разделы, а некоторые на подразделы, внутри которых показываются сатьи баланса.
В активе выделяются два основных раздела:
Внеоборотные активы- в котором отражаются средства долгосрочного использования (ОС, НМА, вложения во внеоборотные активы)
Оборотные активы- в котором отражаются средства текущего использования (ГП, производственные запасы, незавершенное производство, товары).
В пассиве бухгалтерского баланса все статьи объединены в два раздела
Капиталы и резервы
Обязательства
К годовой отчетности предприятия относят:
· Бухгалтерский баланс (ф№1)
· Отчет о прибылях и убытках (ф№2)
· Отчет о движении источников собственных средств (ф№3)
· Отчет о движении собственных средств (ф№4)
· Приложение к бухгалтерскому балансу (ф№5)
· Отчет о целевом использовании использованных средств (ф№6)
· Пояснительная записка
· Аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту)
Бухгалтерский баланс заполняется по данным синтетического учета, то есть по данным Главной книги. В бухгалтерском балансе ОС и НМА отражаются по остаточной стоимости, материалы и ГП в балансе показываются только по фактической стоимости. В балансе отраженно все имущество предприятия и источники его формирования.
23. Характеристика формы 2 «отчет о прибылях и убытках» его содержание, порядок составления и представления.
К годовой отчетности предприятия относят:
· Бухгалтерский баланс (ф№1)
· Отчет о прибылях и убытках (ф№2)
· Отчет о движении источников собственных средств (ф№3)
· Отчет о движении собственных средств (ф№4)
· Приложение к бухгалтерскому балансу (ф№5)
· Отчет о целевом использовании использованных средств (ф№6)
· Пояснительная записка
· Аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту)
Отчет о прибылях и убытках заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счетам 90, 91, 92, 99, 68
Имеет 3 раздела:
1 раздел – доходы и расходы от основного вида деятельности
2 раздел – операционные доходы и расходы
3 раздел – внереализационные доходы и расходы.
В нем отражена выручка от реализации, расходы от полученной прибыли, а также чистая прибыль.