Есть еще один человек в Писании, который не чтил своего отца, — Рувим, первенец Иакова; матерью его была Лия. Как Рувим не почтил своего отца? Он переспал с Валлой, наложницей своего отца.
Однако я уверен, было что-то большее, чем просто сексуальные отношения со служанкой, принадлежавшей его отцу. У Иакова было две жены: сестры Лия и Рахиль. Балла была служанкой Рахили. Рахиль и Лия соревновались друг с другом. Их соперничество разгоралось сильнее и сильнее, потому что Иаков отдавал предпочтение Рахили. С самого начала его супружеской жизни и до конца ее он любил Рахиль.
Когда Бог увидел, что Лия не любима своим мужем, Он открыл ее чрево, и она зачала и родила Рувима. Вот что она сказала при рождении Рувима: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой» (Быт. 29:32).
Спустя какое-то время она родила второго сына. После его рождения она сказала: «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон (значит „услышанный")» (Быт. 29:33, курсив автора).
Затем в третий раз она родила сына. После рождения третьего сына в ее словах чувствуется отчаяние: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий (значит „привязанный")» (Быт. 29:34, курсив автора).
Рахиль, увидев успех своей сестры, когда сама она не могла забеременеть, придумала план, чтобы пошатнуть почву под ногами Лии. Она решила дать Иакову свою служанку и сказала ему: «Вот служанка моя Балла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее» (Быт. 30:3). Когда ребенок родился, Рахиль сказала: «Борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла» (Быт. 30:8).
Рувим, будучи самым старшим ребенком, видел борьбу и соперничество между своей матерью и Рахилью. Он был Достаточно взрослым, чтобы понимать боль, которую чувствовала его мать, пренебрегаемая его отцом. Так случилось, что Рувим пошел в поле и нашел там мандрагоры для своей матери. Когда Лия взяла мандрагоры у своего сына, Рахиль позавидовала ей и тоже захотела мандрагоров, тогда она предложила сделку своей сестре, уступив ей одну ночь с Маковом.
Когда Иаков пришел с поля в тот вечер, Лия встретила его и сказала: «Ты должен войти ко мне, ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего» (Быт. 30:16)). Отсюда видно, что Иаков чаще проводил ночи с Рахилью. Лия могла быть с ним, лишь только заплатив.
Рувим с болью наблюдал за тем, что происходило в их семье. Я уверен, что чувство обиды и возмущения по поводу неприязненного отношения отца к матери росло в нем с каждым днем.
Оно не прекратилось с одной постельной сценой. Его обида чувствуется во всем. Время шло, и после того, как у Иакова уже родилось десять сыновей, Рахиль наконец-то тоже родила ему сына Иосифа. Отвращение Рувима еще больше умножилось, когда он увидел, что его отец благоволит к единственному сыну Рахили. Иосифу доставалось все самое лучшее, его любили больше всех братьев, ему подарили красивую одежду, символизирующую предпочтение отца.
Когда семья покинула Лавана, отца Лии и Рахили, до них дошли вести, что навстречу им едет Исав и с ним четыреста человек. Иакова охватила паника, потому что он хорошо помнил, что его брат поклялся убить его за кражу первородства.
Иаков, с целью спасти свою жизнь и свое потомство, разделил семью. Он послал впереди себя навстречу Исаву одну часть, а вторая должна была идти чуть позади. Его план заключался в том, что если Исав убьет тех, кто впереди, то Иосиф с оставшимися сможет убежать и спасти свою жизнь и жизнь самых близких ему людей. Давайте посмотрим, как он разделил семью: «И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади всех» (Быт. 33:2, расш. перев.). Можете себе представить гнев и возмущение Рувима? Его с матерью поставили вперед умирать, а отец, благотворя Рахили и ее сыну, сам вместе с ними встает в конце.
Время идет, возмущение нарастает. Рахиль рождает второго сына и умирает при родах. Иаков горько оплакивает ее кончину и устанавливает над ее гробом памятник, который должен был стоять там все поколения. Интересно, что вы нигде не прочтете о памятнике для Лии, он поставил памятник только Рахили. Очевидно, что памятник был очень большой и красивый. Скорее всего, на этот раз чаша терпения Рувима уже была переполнена, горечь и отчаяние завладели им.
Библия говорит, что сразу же после смерти Рахили «Рувим пошел и переспал с Валлою» (Быт. 35:22). Рувим жил, страдая и мучаясь, видя, как подрастает его соперник. Он не хотел мириться с тем, что отец любил Рахиль, а его мать не любил. Вероятнее всего, он переспал с Валлою не просто ради сексуальной утехи, а для того, чтобы обесчестить и опозорить шатер Рахили и отплатить ей хоть как-то за боль и страдания, нанесенные ему отцом.
Теперь мы видим, что Бог говорит о Рувиме позже, когда уже умерли все братья: «Самый старший сын Израиля был Рувим; но, когда осквернил* он отца своего, тем что спал с его наложницей, первенство его отдано сыновьям брата его Иосифа. Вот почему Рувим не перечислен в родословной первородных» (1 Пар. 5:1, курсив автора, совр. перев.).
Самое интересное то, что Иаков сам поступал неправильно, потому что, любя Рахиль, он пренебрегал Лией. В глазах Бога это нехорошо, мы читаем: «Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее» (Быт. 29:31). Расширенный перевод Библии говорит: «Когда увидел Господь, что Лия была презираема», тогда Бог благословил Лию в том, в чем она была несчастна из-за своего мужа.
Рувим ясно понял ситуацию. Он не выдумал оценку своему отцу из ничего, все было реально. Однако то, что он допустил в свое сердце, позже и погубило его. Он оставил почтение, которое Бог вкладывает в сердце каждого ребенка, и позволил отчуждению и обиде возобладать над собой, он дал место бесчестью. Обида выросла в нем до такой степени, что он уже смог оправдать свое непочтительное отношение к отцу. Но дорого ему стоило такое отношение. Он потерял свое первородство.
* В английском переводе Библии: обесчестил. — Прим. перев.
Вспомните в начале книги историю об Анне, которую оскорбил священник Илий, тем не менее она не позволила непочтительному поведению возобладать над ней и ослушаться Бога, Который говорит, что мы должны чтить власть. Она получила полную награду. Рувим, наоборот, потерял свою награду, потерял свое наследие. Он ни капли не ошибся в своей оценке, но он полностью ошибся в своей реакции.