Управление проектами – сложный, многоплановый управленческий процесс. Руководитель проекта должен непрерывно взвешивать альтернативы и находить баланс между противоречивыми требованиями. Для решения таких задач была разработана модель управленческих процессов, позволяющая структурировать решения, принимаемые в процессе управления проектами. Эта модель легла в основу многих методик управления проектами. Подробно она описана в Корпусе знаний по управлению проектами (далее - PMBоK), версия которого от 2004 г., является наиболее распространенным источником знаний об управлении проектами как научной и учебной дисциплине.
В PMBoK выделяют 44 процесса, объединенных в 5 групп процессов и в 9 областей знаний.
I. Управление интеграцией проекта
1.Разработка устава проекта
2.Разработка предварительного описания содержания проекта
3.Разработка плана управления проектом
4.Руководство и управление исполнением проекта
5.Мониторинг и управление работами проекта
6.Общее управление изменениями
7.Закрытие проекта
II. Управление содержанием проекта
8.Планирование содержания (границ)
9.Определение содержания (границ)
10. Структурная декомпозиция работ
11. Проверка содержания (границ)
12. Управление содержанием
III. Управление сроками проекта
13. Определение состава операций
14. Определение взаимосвязи операций
15. Оценка ресурсов операций
16. Оценка длительности операций
17. Разработка расписания
18. Управление расписанием
IV. Управление стоимостью проекта
19. Стоимостная оценка
20. Разработка бюджета расходов
21. Управление стоимостью
V. Управление рисками проекта
22. Планирование управления рисками
23. Идентификация рисков
24. Качественный анализ рисков
25. Количественный анализ рисков
26. Планирование реагирования на риск
27. Мониторинг и контроль рисков
VI. Управление персоналом
28. Планирование человеческих ресурсов
29. Набор команды проекта
30. Развитие команды проекта
31. Управление командой проекта
VII. Управление коммуникациями проекта
32. Планирование коммуникаций
33. Распространение информации
34. Отчетность по исполнению
35. Управление участниками проекта
VIII. Управление поставками проекта
36. Планирование покупок и приобретений
37. Планирование контрактов
38. Запрос информации у продавцов
39. Выбор продавцов
40. Администрирование контрактов
41. Закрытие контрактов
IX. Управление качеством проекта
42. Планирование качества
43. Обеспечение качества
44. Контроль качества
Группы процессов управления проектом
Процессы инициации
Главная задача инициации – прийти к единому пониманию масштабов, рамок, целей, результатов, ограничений, входных требований при разработке проекта.
К этой группе относятся: разработка устава проекта; разработка предварительного описания содержания проекта.
Процессы планирования проекта
Планирование имеет большое значение для проекта, поскольку проект содержит мероприятия, ранее не выполнявшиеся, и включает много процессов. Однако затраты на планирование следует соизмерять с целями проекта и полезностью полученной информации.
К этой группе относятся: планирование содержания; определение содержания; структурная декомпозиция работ; определение состава операций; определение взаимосвязи; оценка ресурсов операций; стоимостная оценка; оценка длительности операций; планирование человеческих ресурсов; разработки расписания; планирование управления рисками; идентификация рисков; качественный анализ рисков; количественный анализ рисков; планирование реагирования на риск; планирование покупок и приобретений; планирование контрактов; разработки бюджета расходов; планирование качества; планирование коммуникаций.
Процессы исполнения плана проекта
В ходе исполнения проекта необходимо регулярно проводить мониторинг, чтобы выявить отклонения от намеченного плана и оценить их влияние на результаты проекта. Регулярное измерение параметров проекта и идентификация возникающих отклонений относится к процессам исполнения и называется контролем исполнения. Контроль исполнения следует проводить по всем мероприятиям из плана проекта.
К этой группе относятся: руководство и управление исполнением проекта; обеспечение качества; набор команды проекта; развитие команды; распространение информации; выбор продавцов.