За четыре года реализации ФЦП «Электронная Россия» органами государственной власти было разработано большое количество концепций развития информационно-коммуникационных систем. К сожалению, немногие из них доведены до стадии проекта, а единицы — завершены успешной промышленной эксплуатацией. В чем причины этого?
Можно назвать несколько причин, однако все они так или иначе сводятся к недостаткам самой концепции, с которой начинался проект. Именно этот документ, помимо декларации стратегического намерения, должен содержать в себе, как минимум, ожидаемый результат, а как максимум, — механизмы и способы согласования интересов всех сторон, вовлеченных в процесс создания и последующей эксплуатации системы. Каким требованиям должна отвечать концепция информационно-коммуникационных систем?
Во-первых, в концепции рассматриваются не отдельные ключевые характеристики системы, а система в целом. Это означает, что документ должен содержать описание всех существенных аспектов взаимодействия системы со средой.
Во-вторых, система должна анализироваться в ходе всего жизненного цикла, во взаимосвязи с теми событиями реального мира и изменениями, которые будут оказывать на нее влияние, и в процессе своих внутренних изменений.
В-третьих, анализ системы не должен сводиться к анализу ее функциональности. Необходимо проанализировать все ее основные составляющие - как технические, так и гуманитарные.
В-четвертых, система должна быть описана с различных точек зрения, как минимум, — с точки зрения разработчика и с точки зрения законодателя. К этому можно добавить позиции пользователя, специалиста поддержки, бенефициара (т.е. того самого гражданина, в интересах которого система создается), контролера, ответственного за мониторинг всех этапов жизненного цикла системы, и наблюдателя.
И, наконец, само рассмотрение должно быть в достаточной степени формализованным, обеспечивающим сопоставление с другими подобными концептуальными проработками. Это необходимо не только для единообразия, но и для сборки системы более высокого уровня — того, что на техническом языке называют комплексированием.
Требования, предъявляемые к концептуальным проектам различными организациями, не ограничиваются этими пунктами. При формировании требований к концепции ИКТ, следует исходить из следующих документов:
ГОСТ ТЗ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»;
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе»;
«Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. №576.
7.2. Понятие концептуального проектирования
Любая человеческая деятельность начинается с предварительной оценки проблемы. В ходе такой оценки идет поиск на ряд вопросов общего характера.
o В чем предмет деятельности? Т.е. какие факты, события или наблюдения побуждают к действию? На что направлено действие? Где границы того объекта, на который направлена деятельность?
o В чем проблема? Т.е. что конкретно в наблюдаемом явлении воспринимается как затруднение, преодолеть которое «не задумываясь» нельзя? Что конкретно не устраивает в ситуации?
o Каковы цели? Ради чего следует преодолевать затруднения, решать проблему?
o Каков будет результат? Каковы возможные последствия?
o Кто субъект деятельности? Кто еще вовлечен в решение проблемы? Чьи интересы затронуты? Кто будет использовать результат деятельности?
o Какова ситуация? Каковы основные факторы, влияющие на результат деятельности? Что можно использовать? Каковы риски?
o И, наконец, в чем новизна данного взгляда, подхода? Почему проблема не решилась прежде? Почему в этот раз должно получиться?
Ответы на эти вопросы должны содержаться в концепции или в концептуальном проекте
Анализ понятия «концептуальное проектирование» приводит к необходимости различения терминов «концепт» и «концепция». Концепт— это ключевое понятие, отражающее оригинальность и новизну подхода автора к описанию проблемной ситуации. А концепция, — основанное на взаимосвязанных концептах целостное описание ситуации, помогающее ее разрешить. С практической точки зрения это означает следующее: концепция создается тогда, когда автор находит новый подход к решению проблемы, которая не решалась или не могла быть выявлена в течение какого-то времени. Принимаясь за создание концепции, следует четко понимать, в чем состоит новизна данного подхода, какие материальные объекты, нематериальные факторы или новые понятия образуют эту новизну. Это и есть концепты. Уникальным является сопоставление концептов с решаемой проблемой. Как правило, но не всегда, концепты имеет смысл вводить в начале документа, давая их описание.
Таким образом, концепция —это уникальная целостная система взглядов на проблему, позволяющая найти подход к ее решению.
Концептуальное проектирование — процесс создания концептуального проекта, особого вида концепции, допускающего непосредственную реализацию и содержащего механизмы, обеспечивающие эту реализацию.
Какими особенностями должен обладать этот документ?
1. Реальные основания— проект строится на основе обследования и анализа реальной ситуации. Так, при проектировании информационной системы обязательность проведения обследования предусмотрена ГОСТом. Результаты проведения обследования являются неотъемлемой частью проекта. В них должны быть отражены:
· целевые функции существующей организационной или информационной системы; функции, которые необходимо сохранить во вновь создаваемой системе;
· проблемы, которые призвана решать проектируемая система, их основные проявления;
· внешние условия, в которых будет функционировать система, ограничения, которые они задают;
· перечень «выходов», т.е. результатов работы старой системы, которые обязательно необходимо сохранить или упразднить;
· перечень «входов» управления старой системой со стороны вышестоящей системы;
· ограничения структуры, т.е. те элементы системы, которые по каким-либо соображениям необходимо оставить неизменными.
2. Полнота, связность, непротиворечивость — это требование относится к концептуальному проекту как описанию системы. Для того, чтобы описание было ясным, целесообразно вначале нарисовать графическую схему системы. При разработке описания системы соблюдение этого требования означает, что:
· концептуальный проект должен содержать настолько полное описание системы, что любое изменение во внешней среде, которое должно повлечь изменение системы, должно неизбежно привести к изменению ее описания. Например, меняется нормативный документ, и это требует изменения в системе. Если в концептуальном проекте отсутствует ссылка на этот нормативный документ, и после такого изменения концептуальный проект остается актуальным, он не обладает полнотой. Это требование чрезвычайно сложно соблюдать на практике, но его соблюдение дает многократную экономию ресурсов на последующих этапах;
· все основные внутренние взаимосвязи элементов системы отражены в проекте. Т.е. по описанию системы можно восстановить ее реакцию на любое воздействие на входе или их комбинацию. Описание воздействия и реакции может быть дано в самом общем виде, например, «при поступлении на вход системы документа, ему присваивается уникальный номер, маршрут и сроки прохождения каждого этапа маршрута, а также определяется ответственный за контроль движения документа. Создается карточка документа, включающая все реквизиты, соответствующие типу документа. Кроме того, в системе создается контрольная задача для ответственного, которая активизирует напоминание всякий раз, когда сроки прохождения документом этапов маршрута нарушаются. В расписании исполнителей появляются соответствующие этапам задачи»;
· в описаниях свойств системы и ее элементов с разных точек зрения всегда есть противоречия, однако концептуальный проект содержит четкое указание на эти противоречия и дает механизм их разрешения. Например, «В связи с повышенными требованиями к безопасности персональных данных, противоречия между удобством использования системы и безопасностью решаются в пользу безопасности, с учетом ограничений, накладываемых требованиями к скорости совершения транзакций и численности персонала, эксплуатирующего систему». Кроме того, концептуальный проект не должен содержать прямо противоречивых требований к количественным и качественным характеристикам системы. Если такие противоречия выявляются на этапе концептуального проектирования, они должны быть разрешены на данном этапе.
3. Конкретность результата — результат создания системы должен формулироваться в измеримых количественных или сравнимых качественных показателях. Причем описание результата, в идеале, должно затрагивать все характеристики системы. Например, «В результате запуска системы в промышленную эксплуатацию число заявок, не обработанных в установленный законом срок, снизится до 1% от общего числа принятых заявок, количество заявок, принимаемых на обработку в течение 1 рабочего дня, составит не менее 500 шт. при сохранении численности аппарата органа исполнительной власти. Все остальные параметры процесса приема и обработки заявок, в том числе удобство процесса подачи заявки для гражданина, качество принимаемых решений, возможность контроля результата со стороны руководства, сроки предоставления ежемесячной отчетности не ухудшатся по сравнению с текущими».
4. Альтернативность — в случае, когда концепция допускает несколько решений той или иной задачи, в концептуальном проекте дается перечень этих вариантов или описывается набор изменяемых параметров решения, с обязательным указанием критериев выбора и ограничений. Например, «Для реализации … на уровне участка может быть выбрана одна из трех схем: с выделенным сервером, с использованием одной из рабочих станций в качестве сервера или с использованием постоянного подключения рабочих станций к серверу отделения. При выборе схемы необходимо руководствоваться доступностью и стоимостью каналов связи между участком и отделением, числом рабочих мест и количеством лицевых счетов на участке».
5. Целеориентированность, целесообразность — в концептуальном проекте должна быть четко прописана цель работ. Необходимо отметить, что реализация проекта не может быть его целью, цель проекта всегда лежит за пределами проекта, но связана с ним четкой причинно-следственной связью. Так равно бессмысленными будут следующие формулировки: «Целью проекта создания системы учета обращений граждан является построение системы учета обращения граждан в установленные проектом сроки в пределах выделенного бюджета» или «Целью проекта создания системы учета обращений граждан является реализация ФЦП «Доступное жилье» в … регионе». Вместо этого следовало бы сформулировать следующим образом: «Целью проекта создания системы учета обращений граждан является своевременное выявление злоупотреблений при выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство».
6. Определенность по времени— концептуальный проект содержит указание на период времени, в течение которого предполагается его реализация. Это связано не только с актуальностью целей и результатов проекта. Предполагается, что в течение указанного срока сам концептуальный проект будет сохранять актуальность. Могут меняться детали реализации, конкретные условия, но состав и взаимосвязь базовых понятий, составляющих структуру концепции, остается неизменной. По сути, это обязательство автора концепции, являющегося заказчиком для ее реализаторов, в сохранении критериев успеха на весь срок действия проекта. Например, приняв «Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», правительство приняло обязательство перед разработчиками не менять приоритеты, объявленные в программе на весь заявленный период.
7. Определенность по ресурсам, экономическая обоснованность— в отличие от концепции, концептуальный проект определяет конкретную последовательность действий, источники и ограничения по ресурсам, которые могут быть привлечены для ее исполнения, а также направления окупаемости и оценку экономического эффекта от реализации проекта. Точность экономических оценок на данном этапе невысока. Основная задача концепции — определить источники ресурсов (и проверить их достаточность) и направления окупаемости (и убедиться в ее адекватности затратам). Например, в концепции создания СПУН был предложен механизм оценки окупаемости на основе анализа деятельности ФМС России, который показал заведомую многократную окупаемость в случае успешной реализации проекта.
8. Определенность по критериям выбора исполнителя — поскольку концептуальный проект, как правило, является основой для нахождения, выбора и заключения договора с исполнителем, одним из его составляющих должен быть перечень квалификационных требований к исполнителю. Это еще не полный список квалификационных требований, указанный в тендерной документации, но уже определенный набор критериев, связанных с набором базовых концептов. Исполнитель должен свободно ориентироваться в пространстве этих базовых понятий и владеть инструментами для работы с ними. Конечно, это не всегда возможно, особенно в случае революционных концепций. Тогда речь может идти о возможности создания таких инструментов в ходе работы без существенного увеличения стоимости проекта. Например, в ходе реализации первых проектов в области внедрения сбалансированной системы показателей (BSC), на рынке не было инструментов (систем), способных сразу поддержать такую систему. Первые проекты делали компании, готовые, часто за свой счет, подготовить такие инструменты в ERP-системах, которые они поставляли. После того, как первые проекты такого рода были выполнены, эти исполнители получили преимущество в проектах на основе концепции BSC.
Таким образом,концепция — документ, предназначенный для описания деятельности в таких терминах и с таких точек зрения, которые позволяют существенно повысить вероятность получения положительного результата. Ключом к пониманию концепции является понимание ее новизны.