Создание АС – процесс длительный и трудоемкий, требующих специфических навыков и знаний. Собственных кадровых ресурсов для создания АС в органах власти не хватает, поскольку этот вид деятельности не является профильным. Исключения составляют специализированные подразделения.
На стадии обоснования проекта по созданию АС необходимо планировать расходы на привлечение сторонней организации-исполнителя. Предоставление услуг и поставка товаров государственным организациям регламентируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Проведением конкурсов в органах власти занимается специализированное подразделение, поэтому задача подразделения, выступающего в роли заказчика, – организовать взаимодействие с этим подразделением в соответствии с регламентом, определить руководителя проекта, подготовить техническое задание (далее – ТЗ) для проведения конкурса.
В отдельных случаях разработка проектных документов, разработка программного обеспечения (верификация, доработка типового ПО) или отдельных модулей возможны на основе договоров гражданско-правового характера с экспертами и разработчиками. Такой вариант позволит снизить себестоимость проекта, повысить вероятность соответствия результата представленным требованиям. Но исполнение проекта при таком сценарии потребует существенной квалификации руководителя проекта, прежде всего в управлении проектами, и больших временных ресурсов на сопровождение и интеграцию. Подбор экспертов в данном случае не регламентирован и требует согласования с руководителем заказывающего подразделения.
Инициатор проекта на данном этапе проекта может перейти в новое качество – руководителя проекта. Но компетенции инициатора и руководителя проекта различаются, поэтому это могут быть и разные люди.
В любом случае руководителем проекта определяется сотрудник организации-заказчика, владеющий:
знаниями об объекте информатизации или участке организации, на котором планируется реализация проекта;
знаниями о предыдущих и параллельно реализуемых проектах по автоматизации в организации;
знаниями о методах и инструментах автоматизации;
навыками управления проектами.
В зависимости от сложности и масштабности проекта по созданию и внедрению АС руководитель проекта может назначаться решением руководителя организации-заказчика или решением научно-технического совета. В соответствии с указанным решением руководитель проекта наделяется полномочиями для взаимодействия с другими подразделениями, а также получает поручение по выполнению соответствующих работ (в т.ч. по подготовке технического задания на конкурс).
Заказчик должен определить права и механизмы взаимодействия с исполнителем в ходе работы над проектом и после его завершения.
Заказчику могут быть представлены следующие права:
- воспроизводить полученные ПО в ходе запуска АС без каких-либо ограничений;
- перерабатывать, переводить или модифицировать ПО и документацию;
- распространять ПО и документацию в неизменном, переработанном или модифицированном виде или в переводе.
В случаях, когда объем прав государственного заказчика меньше указанного, полноценная эксплуатация, тиражирование или доработка АС государственным заказчиком, а также публикация в свободном доступе либо существенно затрудняются, либо становятся незаконными.
Особое значение перечисленные права приобретают при реализации пилотных или долгосрочных проектов, когда ценность результата государственного заказа во многом определяется возможностью его модификации и тиражирования.
Перечисленный объем прав не предполагает передачу заказчику исключительных имущественных прав. Важен факт наличия этих прав у заказчика, а не их исключительность. Более того, существует ряд причин, в силу которых получение государственным заказчиком исключительных прав нецелесообразно.