В данной лекции рассматриваются два вида проектов: линейный и реальный.
Проект, включающий полный жизненный цикл автоматизированной системы (далее – АС) от инициации проекта до утилизации АС, является линейным проектом. В основу линейного проекта могут быть положены требования ГОСТ 34.601-90. «Информационные технологии. Автоматизированные системы. Стадии создания».
Реальный проект представляет собой часть целого проекта, зависящего от управленческого и бюджетного циклов государственного управления.
Обоснование линейного проекта делается на предпроектном этапе, действует в ходе реализации всего проекта и перестает действовать, если принимается решение о прекращении проекта.
На этапе создания инициация проекта проходит многократно, поскольку немалый вес в управлении имеют циклы, связанные с планированием бюджетных средств, с планированием работ на один год или на три. Это также связано со сложившейся практикой разработки стратегий в управлении (четырехлетние циклы изменений в структуре органов власти), планирования и контроля за деятельностью органов государственной власти. В настоящий момент ситуация меняется: планирование осуществляется и на длинные (до 10-15 лет), и на короткие (до 3 лет) периоды.
В работы на предпроектном этапе создания АС должны быть вовлечены руководители, координирующие работы по развитию системы управления и автоматизации деятельности органа власти, руководители и специалисты, заинтересованные во внедрении АС, штатные эксперты, ответственные за внедрение АС, в том числе из подведомственных научно-исследовательских и проектных организаций, специалисты, ответственные за организацию конкурсов, а также представители экспертного сообщества, общественности.
Инициация проекта
Замысел линейного проекта по созданию АС возникает на основе анализа слабых и сильных сторон в обеспечении социально-экономического развития региона, задач органа власти или органов местного самоуправления. Целью проекта является решение управленческой задачи, основанное на автоматизации процедур, операций или деятельности. На этом этапе формируется прообраз АС.
Замысел проекта формируется на этапе разработки программы работ и уточняется при выявлении тех или иных актуальных задач автоматизации.
Обоснование проекта. Предварительное обоснование проекта ведется в период проработки программы работ по информационно-технологическому обеспечению системы управления и (или) развития региона. Такие работы в регионе выполняются, как правило, при разработке региональной программы «Электронный регион», на отраслевом уровне – при разработке ведомственной целевой программы, на местном уровне – при планировании работы органа местного самоуправления.
В результате анализа однотипных проектов возможна выработка оценочных показателей проектов различных классов (по длительности, трудоемкости, стоимости и др.), в том числе концепции АС, технического проекта, макетов, пилотных участков АС и др.
Оценка проекта возможна по предполагаемым трудозатратам на создание АС при сопоставлении с работами по созданию прототипов АС и ее элементов. Оценка осуществляется с разной степенью детализации при инициации проекта, финансово-экономическом и технико-экономическом обоснованиях. На предпроектном этапе осуществляется оценка степени актуальности и важности решения тех или иных задач, в решение которых включен орган власти.
Инициация линейного проекта начинается в рамках плана работ на текущий период по реализации программы. При реализации программы создается дирекция программы, которая выполняет функции управляющего комитета.
Возможна инициация проекта по направлению, не учтенному при разработке программы. В этом случае инициация проекта возможна только при наличии заинтересованного руководителя (руководителя или заместителя руководителя органа власти), который возьмет на себя функции куратора (спонсора) проекта или руководителя проекта. При необходимости можно внести изменения в программу по решению или рекомендации дирекции программы.
Инициация и обоснование реального проекта при недофинансирования могут быть рискованными, поскольку связаны с принятием решения о выборе того или иного проекта в условиях отсутствия формализации действий.
Для инициации реального проекта специалисту нужно направить свои предложения по повышению эффективности деятельности органа власти, автоматизации отдельных функций непосредственному руководителю, а с его согласия – руководителю программы или руководителю, собирающему предложения по развитию. Именно специалист полностью владеет ситуацией по отдельной задаче или их группе, знает «слабые» и «проблемные» места управленческого процесса.
В этой ситуации руководителю программы или руководителю направления развития необходимо сопоставить ключевые параметры предлагаемых проектов и принять решение о выборе идей проектов.
Инициатор проекта должен сопровождать свои предложения не только до момента включения его в состав программы, утверждения нормативных документов, но и до принятия частных решений по старту проекта или его дополнительной подготовке – обследованию, концептуальному проектированию.