При рассмотрении подходов к оценке ИКТ-проектов для органов государственной власти, прежде всего, отметим их кардинальное отличие от ИКТ-проектов, реализуемых в бизнесе. Главное отличие заключается в том, что при оценке ИКТ-проектов в бизнесе приоритетны финансово-экономические показатели, но для органов государственной власти необходимо просчитать не просто экономический эффект, который принесет внедрение ИТ, следует также определить, как использование этих технологий может повлиять на изменения в жизни региона, округа, муниципалитета. Например, рассматривая выделение бюджетных средств на ИКТ-проекты как бюджетные инвестиции, можно выделить такие показатели, как:
§ повышение качества жизни населения — индекс развития человеческого потенциала; повышение материального благосостояния населения; повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни; повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей;
§ обеспечение высоких темпов экономического роста — валовой внутренний продукт; обеспечение макроэкономической стабильности; развитие свободных и конкурентных рынков; рост производства существующих субъектов экономики; улучшение инвестиционного климата; повышение конкурентоспособности бизнеса;
§ создание потенциала для будущего развития — развитие научного потенциала; развитие потенциала инфраструктуры; воспроизводство и развитие трудового потенциала; развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов; развитие потенциала государственного управления.
Улучшение значений этих показателей за счет использования ИТ может стать показателем эффективности внедрения ИТ-систем в сфере государственного управления. Прямая инвестиционная привлекательность ИТ перестает быть безусловно приоритетной, потому что эффективность внедрения ИТ в органах государственной власти отвечает на вопрос не как повысится «рентабельность власти», а как технологии изменят функционирование власти и как эти нововведения повлияют на жизнедеятельность граждан и организаций. К сожалению, прозрачного механизма, позволяющего увязать внедрение ИТ-системы в ведомстве или на региональном уровне с комплексными показателями качества жизни населения, экономическим ростом, потенциалом будущего развития и др. на данный момент не существует.
Большинство методов оценки ИКТ-проектов, рассмотренных выше как применимых в бизнесе, малопригодны для оценки эффективности использования ИТ в государственном управлении. Перенос большинства подходов к оценке ИКТ-проектов, применимых в бизнесе, дает неадекватные и противоречивые результаты в сфере государственного управления. Это связано как с различными целями и отношениями к внедрению информационных систем, так и с тем, что почти любой ИКТ-проект, реализуемый в органах государственной власти, более сложен, чем аналогичный по стоимости и времени разработки ИКТ-проект в коммерческой компании. А, учитывая потенциальное влияние на жизнь граждан и организаций внедрения ИКТ-проектов, различия становятся еще более существенными. В качестве одного примера влияния внедрения ИТ-проектов можно вспомнить неудачное внедрение ИТ-системы ЕГАИС, когда в течение нескольких месяцев было парализовано нормальное функционирование всего рынка алкогольной продукции или, наоборот, когда разработка и внедрение «социальных карт» позволили в ряде регионов минимизировать последствия монетизации льгот для пенсионеров и социально-незащищенных категорий граждан.
В данный момент актуальность вопроса оценки внедрения ИТ в органах государственной власти достаточно высока. Однако если начать поиск подходов и методов, которые могут быть применимы для оценки ИКТ-проектов в органах государственной власти, то обнаружится, что адекватных методик оценки просто не существует. Отсутствие доступной методики приводит к тому, что решения о реализации того или иного проекта как в рамках федеральных программ, так и в рамках программ субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления принимаются на основе частных мнений и рекомендаций. Помимо этого, следствием отсутствия таких методик является то, что финансирование на ИТ продолжает выделяться по остаточному принципу, так как ИТ-службы просто не в состоянии показать потенциальный эффект от внедрения ИТ-системы для ведомства или для той или иной сферы государственного управления.
По сути, необходим инструментарий, позволяющий проектировать, оценивать и обеспечивать мониторинг процессов создания отдельных ИКТ-проектов и целостной системы формирования электронного правительства. Выстраивание подобного рода системы должно учитывать существующую систему финансирования ИКТ-проектов на федеральном и региональном уровнях.
Одним из подходов к оценке ИКТ-проектов для органов государственной власти может стать использование типологии и архитектурной схемы электронного правительства.
Приведем далее описание такого алгоритма.
На первом этапе оценки ИКТ-проекта осуществляется его отнесение к одному из типов информационных проектов на основе следующей классификации ИКТ-проектов:
1. Проекты создания ИТ-инфраструктуры — проекты создания и обеспечения функционирования каналов и сетей передачи данных, построения локальных и глобальных информационных сетей и узлов, развертывания серверов и рабочих станций, т.е. проекты создания развитой сетевой и технической инфраструктуры, позволяющей в перспективе обеспечить свободный доступ пользователей к данным и информации.
2. Проекты, обеспечивающие ИТ-системы для органов государственной власти — ИКТ-проекты, обеспечивающие внутреннюю административную деятельность, такие, как система кадрового учета, бухгалтерии, внутреннего документооборота и пр.
3. Проекты по созданию инфраструктуры информационного взаимодействия и предоставления государственных услуг — проекты, направленные на обеспечение «точек доступа» к информации и данным органов государственной власти. Такого рода «точками доступа» могут стать Интернет-порталы, call-центры, информационные киоски, мобильные телефоны и др., обеспечивающие информационную открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов, а также обеспечение онлайн транзакций и создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ.
4. Проекты по созданию ИТ-системы поддержки выполнения административных регламентов и предоставления государственных услуг — проекты по реализации электронных административных регламентов, системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и др. Такие проекты направлены на автоматизацию и сопровождение процессов предоставления государственных услуг для граждан и организаций.
5. Проекты по созданию ИТ-системы реализации проектов и системы поддержки принятия решений — проекты, направленные на автоматизацию деятельности органов государственной власти в сфере реализации проектной и программной деятельности (федеральные, региональные проекты и программы; приоритетные национальные проекты и пр.), а также ИТ-системы, обеспечивающие поддержку принятия решений.
6. Проекты по созданию общефедеральных ИТ-систем — проекты, реализация которых обусловлена выстраиванием единой инфраструктуры данных на территории всей страны. Например, компоненты общефедеральных проектов, реализуемых на региональном уровне, таких, как СПУН, РИПД, ГАС «Выборы», ИСоГД, ГАС «Управление» и пр.
На втором этапе ИКТ-проекты должны быть оценены в зависимости от типа проекта:
1. В проектах по созданию ИТ-инфраструктуры:
§ развитость, доступность, плотность инфраструктуры;
§ стандарты и стоимость подключения к инфраструктуре;
§ избыточность и потенциал инфраструктуры (защищенность, пропускная способность, загруженность) и др.
2. В проектах по созданию инфраструктуры информационного взаимодействия и предоставления государственных услуг:
§ полнота информации об органах государственной власти;
§ достаточность информации о государственных услугах, обеспечении транзакций между гражданами и органами государственной власти, структуре каналов доступа к государственным услугам;
§ востребованность доступа к государственным услугам (частота обращений в ОГВ онлайн, посещаемость ресурсов, доля оказанных онлайн услуг гражданам и организациям (от общего объема данных услуг) и пр.
3. В проектах по созданию ИТ-системы поддержки выполнения административных регламентов и предоставления государственных услуг:
§ прямые и косвенные параметры влияния на качество предоставления государственных услуг;
§ уменьшение сроков предоставления государственных услуг;
§ увеличение количества предоставленных государственных услуг за фиксированное количество времени;
§ обеспечение межведомственного взаимодействия;
§ снижение сложности получения государственных услуг для гражданина и пр.
В зависимости от сферы создания ИТ-систем по поддержке предоставления государственных услуг выявляется целый ряд показателей и параметров, специфических именно для нее, и далее необходимо соотнести общее влияние от внедрения ИТ-системы с ситуацией в конкретном ведомстве или регионе. В итоге появляется количественный расчет и качественная оценка эффектов от внедрения ИТ-системы в конкретном случае.
4. В проектах по созданию ИТ-системы реализации проектов и системы поддержки принятия решений оценка производится в категориях успешности реализации программ и проектов, т.е. насколько созданные системы влияют на качество управления проектами в конкретном случае (в зависимости от сложности, объема, комплексности работ и пр.): обеспечивают управление содержанием проекта, определение и мониторинг контрольных точек, выявление и управление рисками проекта, дают возможности по координации работ и персонала, и пр.
Для каждой типологии проектов выстраивается своя система общих параметров оценки и далее производится соотнесение общих параметров с конкретной ситуацией реализации проекта, проводится оценивание как планируемых оперативных результатов, так и потенциальных возможностей, которые появляются при реализации данного ИКТ-проекта. В результате проведения полного цикла оценки потенциала ИКТ-проекта возможна увязка результатов его реализации с показателями (внутренними и внешними) деятельности органов государственной власти, в итоге такой подход должен предоставлять возможности сравнения ИКТ-проектов с иными проектами по тому или иному направлению.