Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка эффективности ИКТ-проектов для органов власти



При рассмотрении подходов к оценке ИКТ-проектов для органов государственной власти, прежде всего, отметим их кардинальное отличие от ИКТ-проектов, реализуемых в бизнесе. Главное отличие заключается в том, что при оценке ИКТ-проектов в бизнесе приоритетны финансово-экономические показатели, но для органов государственной власти необходимо просчитать не просто экономический эффект, который принесет внедрение ИТ, следует также определить, как использование этих технологий может повлиять на изменения в жизни региона, округа, муниципалитета. Например, рассматривая выделение бюджетных средств на ИКТ-проекты как бюджетные инвестиции, можно выделить такие показатели, как:

§ повышение качества жизни населения — индекс развития человеческого потенциала; повышение материального благосостояния населения; повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни; повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей;

§ обеспечение высоких темпов экономического роста — валовой внутренний продукт; обеспечение макроэкономической стабильности; развитие свободных и конкурентных рынков; рост производства существующих субъектов экономики; улучшение инвестиционного климата; повышение конкурентоспособности бизнеса;

§ создание потенциала для будущего развития — развитие научного потенциала; развитие потенциала инфраструктуры; воспроизводство и развитие трудового потенциала; развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов; развитие потенциала государственного управления.

Улучшение значений этих показателей за счет использования ИТ может стать показателем эффективности внедрения ИТ-систем в сфере государственного управления. Прямая инвестиционная привлекательность ИТ перестает быть безусловно приоритетной, потому что эффективность внедрения ИТ в органах государственной власти отвечает на вопрос не как повысится «рентабельность власти», а как технологии изменят функционирование власти и как эти нововведения повлияют на жизнедеятельность граждан и организаций. К сожалению, прозрачного механизма, позволяющего увязать внедрение ИТ-системы в ведомстве или на региональном уровне с комплексными показателями качества жизни населения, экономическим ростом, потенциалом будущего развития и др. на данный момент не существует.

Большинство методов оценки ИКТ-проектов, рассмотренных выше как применимых в бизнесе, малопригодны для оценки эффективности использования ИТ в государственном управлении. Перенос большинства подходов к оценке ИКТ-проектов, применимых в бизнесе, дает неадекватные и противоречивые результаты в сфере государственного управления. Это связано как с различными целями и отношениями к внедрению информационных систем, так и с тем, что почти любой ИКТ-проект, реализуемый в органах государственной власти, более сложен, чем аналогичный по стоимости и времени разработки ИКТ-проект в коммерческой компании. А, учитывая потенциальное влияние на жизнь граждан и организаций внедрения ИКТ-проектов, различия становятся еще более существенными. В качестве одного примера влияния внедрения ИТ-проектов можно вспомнить неудачное внедрение ИТ-системы ЕГАИС, когда в течение нескольких месяцев было парализовано нормальное функционирование всего рынка алкогольной продукции или, наоборот, когда разработка и внедрение «социальных карт» позволили в ряде регионов минимизировать последствия монетизации льгот для пенсионеров и социально-незащищенных категорий граждан.

В данный момент актуальность вопроса оценки внедрения ИТ в органах государственной власти достаточно высока. Однако если начать поиск подходов и методов, которые могут быть применимы для оценки ИКТ-проектов в органах государственной власти, то обнаружится, что адекватных методик оценки просто не существует. Отсутствие доступной методики приводит к тому, что решения о реализации того или иного проекта как в рамках федеральных программ, так и в рамках программ субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления принимаются на основе частных мнений и рекомендаций. Помимо этого, следствием отсутствия таких методик является то, что финансирование на ИТ продолжает выделяться по остаточному принципу, так как ИТ-службы просто не в состоянии показать потенциальный эффект от внедрения ИТ-системы для ведомства или для той или иной сферы государственного управления.

По сути, необходим инструментарий, позволяющий проектировать, оценивать и обеспечивать мониторинг процессов создания отдельных ИКТ-проектов и целостной системы формирования электронного правительства. Выстраивание подобного рода системы должно учитывать существующую систему финансирования ИКТ-проектов на федеральном и региональном уровнях.

Одним из подходов к оценке ИКТ-проектов для органов государственной власти может стать использование типологии и архитектурной схемы электронного правительства.

Приведем далее описание такого алгоритма.

На первом этапе оценки ИКТ-проекта осуществляется его отнесение к одному из типов информационных проектов на основе следующей классификации ИКТ-проектов:

1. Проекты создания ИТ-инфраструктуры — проекты создания и обеспечения функционирования каналов и сетей передачи данных, построения локальных и глобальных информационных сетей и узлов, развертывания серверов и рабочих станций, т.е. проекты создания развитой сетевой и технической инфраструктуры, позволяющей в перспективе обеспечить свободный доступ пользователей к данным и информации.

2. Проекты, обеспечивающие ИТ-системы для органов государственной власти — ИКТ-проекты, обеспечивающие внутреннюю административную деятельность, такие, как система кадрового учета, бухгалтерии, внутреннего документооборота и пр.

3. Проекты по созданию инфраструктуры информационного взаимодействия и предоставления государственных услуг — проекты, направленные на обеспечение «точек доступа» к информации и данным органов государственной власти. Такого рода «точками доступа» могут стать Интернет-порталы, call-центры, информационные киоски, мобильные телефоны и др., обеспечивающие информационную открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов, а также обеспечение онлайн транзакций и создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ.

4. Проекты по созданию ИТ-системы поддержки выполнения административных регламентов и предоставления государственных услуг — проекты по реализации электронных административных регламентов, системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и др. Такие проекты направлены на автоматизацию и сопровождение процессов предоставления государственных услуг для граждан и организаций.

5. Проекты по созданию ИТ-системы реализации проектов и системы поддержки принятия решений — проекты, направленные на автоматизацию деятельности органов государственной власти в сфере реализации проектной и программной деятельности (федеральные, региональные проекты и программы; приоритетные национальные проекты и пр.), а также ИТ-системы, обеспечивающие поддержку принятия решений.

6. Проекты по созданию общефедеральных ИТ-систем — проекты, реализация которых обусловлена выстраиванием единой инфраструктуры данных на территории всей страны. Например, компоненты общефедеральных проектов, реализуемых на региональном уровне, таких, как СПУН, РИПД, ГАС «Выборы», ИСоГД, ГАС «Управление» и пр.

На втором этапе ИКТ-проекты должны быть оценены в зависимости от типа проекта:

1. В проектах по созданию ИТ-инфраструктуры:

§ развитость, доступность, плотность инфраструктуры;

§ стандарты и стоимость подключения к инфраструктуре;

§ избыточность и потенциал инфраструктуры (защищенность, пропускная способность, загруженность) и др.

2. В проектах по созданию инфраструктуры информационного взаимодействия и предоставления государственных услуг:

§ полнота информации об органах государственной власти;

§ достаточность информации о государственных услугах, обеспечении транзакций между гражданами и органами государственной власти, структуре каналов доступа к государственным услугам;

§ востребованность доступа к государственным услугам (частота обращений в ОГВ онлайн, посещаемость ресурсов, доля оказанных онлайн услуг гражданам и организациям (от общего объема данных услуг) и пр.

3. В проектах по созданию ИТ-системы поддержки выполнения административных регламентов и предоставления государственных услуг:

§ прямые и косвенные параметры влияния на качество предоставления государственных услуг;

§ уменьшение сроков предоставления государственных услуг;

§ увеличение количества предоставленных государственных услуг за фиксированное количество времени;

§ обеспечение межведомственного взаимодействия;

§ снижение сложности получения государственных услуг для гражданина и пр.

В зависимости от сферы создания ИТ-систем по поддержке предоставления государственных услуг выявляется целый ряд показателей и параметров, специфических именно для нее, и далее необходимо соотнести общее влияние от внедрения ИТ-системы с ситуацией в конкретном ведомстве или регионе. В итоге появляется количественный расчет и качественная оценка эффектов от внедрения ИТ-системы в конкретном случае.

4. В проектах по созданию ИТ-системы реализации проектов и системы поддержки принятия решений оценка производится в категориях успешности реализации программ и проектов, т.е. насколько созданные системы влияют на качество управления проектами в конкретном случае (в зависимости от сложности, объема, комплексности работ и пр.): обеспечивают управление содержанием проекта, определение и мониторинг контрольных точек, выявление и управление рисками проекта, дают возможности по координации работ и персонала, и пр.

Для каждой типологии проектов выстраивается своя система общих параметров оценки и далее производится соотнесение общих параметров с конкретной ситуацией реализации проекта, проводится оценивание как планируемых оперативных результатов, так и потенциальных возможностей, которые появляются при реализации данного ИКТ-проекта. В результате проведения полного цикла оценки потенциала ИКТ-проекта возможна увязка результатов его реализации с показателями (внутренними и внешними) деятельности органов государственной власти, в итоге такой подход должен предоставлять возможности сравнения ИКТ-проектов с иными проектами по тому или иному направлению.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.