Обеспеченность работников учреждений региональных органов власти и органов местного самоуправления персональными компьютерами и доступом в Интернет по федеральным округам
Разработчики методологии статистической оценки развития ИКТ подчеркивают, что в целях статистической оценки использования ИКТ в деятельности органов государственного и муниципального управления предстоит организовать специализированное наблюдение за процессами формирования «электронного правительства», включая анализ уровня распространения ИКТ в этой сфере, направления и результаты использования, сдерживающие факторы и т.п.
Исследования уровня развития информационного общества и ИКТ в России
В настоящее время система мониторинга развития информационного общества в России находится в стадии становления. Приведем отдельные примеры, по которым можно судить об оценке эффективности мероприятий и проектов внедрения ИКТ в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Одна из систем показателей, отражающих темпы развития технологий информационного общества в России, создана Институтом развития информационного общества (далее — ИРИО) в рамках проекта «Российский портал развития», поддержанный программой InfoDev Всемирного Банка (http://www.iis.ru). Это исследование опиралось на методику, предложенную Центром международного развития Гарвардского университета «Готовность к сетевому миру: Путеводитель для развивающихся стран» («Readiness for the Networked World», Center for International Development at Harvard University). Согласно этой методике выделяются 19 индикаторов, которые сгруппированы в пять блоков, подлежащих оценке:
§ информационная инфраструктура,
§ обучение с использованием ИКТ,
§ сетевая экономика,
§ сетевое общество,
§ государственная политика информатизации.
По каждой группе индикаторов были сформулированы критерии для определения четырех степеней готовности.
Результаты этого исследования показали, что в сфере информатизации Россия имеет достаточно высокие темпы развития. Однако это развитие отличается существенной неравномерностью по различным областям экономики и социальной сферы, а достигнутые успехи — это лишь первые шаги в направлении к информационному обществу.
Как показал проведенный анализ, по десяти показателям Гарвардской методики Россия находится на третьей стадии развития, по девяти — только на второй. Авторы отчета подчеркивают, что существенные трудности при построении системы объективных показателей связаны с тем, что официальная статистика развития и использования ИКТ в России остается фрагментарной. Только в 2001 г. были впервые опубликованы статистические данные о состоянии сектора ИКТ и их использовании в различных отраслях экономики, полученные в результате единовременного обследования, проведенного в 1999 г. Госкомстатом.
В 2004 г. ИРИО был подготовлен аналитический доклад «Готовность России к информационному обществу: Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития», в котором представлены результаты проекта программы Всемирного Банка InfoDev «Оценка ИКТ-инфраструктуры и готовности России к электронному развитию». Это исследование также опиралось на Гарвардскую методику, в результате сформулированы итоговые оценки и рекомендации по повышению степени готовности страны к электронному развитию. В 2005 г. ИРИО построен индекс готовности регионов России к информационному обществу, значение которого рассчитано для 88 регионов. На основе этого индекса построен индекс готовности регионов к электронному правительству. В 2006 г. осуществлена аналогичная разработка, однако отсутствие подробной информации о методике исследования не позволяет осуществить независимую оценку достоверности построенных индексов.
Другая аналитическая разработка, связанная с выявлением уровня готовности России к использованию технологий информационного общества, осуществлена в 2003 г. Центром развития информационного общества (далее — РИО-Центр: http://www.riocenter.ru).
Цель исследования — определить, готово ли общество воспринять происходящие перемены, воспользоваться новыми возможностями, открывающимися по мере внедрения современных ИКТ, что препятствует адаптации людей к реалиям и специфике информационного общества. В отчете о результатах исследования за 2003 г. подчеркивается, что выявление отношения российского общественного мнения к современным информационным технологиям представляет собой сложную научную задачу по нескольким причинам. Во-первых, общий уровень распространения в России информационных технологий ниже, чем в передовых промышленно развитых странах. Во-вторых, распространение информационных технологий носит в России весьма неравномерный характер — как в географическом плане, так и с точки зрения основных социально-демографических делений. В-третьих, российское общество лишь выходит из затяжного «кризиса переходного периода». Это касается не только материальной стороны жизни, но и психологического состояния. В переходном обществе, как известно из многочисленных социологических исследований, причудливо переплетаются стереотипы прошлого и надежды на «прорыв в будущее». Вопросы, связанные с отношением людей к информационным технологиям, их роли в экономике страны и частной жизни, попадают под «перекрестное воздействие» этих противоречивых настроений.
Обобщая краткий обзор двух разработок по определению готовности регионов России к развитию технологий информационного общества, позволяет отметить, что актуальность задачи выявления готовности по мере развития сектора ИКТ и углубления качественных изменений в российском обществе под влиянием социальных аспектов информатизации, постепенно снижается. На повестку дня выходит задача формирования системы индикаторов и методик выявления реального уровня использования ИКТ в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в системе государственного и муниципального управления. Задача формирования такой системы индикаторов поставлена в Стратегии развития информационного общества в России, которая была подписана Президентом России в начале 2008 г.