и сентябрь 2007 г. (см.: The User Challange Benchmarking. The Supply of Online Public Services: 7th Measurement. September 2007 / Directorate General for Information Society and Media.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
С целью измерения по индикатору «доступность государственных услуг в онлайновом режиме» разработана модель усовершенствования электронных услуг. Эта модель иллюстрирует различные степени усовершенствования онлайновых государственных услуг, начиная с предоставления базовой информации через одностороннее и взаимное взаимодействие и заканчивая полностью электронной обработкой каждого обращения.
Новый индикатор (количество государственных услуг, полностью доступных в онлайновом режиме) измеряется на базе двухуровневой структуры:
§ уровень 1 — нет полной доступности в онлайновом режиме;
§ уровень 2 — полная доступность в онлайновом режиме.
Первый уровень соответствует этапам с нулевого по третий структуры «усовершенствования». Второй уровень соответствует четвертому этапу этой структуры.
Для того чтобы лучше проследить развитие услуг, они были объединены в группы услуг, связанных с:
§ получением дохода от граждан и бизнеса (в основном, налоги и выплаты в фонды социального страхования);
§ регистрацией личных данных или данных о вещах в качестве результата административной обязанности;
§ подачей декларации о доходах и налогах;
§ выдачей разрешений и лицензий.
Кроме того, было проведено несколько исследований качественных аспектов предоставления электронных услуг. Обобщенная схема определения того, на каком уровне усовершенствования находится оказание той или иной онлайновой услуги, представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Обобщенная структура определения уровня усовершенствования для онлайновых электронных услуг
Уровень
Описание критериев отнесения к уровню
Поставщик услуги или отвечающая за ее реализацию властная структура не имеет открытого для широкого доступа веб-сайта или сайт не соответствует ни одному из критериев 1—4 уровней
Необходимая для начала процедуры предоставления услуги информация доступна на веб-сайте, управляемом поставщиком услуги или властной структурой
Открытый для широкого доступа веб-сайт предоставляет возможность получения электронного эквивалента бумажной формы для начала процедуры предоставления услуги не электронным способом
Веб-сайт предоставляет возможность электронного получения официальной электронной формы для начала процедуры предоставления услуги
Веб-сайт предоставляет возможность полностью осуществить процесс предоставления услуги через электронное взаимодействие. Клиент не должен осуществлять какую бы то ни было формальную процедуру, занимаясь канцелярской работой
По результатам проведенного в апреле 2006 г. компанией Capgemini исследования первое место в рейтинге стран ЕС по показателю «Онлайновое усовершенствование» занимает Австрия. Рейтинг для стран Европейского Союза приведен в таблице 2.
Таблица 2.
Рейтинг стран Европейского Союза по индикатору «Онлайновое усовершенствование» (2001—2006 гг.)
№
Страна
Апрель 2006
Октябрь 2004
Октябрь 2003
Октябрь 2002
Октябрь 2001
1.
Австрия
2.
Мальта
3.
Эстония
4.
Швеция
5.
Норвегия
6.
Великобритания
7.
Словения
8.
Дания
9.
Финляндия
10.
Франция
11.
Ирландия
12.
Португалия
13.
Венгрия
14.
Италия
15.
Испания
16.
Нидерланды
17.
Исландия
18.
Бельгия
19.
Германия
20.
Литва
21.
Кипр
22.
Швейцария
23.
Греция
24.
Чехия
25.
Люксембург
26.
Польша
27.
Словакия
28.
Латвия
Отчет о результатах сравнительного исследования, проведенного компанией Capgemini в 2007 г., показывает, что первое место в рейтинге сохранила Австрия (см. рис. 3). (См.: The User Challange Benchmarking. The Supply of Online Public Services: 7th Measurement. September 2007 / Directorate General for Information Society and Media. [P. 15] – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Рис. 3. Рейтинг стран Европейского Союза по индикатору «Онлайновое усовершенствование» (2007 г.)
Система индикаторов и ежегодные сравнительные исследования, которые осуществляются по заказу Еврокомиссии, позволяют обозначить динамику развития степени усовершенствования онлайновых электронных услуг по двум группам: базовым электронным услугам для граждан (G2C) и для бизнеса (G2B). На рис. 4 представлены обобщенные данные по всем странам ЕС за соответствующие годы.
Рис. 4.Доступность электронных правительственных услуг в странах Европейского Союза (2001 – 2007 гг.)
Таким образом, степень доступности электронных правительственных услуг для бизнеса (G2B) за все годы, когда осуществлялся мониторинг, превышает доступность услуг для населения (G2C). Доступность услуг G2B превысила 50 % еще в 2002 г., тогда как онлайновая доступность правительственных услуг для граждан вышла на уровень 50 % только через пять лет — в 2007 г.
Методика и данная система индикаторов позволяют представить в обобщенном виде степень усовершенствования онлайновых электронных услуг в странах Евросоюза. По оценкам сравнительного исследования компании Capgemini за 2007 г. средний уровень этого индикатора имеет величину около 80 % (рис. 5), и большинство стран ЕС имеют значения выше этого уровня (см. рис. 5).
Рис. 5Доступность электронных правительственных услуг в странах Европейского Союза (2001 – 2007 гг.)
Следует отметить, что европейский подход к развитию «электронного государства» в значительной степени опирается на базовые принципы макроэкономической политики стран Евросоюза в области формирования информационного общества, заявленные в программе «Электронная Европа».