В начале 2001 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р была начата разработка проекта Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (далее ФЦП «Электронная Россия») была утверждена.
ФЦП «Электронная Россия» предусматривает реализацию мероприятий по девяти основным направлениям:
1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.
2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов.
3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.
4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрения ИКТ в реальный сектор экономики.
5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
6. Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.
7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.
8. Развитие системы электронной торговли.
9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы.
Первоначальная редакция ФЦП «Электронная Россия» предусматривала очень широкий набор целей и задач — от создания условий для развития демократии (равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество) до формирования условий, необходимых для широкого использования в России механизмов электронной торговли. В качестве самой важной задачи ставилось повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования ИКТ.
Реализацию программы предполагалось осуществить в три этапа:
На первом этапе (2002 г.) планировалось осуществить анализ нормативно-правовой базы, изучить уровень информатизации экономики, сформировать систему мониторинга эффективности использования ИКТ, в том числе в органах власти и местного самоуправления, подготовить пакет законопроектов, обеспечивающих гармонизацию законодательства Российской Федерации в сфере ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством стран ЕС.
На втором этапе (2003 –— 2004 гг.) предполагалось на основе проведенных исследований и сформированной законодательной базы начать реализацию проектов, обеспечивающих электронное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами в сфере налогообложения, таможенного декларирования, регистрации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представления статотчетности и по вопросам поставки продукции для федеральных государственных нужд. Помимо этого предполагалась реализация комплекса мероприятий в сфере инновационного развития — создание технопарков и формирование современной материально-технической базы для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов в сфере ИКТ.
Третий этап программы (2005 –— 2010 гг.) был ориентирован на создание основы для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли. На этом этапе предполагалось комплексное внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, стандартизированного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности.
Однако отсутствие нормативно-правовой базы для реинжиниринга процессов управления в органах власти фактически не позволяло на первом и втором этапах эффективно внедрять электронные государственные услуги и в большинстве случаев выполнялись в основном инициативные и (или) пилотные проекты, которые в этот период реализовывались в отдельных органах власти.
Несмотря на все организационные трудности, само утверждение и начало выполнения ФЦП «Электронная Россия» явилось серьезным стимулом для начала проработки проектов развития электронного правительства на федеральном и региональном уровнях.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»
Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был сделан принятием постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Данное постановление предписывает федеральным органам исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов, а также регулярного размещения этих информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти.
Государственная Дума Российской Федерации в апреле 2007 г. приняла в первом чтениизаконопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в котором «впервые государство берет на себя ответственность за то, чтобы гражданин мог реализовать свое право на информацию» (В. Комиссаров, председатель Комитета по информационной политике Государственной Думы»).
В законопроекте закрепляется состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обязательной для размещения в информационных системах общего пользования, конкретизируются требования к составу общедоступной информации в электронном виде об органе власти.
Сфера действия законопроекта распространяется на отношения, возникающие в процессе поиска, получения информации исключительно о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, но всю общественно-значимую информацию неправомерно сводить лишь к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, необходим более широкий и открытый подход к регулированию конституционного права на информацию, а это, в свою очередь, требует более широкого законодательного регулирования.
Становится очевидным, что весьма актуальный законопроект, разработанный Минэкономразвития России, предполагает наличие другого фундаментального законодательного акта, который бы устанавливал гарантии права на информацию, закреплял основы правового регулирования права искать, получать, передавать и распространять информацию, а также ответственность субъектов предоставления информации.