Странами, достигшими наибольших успехов в процессе перехода к электронному правительству, являются Канада, Сингапур и США. Именно на примере этих и некоторых других государств далее будут рассмотрены две основные модели разработки и реализации государственной политики в сфере электронного правительства: западная (Канада и США) и восточная (Сингапур, Южная Корея).
Канада одной из первых стран в мире приступила к решению проблемы открытого доступа к информации государственных структур. Процесс развития государственной политики Канады в сфере электронного правительства прошел первые два этапа — определение общественных проблем и целей политики, инициирование политики, разработка и легитимация еще в 1994 году, когда правительство Канады разработало документ «Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий». К середине 1990-х Канада уже прошла два этапа развития:
«проблемы общества —> государство» и
«государство —> политическая стратегия».
Одной из основных причин, побудивших канадское правительство серьезно взяться за развитие информационных услуг, — большая территория страны и низкая плотность населения. Иными словами, главной целью Канады было обеспечение равных возможностей доступа к государственным и иным услугам: образовательным, медицинским, налоговым и т.д. Однако, к третьему этапу — мониторингу процесса реализации государственной политики Канада перешла не сразу.
Первоначально национальное правительство рассматривало возможности увеличения количества соответствующих специалистов и строительства путей сообщения. Однако, проанализировав все данные, руководство страны пришло к выводу, что организация сетей связи потребует меньше материальных ресурсов. Проект 1994 г. предусматривал создание в масштабах всего государственного аппарата электронной информационной системы, которая должна была упростить и ускорить обслуживание населения при одновременном снижении расходов налогоплательщиков. Проект получил условное международное название «E-Government» или «Электронное правительство».
Сегодня в Канаде создан мощнейший веб-портал правительства, на котором объединено до 500 интернет-страниц министерств и ведомств. И любой посетитель этого портала имеет возможность не только увидеть работу всех органов власти, но и напрямую взаимодействовать с ними. Канадский правительственный портал представляет собой один из самых крупных порталов, объединяющих G2C и G2B функции. Сайт представлен на двух языках — английском и французском — www.canada.gc.ca. и наряду с разделами для граждан Канады содержит G2C и G2B разделы для граждан, не проживающих в стране постоянно.
Сайт поделен на несколько разделов, соответствующих тем или иным направлениям взаимодействия государства с населением и бизнесом. Например, раздел «Начало бизнеса» является интерактивным руководством для тех, кто начинает свой бизнес в Канаде, а также содержит справочную информацию для тех, кто уже ведет собственный бизнес. На страницах раздела приводится полный алгоритм построения нового бизнеса, зависящий от таких параметров, как территориальное расположение (провинция) и направление, в котором будет развиваться бизнес. Даются развернутые ответы на многие вопросы, касающиеся начала ведения бизнеса. В разделе «Налоги» содержатся электронные сервисы для взаимодействия с канадским налоговым агентством, а также обширный массив нормативно-правовой информации о налогообложении в Канаде.
В общей сложности портал предоставляет доступ почти к 1000 государственных программ и услуг.
Правительство этой страны взяло на себя обязательство сделать так, чтобы Канада получила всемирную известность как государство наиболее тесно связанное со своими гражданами благодаря развитой специализированной государственной информационно-кибернетической системе.
Руководящий принцип создания электронного правительства в Канаде — организация услуг и предоставление информации в соответствии с потребностями и ожиданиями граждан. Правительство работает над тем, чтобы электронные правительственные услуги были общедоступными, простыми в использовании и соответствовали приоритетам канадцев, не требовали больших затрат времени и денег, были качественными и всесторонними, конфиденциальными и безопасными, отвечали потребностям населения Канады. Говоря о политической стратегии Канады в сфере формирования электронного правительства, необходимо отметить, что она является практическим воплощением так называемой демократической модели, при которой существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных организаций при сохранении централизованного управления.
Итак, Канада прошла уже полный цикл развития государственной политики в области электронного правительства от определения проблем до оценки и регулирования государственной политики. Сегодня Канада является одним из мировых лидеров в области применения информационных технологий и имеет самое развитое электронное правительство.
Другим примером демократической модели политической стратегии государства в области формирования и функционирования электронного правительства является США.
Обсуждение возможности и необходимости разработки проекта американского электронного правительства велось с 1998 г. Однако только 24 июня 2000 г. Билл Клинтон объявил об открытии правительственного портала в течение ближайших 90 дней. Правительственный портал «Первое правительство» открылся в сентябре 2000 г. Техническим обеспечением занимался Эрик Брюер – один из основателей и главный научный сотрудник корпорации Inktomi. На сегодняшний день портал содержит 47 миллионов млн страниц: сайты всех американских правительственных учреждений, — как центральных, так и местных.
Сегодня официальный портал правительства США предоставляет гражданам любую общедоступную правительственную информацию. Портал имеет четкое разделение на тематики G2G, G2B и G2C.